Как поступить в университет Израиля
Как поступить в израильскую магистратуру
Я уже рассказывала, как еще в Беларуси лекция представителя Ариэльского университета изменила наши планы на переезд. Не буду повторяться, лишь опишу подробнее процесс поступления.
Мы репатриировались через Сохнут, а поступали по специальной программе от университета. По ней нам подбирали жилье в Ариэле, оплачивали образование и поддерживали первое время. Самостоятельно поступить очень сложно: нужно хорошо знать иврит, предоставить диплом без академической разницы и быть готовым платить сумасшедшие по снг-шным меркам деньги.
Нашу учебу спонсировало Министерство алии и абсорбции — оно же выплачивает репатриантам пособие и помогает интегрироваться в общество.
Чтобы поступить и не слететь с программы, нужно:
- Иметь высокий средний балл. Средний балл диплома был решающим фактором. Для этого придется стараться все четыре года бакалавриата. Я люблю учиться, поэтому у меня средний балл был 8,4.
- Пройти собеседование. Это не сложно, собеседование проходило на русском языке. Надо было доказать комиссии, что ты заинтересован учиться на этой специальности. Собеседование проваливают лишь те, кто вообще ничего не хочет.
- Учиться без долгов и неудов. Министерство оплачивает только конкретное количество часов и курсов. Если ты что-то не успеваешь или попадаешь на пересдачи, то должен оплачивать эти хвосты. Сколько это стоит — не знаю, мы за рамки бюджета не выходили.
У нас не было вступительных экзаменов или конкурса портфолио. Но у израильских студентов свои экзамены. Например, после школы для поступления на бакалавриат они обычно (но не всегда) должны предоставить:
- Багрут — аттестат зрелости, сертификат о сдаче внутренних школьных экзаменов. Нечто подобное выдают в Беларуси по результатам ЦТ или в России после сдачи ЕГЭ. Если вам интересно узнать про экзамены, которые сдают выпускники, напишите мне в комментариях.
- Аттестат с оценками. Такой же выдают в СНГ. Как и с дипломом, тут важен средний балл.
- Психометрия — довольно необычный и интересный экзамен. Там 4 раздела: тестовое письменное задание, эссе, тест по математике и тест по английскому. По результатам формируют конкурс на поступление. Этот экзамен считают главным показателем академической подготовки — он скорее показывает способность думать и размышлять, чем конкретные знания.
И еще один плюс поступления по программе — всеми документами во время репатриации и после занимался сам университет. Администрация сама подтверждала и переводила дипломы, а мы никак не участвовали в этом.
Первый год учебы в магистратуре
В первый год перед нами стояли три задачи:
- догнать и закрыть академическую разницу по математике и некоторым другим предметам;
- поднять иврит с уровня «алеф» до уровня «гимель»;
- привыкнуть к новой жизни и влиться в общество.
Расскажу подробнее про иврит, потому что это было самое сложное.
Алеф — это начальный уровень. В английском это аналог A1. Его достаточно, чтобы провести время в стране как турист. Работать, учиться или хотя бы смотреть фильмы на иврите с таким уровнем невозможно.
Гимель — это как B1 в английском. Это далеко от уровня носителя, но уже достаточно для учебы в вузе.
Каждые 3 месяца ты сдаешь экзамен и переходишь на следующий уровень. В конце года сдаешь экзамен на уровень «гимель» и получаешь сертификат. Но результаты экзамена ни на что не влияют, нужно лишь преодолеть минимальный порог. Здесь учат язык в первую очередь для себя. Что бы там ни стояло в твоем табеле, если ты не знаешь иврит, у тебя не получится учиться в следующем году.
Кажется, что год — это очень мало для изучения языка. Но когда я резко погрузилась в среду, стало проще.
В Беларуси за год я научилась на иврите заказывать коктейли в барах Тель-Авива, а здесь за то же время — писать на академическом языке.
Курс иврита можно не проходить, если заранее его изучить и сдать на уровень B1. Так делают некоторые ребята. Но мы слишком поздно решили поступать и не успевали дотянуть уровень.
