{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Чего хотят от продактов работодатели из Европы?

Когда мы задумываемся о переходе на международный рынок, в голову лезут сомнения: «Соответствую ли я европейским требованиям к продактам?» Ведь это логично — другая страна, другой рынок, другой бизнес и другие люди. Чего уж говорить, даже язык другой! Но чтобы эти вопросы не ставили в тупик и не мучили амбициозных ребят, мы разузнали всё у работающих за рубежом продактов, а также у рекрутеров, которые их нанимают.

Опыт

Для международного рынка, в отличие от российского, важно количество лет опыта, а не только крутые проекты и результаты в резюме. Для многих работодателей этот пункт суперкритичен! Это подтверждается и фразами из вакансий: «5+ years of relevant product management experience», «A minimum of 3 years experience working in product».

Также отличается система грейдов: сеньором продакт становится только после 8–10 лет работы. Отчасти поэтому зоны ответственности продактов чётко разграничены по уровням сеньорности — если в России джун может управлять большой командой, то в международной практике до этого надо дорасти.

Глобальное отличие — чёткая градация уровней позиций. Junior product manager или даже PM, скорее всего, не будет отвечать за глобальную стратегию — это очень важно понимать при поиске вакансий и оценке своих шансов на успех.

Борис Семёнов, Product Manager, Kaspersky

Экспертиза

За границей работодатели стараются искать продакта сразу с опытом в индустрии — времени на погружение и набор экспертизы нет, нужно быстро включиться в работу и показать результаты. Поэтому часто кандидатов без доменной экспертизы даже не рассматривают. В каждой вакансии встречается пара пунктов про экспертизу. Вот примеры: «Have experience in payments, fintech, cash flow management, or similar areas», «You have a solid track record in incremental software development with a focus on value».

Когда мы набирали команду продактов, для нас была важна экспертиза в крипте. Человек должен сразу включаться в работу, понимать, какие другие похожие продукты есть на рынке, сразу иметь представление, что мы можем улучшить. Времени на погружение у нас нет.

Юлия Моторина, BeInCrypto, Португалия

Образование и сертификаты

Если в России особо не смотрят на твою «корочку», то в Европе и Америке важно базовое образование. Часто в вакансиях пишут:«You have a Bachelor’s or Master’s degree in business administration, information systems, computer science, engineering, or a related area of study from a leading university».

С сертификатами всё проще — для многих рекрутеров их отсутствие не является стоп-фактором при рассмотрении кандидата. А если продуктовые сертификаты есть, то у кандидата появляются дополнительные преимущества.

Сертификации не являются обязательными, мы оцениваем реальные знания и опыт. Они могут стать преимуществом при принятии решения рассмотреть кандидатуру и пригласить на скрининг-интервью, но далее это не имеет веса. Мы принимаем решение исходя из соответствия опыта кандидата требованиям нашей вакансии.

Денис Смирнов, Lead Technical Recruiter, Wrike, Кипр

В нашей компании планка отбора специалистов высокая, но наличие именно сертификатов не является must-have. Локация кандидата также не имеет никакого значения. Тут важнее, что кандидат умеет и насколько он совпадает с нашей компанией по ценностям.

Для джун-специалистов наличие сертификатов вне зависимости от специальности, будь то разработка, секьюрити или продакт, будет преимуществом. Когда опыта не так много, это прекрасная возможность показать свои знания и потенциал.

Наталья Яркова, Senior Talent Partner at Affinidi

Хард-скиллы

Как ни странно, хард-скиллы вне зависимости от локации достаточно похожи — это структурирование, работа с гипотезами, фрейморками, бизнес-моделирование, работа с данными. Если и есть различия, то они скорее касаются специфики конкретной компании, чем трендов по рынку. Но остаются жесткие требования к соответствию прошлого опыта и экспертизы тем задачам, которые будут стоять на новом месте работы.

В продуктовых вакансиях можно встретить такие упоминания хардов: «Ability to define a compelling product vision», «An experimentation mindset to come up with hypotheses, test them quickly and ship the features globally», «You have broad technical knowledge, especially with web services, and back-end application infrastructure», «You have hands-on experience with root cause analysis, cost-benefit analysis, and ROI discovery», «Scrum, Agile Development, JIRA are no alien concepts for you».

Хард-скиллы очень часто проверяются на кейсах, поэтому, даже если у вас есть за плечами серьёзный опыт, оценивать вас будут по тому, насколько вы можете с ходу сориентироваться в незнакомой ситуации и предложить разумный подход. Нельзя забывать также о специальных знаниях, которые могут дать вам некоторое количество очков форы: финтех-компании оценят ваш опыт работы в банке и понимание платёжного процессинга, для позиции Technical PM платформы преимущество может дать бэкграунд в разработке или опыт с технически сложным продуктом.

Андрей Менде, Senior Product Manager Machine Learning, Booking

На мой взгляд, за границей гораздо меньше требований к техническому стеку к продактам, чем в России. Для меня продакт всегда был мини-СЕО. Есть ощущение, что у них продакт — это очень узко заточенный специалист, в некоторых компаниях он очень далёк от образа предпринимателя.

Кристина Гусева, Senior Product Manager, NewYorker

Софт-скиллы

А вот на софт-скиллы отличие культур явно повлияло. Если в России часто команда и продакт идут по отдельности (это не всегда так, но ещё часто встречается), то на Западе это единое целое. Продакт активно вовлекает всех на каждом этапе и не ограничивается отправкой фич в разработку.

В СНГ в большинстве случаев принято так: продакт пришёл и говорит, что делать — за рубежом такого продакта могут просто не взять на работу. Нужно трансформировать своё мышление, чтобы перестать быть продактом-заказчиком, а стать продактом-collaborator. Делиться с командой результатами, делать доступы к метрикам открытыми, подключать дизайнеров к брейнштормам и показывать ранние версии дизайна разработке для обсуждения. И основываться, конечно, только на данных: проверить их, подтвердить проблему, гипотезу, которая будет её решать.

Настя Борисюк, Кнопка Хорошо

Язык

От продакта всегда и без исключений требуют уровень английского C1. Главное — общаться на профессиональные темы без подготовки и владеть профессиональной лексикой. А ещё в вакансии могут быть требования или пожелания владения дополнительными языками.

Как требования к языку описываются в вакансиях: «Fluent English speaker required», «Additional languages a strong plus», «Be comfortable with talking to users and understanding their needs».

Так как у нас всё общение в компании на английском, то это обязательное требование. Но если IT-специалист им может в некоторой степени пренебречь — у них немного коммуникаций, — то у продакт-менеджера это не так.

Юлия Моторина, BeInCrypto, Португалия

Первые месяц–полтора было очень непросто работать на английском, особенно на общих встречах. Проще было один на один и в письменных коммуникациях. Первое своё выступление на всю компанию с презентацией я готовила заранее, записывала аудио несколько раз, чтобы не волноваться и не “мычать”, подбирая слова на ходу.

Лиля Николаева, Senior Product Manager, DT One, ОАЭ

Действительно сложным на пути к офферу в международную компанию оказывается английский язык, ведь именно на нём предстоит демонстрировать все свои умения. Особенно непросто в начале, в первые три месяца, когда только привыкаешь к новой обстановке и учишься думать и общаться на новом языке.

Команда AgileFluent разработала курс бизнес-английского специально для продактов. С командой менторов и лингвистов за месяц вы пройдёте основные шаги discovery-этапа создания продукта: генерация идей, приоритизация, кастдев, выбор идеи, проработка бизнес-модели и презентация концепта продукта. Узнать подробнее про бизнес-английский для продактов и записаться можно на сайте.

Делитесь в комментариях, какие ещё отличия вы замечали в требованиях к продактам в России и за рубежом? Если вы уже работаете в международной компании, то поделитесь опытом, какие проверки хард- и софт-скиллов на интервью проходили вы. Есть ли у вас трудности с английском на интервью и в работе? Делитесь своими кейсами и вопросами в комментариях здесь или в нашем телеграм-канале.

0
4 комментария
Olga Talantova

спасибо за статью, было интересно почитать!

Ответить
Развернуть ветку
AgileFluent
Автор

очень рады быть полезными)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Соколов

Речь идёт про продакт оунеров или менеджеров? Или про всех сразу?

Какие вилки у таких должностей?

Рассматриваю несколько путей развития из текущей должности, было бы интересно подумать в эту сторону

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда