«Девушка в ИТ»: как я искала работу в Долине почти год и нашла спустя 200 откликов и 700 знакомств

Серия интервью со специалистами о поиске работы в разных странах.

«Работа.ру» продолжает серию интервью с русскоязычными специалистами об особенностях трудоустройства в разных странах. Истории поиска работы в найме бывают не менее увлекательными и драматичными, чем взлеты и падения собственников бизнеса.

Наша героиня Анна Подольская приехала в Кремниевую долину с опытом карьеры за рубежом, но несмотря на это почти год занималась поисками работы. Она рассказала, как 700 друзей в LinkedIn могут помочь в поисках работы и почему иногда для успешного трудоустройства важно признаться, что ты изначально не хотел работать в этой компании.

Меня зовут Анна Подольская, сейчас я работаю technical program manager в стартапе Easy Post, который занимается логистикой для сервисов ecommerce уровня eBay. Я одна из многих «русских девушек в Долине», которую не показали в известном фильме и которая приехала в США за идеалами технологической Мекки.

Я не хотела становиться предпринимателем, переезжая в США. Но, как любого технаря, работающего в ИТ-сфере, в Сан-Франциско меня привлекала атмосфера предпринимательского драйва. Я ехала за челленджем (и я его получила в виде годового поиска работы, депрессии и жизни с латиноамериканцами в кампусе).

Но поиск работы в Долине, где конкуренция за одну позицию достигает 1000 человек на место, — это не просто «пришел, увидел, победил», а большое упорство, последовательная (и часто утомительная) работа плюс немного удачи. Мне потребовался почти год, чтобы найти удовлетворяющую моим требованиям работу, и пришлось откликнуться за это время больше чем на 200 вакансий.

Студенческая жизнь и бесплатные ужины

В России я работала в Thomson Reuters в технической поддержке и спустя три с половиной года получила повышение, уехав в Германию на позицию technical project manager. Там я занималась управлением проектов по внедрению CRM-системы для образовательных учреждений. Но спустя два года Thomson Reuters продали аналитический бизнес (сейчас компания называется Refinitiv — прим. ред.), а меня сократили с хорошей компенсацией.

Вернувшись в Россию, я попробовала поискать работу здесь, но как-то ничего не екнуло. Параллельно я вспомнила, что ходила на ежегодную московскую выставку «Образование и карьера за рубежом» — всегда хотела поучиться за границей. И тогда я решила использовать это время, чтобы наконец исполнить эту мечту.

У меня была техническая специальность, поэтому выбор был для меня очевиден: учиться нужно в США, в технологической столице мира — в Сан-Франциско.

Но сначала я поехала на подготовительную программу в Бостон. В течение полугода мы подтягивали английский, готовились к вступительным экзаменам (GMAT, который обязателен для поступления в магистратуру в США). Это было относительно прогнозируемое с точки зрения расходов время — программа подготовительного курса включала в себя обучение и проживание в кампусе. На нее мне вполне хватило компенсации, выплаченной на прошлом месте работы.

Но первые полгода для меня стали шоком: будучи уже взрослым человеком 26 лет, который привык жить в своей квартире, я впервые оказалась в кампусе, да к тому же с толпой молодежи. Стены кампуса сделаны из картона, поэтому вместо того, чтобы вечером наконец отдохнуть от лавины информации и лечь спать, я слушала веселые песни и разговоры испаноязычных соседей.

В сентябре 2017 года я начала учиться на программе MBA в Hult International Business School в Сан-Франциско. Мне повезло получить приличную стипендию, которая покрывала большую часть годичного курса (полная стоимость — около $100 тысяч в год). Однако с деньгами всё равно приходилось нелегко — сначала тратила свои сбережения, а затем помогали родители. Почему я не работала, спросите вы.

Официально в США по студенческой визе (а у меня была именно такая) ты не имеешь права работать в течение девяти месяцев. А потом можешь пойти работать только по специальности, потому что ты приехал по студенческой визе: то есть устроиться в Burger King — не вариант.

Можно работать в кампусе за очень скромные деньги. Сама я занималась волонтерством — помогала организовывать нетворкинговые мероприятия. В этом было сразу несколько плюсов: можно было не платить за вход (экономия 10–20 долларов за вечер), новые полезные знакомства, а еще ужин практически всегда бесплатно. Так что удавалось экономить на ужинах.

«Девушка в ИТ»: как я искала работу в Долине почти год и нашла спустя 200 откликов и 700 знакомств

Но всерьез искать работу я начала заранее — где-то спустя три месяца после начала учебы, поскольку первые месяцы был полный коматоз от количества новой информации, насыщенности программы, общения. Домой я приходила только переночевать. В январе-феврале 2018 года начала всерьез искать работу. И хотя бы к маю рассчитывала найти стажировку (это также предполагалось программой).

Во время обучения на программе MBA нас конкретно готовили к трудоустройству. С нами работал карьерный коуч, который помогал решить три главных вопроса:

  • Хочешь ты остаться в той же самой индустрии? (Я хотела остаться в той же индустрии ИТ.)
  • Хочешь ли ты остаться на той же самой позиции? (Меня в целом устраивала позиция технического менеджера проектов, но я хотела подвинуться в сторону project или program в API или анализа big data.)
  • Где ты планируешь работать? (Я хотела попробовать применить свой опыт в США)

Также нам нужно было создать три списка компаний — потенциальных работодателей:

  • топовые компании уровня Google и Facebook;
  • юникорны — большие стартапы, которые уже стоят или близки к тому, чтобы стоить $1 млрд;
  • все остальные компании, в которых есть подходящие позиции.

Кроме того, мы сформировали требования к вакансии и зарплатным ожиданиям: я для себя точно определила, что не готова получать меньше $90 тысяч в год (это хорошая начальная зарплата для человека без семьи в Сан-Франциско) и работать на должности ниже определенного грейда.

Но ни к маю, ни к лету 2018 года я не нашла ни работу, ни стажировку. Я была уверена, что с международным опытом работы и образованием относительно просто найду работу, но конкуренция была слишком жесткой.

В среднем на вакансию технического менеджера программ одновременно подаются от 150 до 1000 человек на место. В компании уровня Instagram за одну позицию могут конкурировать более тысячи человек. Учеба должна была заканчиваться в августе, у многих моих однокурсников к тому времени уже были какие-то стажировки, а у меня — никаких перспектив.

Лето было тяжелым, деньги заканчивались, у меня фактически началась депрессия. Чтобы получить хоть какой-то американский опыт, я пошла бесплатно работать в стартап однокурсников (за что до сих пор очень благодарна ребятам).

Я долгое время считала неоплачиваемые стажировки недостойными для себя — у меня же есть солидный опыт работы, я квалифицированный специалист. Но, получая отказ за отказом от работодателей, поняла, что строчка в резюме о работе в американской компании мне необходима.

Девушка в ИТ

Я остро чувствовала, что для успешного трудоустройства мне не хватает cultural fit — для американцев со своим российским и немецким опытом я была слишком прямолинейна. Однажды на собеседовании я рассказывала, как ловко справлялась в абсолютно мужском коллективе, будучи единственной девушкой, — на лице моих собеседников было написано недоумение.

Чтобы как-то решить эту проблему, а заодно познакомиться с людьми, которые потенциально могли бы меня рекомендовать на желаемые позиции, я начала заниматься нетворкингом. Рекомендации людей из компаний — очень важный этап, и, когда твое резюме попадает HR-менеджеру от человека «изнутри», оно почти наверняка пройдет хотя бы первый автоматический фильтр.

Я решила охватить по возможности все мероприятия, на которых могут быть в чем-то близкие мне люди. Раз уж я русскоязычная девушка из ИТ, я решила ходить на любые митапы (их удобно искать на платформе meetup.com и мероприятия для экспатов в сфере ИТ, особенно если их организовывали женские сообщества — их в Долине множество: Girls Who Code, The Expat Women и так далее). Сами мероприятия искала в соответствующих сообществах в Facebook, HireClub, Eventbrite.

Сейчас у меня в LinkedIn около 750 контактов, из которых 730 «теплые» — это люди, с которыми я познакомилась на мероприятиях и которых знаю лично. Хочется добавить один из моих выводов после нетворкинг-мероприятий: лучше качество, чем количество, и нужные люди обязательно найдутся! Несмотря на то что работу в конечном счете я нашла на одном из job boards, опыт нетворкинга мне сильно помог проводить «холодные» интервью и не только.

Чему меня научил нетворкинг:

  • как правильно себя презентовать;
  • как поговорить со спикером так, чтобы он тебя запомнил;
  • как получить советы по резюме;
  • как заручиться рекомендациями;
  • как подготовиться к собеседованиям;
  • как понять, чего ты хочешь от работы.

Благодаря нетворкингу я также поняла, как сильно в Долине важен self-branding: я не очень активна в Facebook, но в LinkedIn всегда отмечала в постах всех, с кем познакомилась на мероприятии, благодарила их за участие и выступление. Какие-то посты набирали по 2000 просмотров. Поверьте, HR здесь крайне внимательно смотрят на соцсети.

200 собеседований и теннис

Поиск работы в итоге затянулся у меня почти на год. За это время я отправила около 200 резюме — по меркам Долины это не так много: я отправляла резюме только в те компании и на те позиции, которые абсолютно подходили мне под сформированные критерии.

Из этих 200 компаний 150 автоматически отказали, только порядка 50 мне ответили через HR-специалиста. До собеседования первого уровня с HR-менеджером дело дошло только в 20 вакансиях. После тестового задания до следующих собеседований я прошла только в 10 компаниях. Полноценных интервью с непосредственными руководителями у меня было только три — в двух компаниях меня были готовы взять.

Весь этот год я продолжала работать над резюме, переписав его по меньшей мере 50 раз. Фишка в том, что для каждой вакансии у тебя должна быть своя специфика, корректные баззворды, отвечающие требованиям каждой вакансии. И конечно же, адаптированное сопроводительное письмо.

Помните про список нетворкинга из 700 человек? Так вот как минимум половина этих людей смотрели мое резюме. Здесь принято пригласить человека на кофе за советом, и на каждую встречу я ходила с распечаткам резюме с карандашом — кто-то правил специфику той или иной позиции, кто-то просто советовал улучшить аспекты английского языка.

Помимо резюме здесь все обязательно обращают внимание на сопроводительное письмо. В нем нужно отразить не только профессиональные достижения, но и какие-то вещи, которые характеризуют тебя как личность. Если ты увлекаешься антигравити-йогой или играешь в большой теннис, это заслуживает упоминания в письме. В компании смотрят на то, чем ты будешь ценен для коллектива.

«Девушка в ИТ»: как я искала работу в Долине почти год и нашла спустя 200 откликов и 700 знакомств

Кроме тенниса, я делала акцент на своем большом опыте межкультурной коммуникации. У меня за плечами был опыт работы в России и Германии, а кроме того, в моей бизнес-школе в классе учились люди более чем 50 национальностей. Это помогло мне на финальном собеседовании в своей компании — сейчас я много работаю с партнерами из европейских стран.

Мое финальное (и успешное) собеседование длилось четыре с половиной часа. Это был почти полный рабочий день с перерывом на ланч. Собеседование проводили пять человек (не только HR-менеджеры, но и будущие начальники, будущие коллеги по команде).

При этом в нашей компании немного раундов — всего три. А в крупных, уровня Facebook или Google, их легко может быть пять — семь. Здесь принято говорить про рекрутинг так: «Нанимай медленно, увольняй быстро», и это правда: уволить большинство людей здесь в силу особенностей контракта можно одним днем.

Обобщая годовую эпопею с поиском работы, я сформулировала для себя некоторые главные ошибки на собеседованиях и советы, которые помогут успешно пройти отбор.

Что стоит делать, чего следует избежать, чтобы успешно пройти собеседование в США

  • Слишком долго «представлять себя» — на первых собеседованиях я рассказывала «про себя» по 15 минут, тогда как HR ждет от тебя подготовленного elevator pitch на три минуты.
  • Не знать свои selling points — учитывая жесткую конкуренцию, на собеседовании важно убедить компанию «купить» именно твои компетенции и экспертизу (а не другого кандидата).
  • Не делать «домашнюю работу» — перед собеседованием нужно узнать как можно больше информации не только о компании, но и о людях, к которым ты идешь на собеседование. Это поможет поддержать разговор и показать заинтересованность.
  • Не задавать вопросы. Не только кандидат «продает» себя на собеседовании, но и компания. Если у человека нет вопросов, создается впечатление, что ему не очень-то хочется здесь работать.
  • Не ценить свои достижения и не рассказывать про них. Женщинам это свойственно даже больше, чем мужчинам.

Что стоит делать

  • Заранее готовить рассказ о себе так, чтобы уложиться по времени и ничего не упустить.
  • Готовить ответы на самые распространенные вопросы (список стандартных вопросов и заданий на собеседованиях в Google и других крупных компаниях).
  • Очень аккуратно отвечать на вопрос о «негативном опыте». Его обязательно зададут, но от вас будут ждать не негатива, а интересного опыта и чему он вас научил. Нужно понимать, что в США типичную для русскоязычных прямолинейность могут счесть за грубость.
  • Но искренность здесь ценят. Компания, в которую меня взяли на работу, не входила в мой личный топ-10. О чем я честно сказала на собеседовании. Но также я добавила, что меня привлекло описание вакансии, специфика работы и самого бизнеса.
  • Искать нужно везде. Несмотря на то что я делала большую ставку на нетворкинг, работу я в итоге нашла на Glassdoor. Но при этом я искала ее и на других job boards — indeed.com, LinkedIn. Очень часто люди зацикливаются на одном месте и ограничивают свои возможности.

Go the extra mile: известное выражение, о котором мы можем забыть сталкиваясь с неудачами и отказами. Главное идти вперёд, падая, поднимаясь, выучив урок и добавив extra mile, идти вперёд.

2323
17 комментариев

"Я одна из многих «русских девушек в Долине», которую не показали в известном фильме", "как ловко справлялась в абсолютно мужском коллективе, будучи единственной девушкой"— чертовы сексисты ущемляют девушек.

"депрессии и жизни с латиноамериканцами в кампусе" — чертовы латиносы, жить рядом с ними — унижение.

Очень удобные двойные стандарты.

18

В принципе, всё стандартно для поиска работы иммигранту в чужой стране. Примерно тоже самое про Канаду, Европу, Австралию и т.п. Самый главный вопрос: счастлив ли человек? Работа и быт - часть жизни. Слежу за некоторыми специалистами, переехавших работать в США и другие западные страны. С личной жизнью у всех на первых порах никак (2-3 года на адаптацию в новой стране). До 30 лет бегают холостяками за редким исключением. Друзей почти нет. Потом женятся на соотечественниках, потому что местные не воспринимают их всерьёз. Мало кто делает карьеру, потому что это связи, контакты, нетворкинг, а не просто работать с утра до ночи. В основном, работают линейными специалистами из компании в компании. Да, постепенно поднимается оклад при наличии соответствующего опыта. К 35-40 годам в лучшем случае выбиваются в начальники небольших отделов. Дом в кредит,  который не раз будет перезаложен в банке, авто в лизинге, детям кредит на обучение в колледж (в лучшем случае институт). В общем, дяди и тёти едва выкупают свой дом к 55 годам. А так деньги только на безделушки. Медицина дорогая. Банально зубы или вывих дорого лечить, если страховка не покрывает полностью. Дерзайте, если готовы к лишениям первые 3-5 лет своей жизни.

6

Комментарий недоступен

5

Комментарий недоступен

Жиза в Москве такая же

я так и не въехал, то она тех.спец ищет магистратуру, то она уже учится на mba. то она волонтер за ужин, то год без работы В ДОЛИНЕ плюс mba как-бы всегда платный, работа в стартапе без оплаты. за чей счет банкет?

4