Когда мы только начали учиться, все пары проходили на русском языке. Со второго семестра становилось все больше пар на иврите. Ко второму году русскоязычных пар не осталось вообще.
Если собираетесь поступать по той же программе, то вот мой самый главный совет: учите иврит на первом курсе! Иначе дальше можно вешаться. Нам было особо нечего делать первое время, да и городок маленький, поэтому мы только и делали, что учили иврит.
Второй и третий год. Как организована учеба
Израильский универ напоминает университеты в США — по крайней мере, как их показывают в фильмах. Здесь большие красивые аудитории, газончик, где все валяются или болтают на перерывах. Учеба спокойная, никуда никогда не надо бежать, нагрузка адекватно распределена. В Беларуси учиться было даже сложнее, больше напряга. Хотя уровень образования одинаковый.
У любого универа в Израиле есть свое приложение. Там — всё: расписание, оценки, учебники, дополнительные материалы. Там же оформляют справки.
Четкого расписания на целый курс, да и сформированных групп, здесь нет. Но есть ребята, с которыми вы посещаете некоторые пары вместе. Так происходит, потому что ты должен в начале семестра набрать часы и курсы. Есть обязательные дисциплины, без них ты не получишь диплом. А есть дополнительные — и ты можешь набирать их как хочешь. Главное, чтобы они по времени не совпадали с обязательными.
На каждый предмет есть свой чат в вотсапе. Там все общаются, кидают друг другу конспекты, помогают с подготовкой к экзаменам. Иногда в таких чатах бывают преподы, и им можно задавать вопросы напрямую.
Как проходят пары
Одна пара длилась обычно 1,5 часа. Но это не постоянная величина: некоторые пары длились по часу, другие — по два. Это зависело и от предмета, и от длительности курса. Но почти все пары проходили весело и активно, поэтому разницу во времени мы почти не замечали.
Лекции и семинары проходят так: преподаватель встает перед аудиторией или садится прямо на стол и начинает обсуждение. Лекции в привычном нам понимании здесь редко бывают, они чаще напоминают семинары — все время идет живое общение. Препод делится личным опытом, студенты открыто высказывают свое мнение. Все много смеются, подкалывают другу друга. Ответы при этом редко бывают неправильными. Главное — то, как ты размышляешь и доносишь свои мысли.
В Беларуси семинары каждый раз напоминали пытку или расстрел: препод называл имя, и, если не твое, тебя отпускало. Здесь такого нет даже близко. Вокруг взрослые люди, и им сами интересно учиться.
В Израиле не принято писать конспекты. Во время пары ты делаешь только какие-то важные пометки, а вся лекция будет загружена на учебный портал. В Беларуси мы писали чуть ли не под диктовку.
Отношение к магистратуре в Израиле
В Израиле принято поздно идти в магистратуру — лет в 35, когда ты уже достиг карьерных высот и идешь за повышением квалификации. Это и есть непрерывность образования.
Студенты приходят сюда за нетворкингом и общением с преподавателями. Преподы здесь — это наставники, которые помогут тебе разобраться в сложных моментах, поделятся опытом и дадут совет. Насильно впихивать в тебя бесполезные знания никто не будет.
У нас же магистратуру считают обязательной ступенью после бакалавриата. Без нее многие работодатели даже не посмотрят на твой диплом. А если учесть, что в наших программах магистров идет то же самое, что было у бакалавров, это превращается в сюр.
В Израиле необязательно делать домашку, никто проверять не будет. Но это остается на твоей совести.
Прежде чем лечь пораньше и не доделать дз, задайся вопросом: а ты сможешь дальше справиться с бешеным потоком информации, который будет обрушиваться на тебя каждый день?
Но совсем ничего не делать тоже не выйдет. Есть обязательные задания, без которых тебя не допустят к экзамену. Иногда по их результатам ты получаешь зачет по предмету.
Я не уверена, что поступала бы куда-то еще после бакалавриата, если бы заканчивала его в Израиле. Так что я здесь оказалась из-за местного диплома, а не для карьерных достижений.
Экзамены и зачеты
Здесь нет зачетов, но есть экзамены, письменные работы и защита проектов. Экзамены проходят так:
- Через приложение ты смотришь свое расписание. В назначенный день приходишь в университет в нужную аудиторию.
- Тебя встречают машгихим — это такие люди, которые ходят по аудитории и следят, чтобы ты не списывал. Их рандомно назначает деканат по подготовке к экзаменам. Заранее никогда не узнаешь, кто будет контролировать. К тому же в аудитории висят камеры.
- Ты кладешь вещи в конец аудитории или на одну парту со всеми. Потом садишься на то место, которое тебе скажут. На столе ничего быть не должно, кроме ручки или карандаша. Телефоны, часы, наушники и все остальное нужно оставить в сумке. Черновики и чистовые листы выдадут уже после того, как ты сядешь.
- Тебе выдают задание, и ты его выполняешь.
- В аудиторию может зайти преподаватель. У него можно что-нибудь спросить. Некоторые преподы дают небольшие подсказки, другие относятся к этому строже и никак не помогают студентам.
- Когда закончишь, листочек нужно сдать экзаменатору. Результаты экзамена будут позже в личном кабинете.
Мы ни разу не сдавали экзамены по билетам и не отвечали тет-а-тет преподавателю. Тут вообще нет билетов — выучить 2 вопроса и надеяться на удачу не выйдет. К экзамену надо учить абсолютно все.
В Израиле не выдают учебники, но их в любой момент можно взять в библиотеке.
Библиотека здетоже как в фильмах: большие просторные залы, удобные столы и стулья, любые книги и материалы выдают по студенческой карточке. Но если ты интроверт, можно никуда не ходить: в приложении вуза есть все учебники, материалы и доступы к различным ресурсам.
UPD: вспомнила интересный факт! На всех экзаменах меня и моего мужа рассаживали либо очень далеко друг от друга, либо вообще в разные аудитории. Это такое правило: супруги потенциально могут помогать друг другу, а такое допускать нельзя.
Какие дисциплины мы изучали
Многие предметы были похожи на те, что мы успели изучить еще на бакалавриате. Но все сходства заканчивались на названии. Из-за практического подхода дисциплины стали насыщенными, каждая пара имела значение. Прогуливать не то чтобы нельзя, но даже и не хотелось.
Например, мои самые любимые предметы были про маркетинг: поведение потребителей, маркетинговые связи, интернет-маркетинг, построение компании в интернете.
В курсе маркетинга был и феноменально плохой предмет — креативность. Я даже не помню, что мы там изучали. Настолько бессмысленной и пустой дисциплины я не встречала даже в Беларуси.
Были предметы про управление — самые главные на MBA: бизнес-стратегия, директориум — юридическое устройство компаний, финансы, TQM — менеджмент качества, управление человеческими ресурсами, управление продуктами в сфере Hi-Tech, слияние и поглощение компаний, управление бизнес-проектами. Из основного курса мне больше всего нравились финансы.
В курсах редко была лишняя информация. Всё имело прикладное значение, всё я смогла позже применять на работе без вот этого «забудьте всё, что учили в университете». Ничего забывать не пришлось (кроме креативности, это просто пытка была) .
Студенческая жизнь
Мы учились в магистратуре, поэтому погрузиться в студенческую жизнь с самого начала у нас не вышло. Но мы ходили на всякие мероприятия. Так, в кампусе несколько раз были концерты, на которых выступали израильские звезды. Билеты стоили очень дешево, и их могли позволить себе все студенты.
На территории кампуса постоянно проводили ярмарки, праздники, выступления. Выходишь с лекции, а за дверью какая-то тусовка. Например, как-то раз мы попали на ярмарку всяких кружков и секций. Можно было за символический один шекель купить сладкой ваты или попкорна.
Здесь нет жесткой конкуренции, ребята спокойно общаются между собой. Перед экзаменами тебе помогут: скинут лекции, разберут с тобой вопросы. Некоторые договариваются о встречах в библиотеках или дома, чтобы лучше подготовиться. Но на экзаменах и проверочных никто уже не даст списать.
Каждый сам за себя — вот главный девиз студентов в Израиле.
Тяжелее всего было во время карантина. Пары проходили в зуме, и весь шарм местной студенческой жизни пропадал. Семинары тоже стали проходить тяжелее. Без личного контакта они стали больше походить на привычные снг-пары: опросы, тестирования, проверочные.
Как мы писали и сдавали диплом
Здесь диплом — это не бесполезная теоретическая подборка источников, а полноценный бизнес-план. Каждый пытался придумать стартап, который можно было бы воплотить в жизнь.
В Израиле дипломная работа магистра называется «сименарион».
Не знаю, как у других, но на нашей специальности его пишут в группах по 5 человек. Это удобно и занимает в разы меньше времени, чем самостоятельная работа.
В нашей дипломной группе тоже было 5 человек: я, мой муж, наша подруга и двое местных ребят. Наш проект — это стартап для предотвращения взрывов водоканалов под землей. В трубах образовывается давление, из-за чего они взрываются и утекает много воды. Мы предлагали решение, как этого избежать.
Диплом состоял из технической части, финансовой и маркетинговой. Техническую часть нужно описывать лишь в общих чертах, но чтобы было понятно: такое можно реализовать. Но финансовая и маркетинговая — самые важные. По ним выставляют оценку, они должна стать апофеозом всех лет обучения.
Мы постоянно созванивались в зуме. Главными в этом проекте были как раз двое местных ребят, этот стартап был их идеей. Мы недавно выпустились, и они с этим дипломом пытаются найти инвесторов.
Защита из-за ковида проходила в зуме. Здесь к ней подходят не так официально, как у нас. Но многие переживают сильнее: выступать бывает волнительно, если ты не отвечал лично преподу каждые полгода на сессиях.
Защищать диплом не обязательно в конце учебы. Главное, чтобы это было сделано за 2 семестра.
Пару недель назад у нас было вручение дипломов. Я ждала этот день больше, чем окончания школы. Я так устала от учебы, что могу точно сказать: я больше никогда и никуда не пойду учиться!
Выводы
- Чтобы учиться в магистратуре в Израиле, нужно хорошо знать иврит. Дотянуть до уровня B1 на иврите сложнее, чем на английском, потому что язык непривычен для нас.
- Образование в Израиле по уровню мне показалось таким же, как в Беларуси. Напомню, я получала степень MBA в Ариэльском университете.
- Уровень образования тот же, но учиться чуть легче в атмосфере свободы и расслабленности.
- В Израиле нельзя списывать и надеяться на помощь других. Здесь каждый сам за себя — и это правильно. За тебя отличник работать не будет. Он, конечно, может, но тогда ты останешься без работы.
- Если вы заканчиваете школу или бакалавриат у себя в стране, то поступайте через программы Сохнута или университетов. Это выйдет быстрее и проще, а главное — дешевле.
- Магистратуру можно закончить и за год, и за два, и за три. Мы уложились в три года, потому что не торопились и растягивали нагрузку. К тому же лишний год ушел на академическую разницу и иврит.
- Если у вас есть возможность получить местное образование после репатриации, то пользуйтесь ей. Так будет проще выучить язык, найти работу и адаптироваться в новой стране. Вот здесь можно почитать о том, как получить образование бесплатно:
Если у вас остались вопросы по поводу учебы в Израиле, задавайте их в комментариях. Как и всегда, буду на все отвечать как можно скорее: )
А в следующий раз расскажу про поиск жилья в Израиле. Надеюсь, сделаю это в ближайшие пару недель.
Все просто. Если ваша фамилия Сахаров, меняйте её на Цукрман, и таки будет вам счастье!
“Мы репатриировались”
“По ней нам подбирали жилье”
“оплачивали образование и поддерживали первое время”.
“Нашу учебу спонсировало Министерство алии и абсорбции”
Все сами сделали. Надо поделится опытом)) Может стоит добавить в заголовок “инфо для своих,евреев?”