Медиа
András Huszti
147

Как выбрать формат для подкаста

В предыдущей статье мы поделились своим опытом публикации подкастов, а до того — записи подкастов (где, как и чем записывать). В этой статье расскажем, как выбрать формат, — на примере того, как мы это делаем для подкаста Tilda Publishing, — и поделимся подборкой забористых примеров.

В закладки

Инструкция кратко:

Варианты форматов

Есть несколько базовых форматов подкастов:

  • «документалка»,
  • монолог,
  • ток-шоу ведущих,
  • свободный разговор с гостем,
  • разговор по сценарию с гостем.

Документалка

Представьте себе документальный фильм, только без картинки. Там все строится по уму и книжке: там и экспозиция, и завязка, и кульминация, и развязка с эпилогом. Так обычно пишутся художественные произведения.

Вас всегда ждет закрученный сюжет, когда от малого идут к глобальному, и наоборот. Много голосов, много фоновой музыки и звуков, которые служат иллюстрацией. Суперское качество звука.

Такие подкасты нереально интересно слушать, о чем бы они ни были, ведь там всегда есть сюжетная линия.

Этот подход требует очень существенной подготовки и постобработки. То есть, вы не только сначала продумываете, о чем будете рассказывать, как и что будете использовать для усиления идеи, которую хотите донести. Когда получите файлы записи, нужно будет еще и очень грамотно скомпоновать.

Кроме ведущего и гостя , как правило, есть еще и голоса со-ведущих «второго плана» и голоса экспертов. Как правило, один такой выпуск готовится несколько недель, а то и месяцев, а работает над ним команда из 5-10 человек.

Роман Марс, признанный король документальных подкастов, ведущий 99pi Источник

Для меня идеальный пример такого подхода — подкаст 99 percent invisible. Ребята рассказывают о дизайне повседневных вещей и явлений в рамках общества и культура и наоборот. Другие примеры из моей подборки: Freakonomics Radio, Hidden Brain, Anatomy of Next и TED Radio Hour.

Это феерически крутой формат, который хочется слушать и хочется наслаждаться каждым звуком, но нужно заранее отдавать себе отчет в том, что он крайне затратен по времени и деньгам. Такое себе могут позволить медиа-компании, для которых контент — это основной источник дохода.

Монолог

Очень непростой формат. Человек 30-120 минут рассказывает про что-то. Как правило, без особых извращений с аудио-сопровождением.

Сделать интересным такой подкаст можно исключительно за счет умения ведущего вести рассказ. Требует невероятного количества подготовки. Но, если вам предмет и так интересен, то это несложно.

Совсем недорогой формат в производстве, но рискуете оказаться скучным.

Количество обработки в пост-продакшыне зависит от вашего умения говорить. Например, Hardcore History записывается в один подход (там выпуски по несколько часов), но дублей при этом у них немерено, поэтому каждый выпуск готовится неделями.

Качественные примеры формата из моей подборки: уже упомянутый Hardcore History, Anthropocene Reviewed и Memory Palace.

Можете упростить себе жизнь сайдкимом — товарищем, который сидит за кадром и иногда включается в разговор и вам поддакивает или подшучивает. Так, например, делает Льюис Хильзентегер (который Unbox Therapy) на своем шоу Lew… Later.

Ток-шоу ведущих

Двое-трое человек собираются вместе и обсуждают какую-то тему. Один из самых популярных форматов. Особенно среди российских подкастов.

Держится на харизме ведущих. Как правило, слегка или весьма юмористичный, но темы могут быть весьма серьезными. Как правило, не обрабатывается в пост-продакшыне, а выпускается как есть, без купюр и цензуры.

Мои любимчики, Джош Кларк и Чак Браянт, ведущие Stuff you should know. Источник

Характерен тем, что не дорогой в производстве, не требует доп инфраструктуры для привлечения гостей, но требует глубоких познаний в экспертной области.

Качественные примеры формата из моей подборки: Science Rules! With Bill Nye и Stuff You Should Know.

Интервью

Я бы в этом формате выделил три подформата: без сценария, под копирку и со сценарием.

Без сценария

Отличный формат, но его надо уметь вытянуть, ведь он требует не только глубоких познаний в экспертной области, но и умения самому рассказывать и «раскрывать» гостя. Может быть ни о чем и обо всем или о чем-то конкретном.

Очень важно уметь настроить гостя на положительный лад, разговорить его, уметь пошутить, посочувствовать, слушать, слышать, анализировать и принимать решения на ходу. Это особенно важно, если задача — раскрыть какую-то конкретную тему.

В интервью без сценария очень важно уметь вести гостя, а не быть ведомым — это очень реальная ситуация.

Важный плюс такого подхода: поскольку вы не очень глубоко готовитесь, то вам так же интересно, как и слушателям. Или не интересно, что не менее важно, и вы на ходу можете принять решение, что здесь нужно больше покопать, а здесь вообще как-то скучно, надо сменить тему.

Импровизатор и очаровашка (справа) и по совместительству весьма серьезный инвестор и предприниматель Кевин Роуз во времена легендарного шоу Diggnation.

Когда готовитесь очень детально, бывает так, что у вас сбивается четкость видения, и вы уже объективно не можете оценить, интересно или нет, раскрыта тема или нет.

Отлично справляется с задачей Кевин Роуз в своем подкасте Kevin Rose Show и Эндрю Уорнер, один из самых первых подкастеров эва, в своем подкасте Mixergy.

Тоже недорогой формат в производстве — как правило публикуется как есть.

Разговор по сценарию с гостем

Хороший формат, потому что вы максимально контролируете процесс и оставляете себе место под импровизацию.

Вы заранее составляете вопросы, которые помогают вам осветить тему, изучаете про гостя все, что можно. И таким образом вам довольно легко стать интересным собеседником для героя.

Гость открывается вам, понимает, что к разговору вы готовились и уважаете его, а это важно.

Довольно затратный процесс по подготовке и обработке. Я знаю наверняка, потому что преимущественно это мой формат. Составление вопросов перед разговором у меня занимает 1.5-2 часа, а обработка занимает 3-4 часа, но об этом более детально в другой раз.

Мои любимые подкасты в этом поджанре — How I Built This и Tim Ferris Show

Под копирку

Ленивый, но железобетонный вариант. Вы разрабатываете один опросник, который будете использовать в каждом интервью. И отправляете его заранее гостям. Гости могут подготовиться и определить, что и как они будут рассказывать.

Минимум сюрпризов и стопудовое раскрытие темы

Как правило, это короткие подкасты — минут на 20-30. Готовиться не надо почти совсем, потому что вопросы одинаковые, а гости сами расскажут, что считают нужным.

Лично я не очень люблю этот формат. В моей подборке когда-то фигурировал EO Fire, но он жутко надоел своей поверхностью.

Если упустил какой-нибудь из форматов, дайте знать в комментариях.

Оценка сил

Я предлагаю идти от простого к сложному. Что вам проще всего дается, с того и надо начинать.

У меня есть знакомый, который совершенно случайно встретил человека, с которым ему очень комфортно разговаривать о сноубордах и активном образе жизни. Причем не в частном плане, а публично. И они начинают записывать подкаст — как раз в формате ток-шоу ведущих. У них синергия, разговор происходит весело, естественно и увлекательно.

Ну ориентируйтесь на сложившиеся ожидания по уровню обработки. Делать документалки будет очень тяжело, даже если вас от этого по-хорошему плющит.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "András Huszti", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 0, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 80886, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Aug 2019 14:35:06 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80886, "author_id": 131931, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80886\/get","add":"\/comments\/80886\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80886"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199130, "last_count_and_date": null }
1 комментарий
Популярные
По порядку
0

я за документалку больше, особенно если ты профи в определенной сфере. монолог может быть скучноватым, особенно если голос монотонный)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }