Что ждет айтишников (и не только) из России и СНГ в Германии?

Мы продолжаем приглашать в эфир практикующих международных рекрутеров, которые делятся с нами текущей ситуаций на рынке труда. В этот раз AgileFluent взял интервью у Ирины Стоговой, Head of Talent Acquisition в компании Ecosio, которая уже 7 лет нанимает и релоцирует айти и диджитал специалистов в Германии и Австрии, а с недавних пор в Испании и Великобритании. Мы поговорили с Ириной о том, реально ли сейчас найти работу в Германии и релоцироваться.

Начать стоит с порции хороших новостей для тех, кто ищет работу на международном рынке. Не секрет, что многие компании приостановили или сократили поиск сотрудников, но на европейском рынке в целом и на немецком в частности остается множество компаний, которые продолжают нанимать. К тому же, если еще 7 лет назад в Германию релоцировали преимущественно немецкоговорящих специалистов, то сегодня эта ситуация иная. Исключение составляют сотрудники корпораций или финансовой сферы, где немецкий скорее понадобится, чем нет.

Найм в Европе очень сильно развивался последнее десятилетие, но несколько лет назад произошел значительный спад. Во-первых, приостановку найма во многом вызвала пандемия COVID-19, когда перемещения в ЕС были сильно ограничены, а в какой-то момент и вовсе запрещены. Во-вторых, уже в 2022 году многие компании не смогли получить инвестиции в апреле-мае и теперь не обладают бюджетом для поиска новых сотрудников.

Что делать, чтобы повысить шанс найти работу в Германии сейчас?

  • Быть очень активным и не фокусироваться на конкретных индустриях и бизнесах. Не нужно смотреть на конкретную страну, если хотите релоцироваться в Европу без четких пожеланий. Но стоит иметь в виду, что определённые рынки гораздо больше адаптированы и нацелены на релокацию сотрудников. Например, Берлин, где около 90% сотрудников вовсе не говорят на немецком.
  • Искать вакансии везде. Для отклика на вакансии подойдут всем известные LinkedIn, Indeed, Glassdor и другие, но самая актуальная платформа для Германии - Indeed. В отличие от других стран в Германии не очень многие компании публикуют вакансии на LinkedIn, а лишь те, у кого есть деньги, чтобы размещать на площадке вакансии.
  • Обращать внимание даже на маленькие компании, которые релоцируют. Не нужно концентрироваться только на крупных игроках. Некоторые стартапы, которые на первый взгляд кажутся маленькими (10-100 сотрудников), часто релоцируют. В реальности релокацией сотрудников занимаются специальные агентства, которым компании платят за оформление переезда сотрудника.
  • Апплаиться на вакансии будучи за пределами России. Еще в сентябре трудностей с релокацией было очень мало, но на сегодняшний день в приоритете у работодателей будут кандидаты, которые находятся за пределами России. У компании и агентств по релокации нет гарантии, что сотрудник сможет в 100 процентах случаев выехать из страны, если получит предложение из-за границы. Чтобы повысить свои шансы на успех, стоит уже в сопроводительном письме указать, где вы находитесь и сколько для вас займет визовый процесс. Еще один совет - заранее записывайтесь на получение визы. Это значительно ускорит процесс найма.
  • Писать короткое сопроводительное письмо. Напишите несколько предложений о себе, о том, почему вас интересуют именно эти компания и вакансия. Если письмо не требуется, не тратьте на него время. Требование прикреплять мотивационные письма чаще встречается среди корпораций, нежели молодых и продвинутых европейских стартапов.
  • Иметь в виду match hiring systems. Многие рекрутеры используют скрининговые системы на базе machine learning. Такие системы помогают отсеивать нерелевантные резюме и избавляют рекрутеров от необходимости тратить время на чтение неподходящих резюме. Чем больше ключевых слов из описания вакансии вы используете в своем CV, тем выше шанс, что ваше резюме увидит рекрутер. Совет - внимательно читайте описание вакансии и составляйте список ключевых фраз и слов, которые позже вы сможете вставить в резюме под эту вакансию.

Востребованные специалисты

На немецком рынке в основном ищут разработчиков, которые владеют такими языками, как Java, React и Angular. Половина открытых вакансий - джависты, продакты, продуктовые дизайнеры, маркетологи, аналитики и дата саентисты. Такие специалисты могут быть релоцированы по голубой карте. Если ваша зарплата будет выше чем 56400 евро в год и ваше образование будет совпадать с требованиями, то вы сможете получить голубую карту. Однако, стоит проверить требования на год подачи, так как эта сумма годового дохода пересматривается каждый год.

В Германии нехватка DevOps специалистов, и поэтому для таких кандидатов хватит уровня B2, чтобы успешно пройти собеседование и начать работать. Очень востребованы кадры в QA и особенно в QA Automation. Стоит уточнить, что скорее всего джуны и некоторые мидл тестировщики не пройдут, так как их зарплаты не будет хватать для подачи на голубую карту. В случае, если заработная плата будет меньше суммы, установленной правилами голубой карты, или же у вас нет оконченного высшего образования, вы можете попробовать податься на получение рабочей визы. Ключевое отличие рабочей визы от голубой карты в том, что по последней ПМЖ можно получить спустя 33 месяца, а не через 5 лет как в первом случае.

Что касается сотрудников не из айти и диджитал, то специалисты по инфраструктуре (системные инженеры, сетевики, проектировщики физической инфраструктуры) также востребованы.

Что из себя представляет процесс отбора

Германия очень неторопливая страна, здесь все происходит достаточно медленно. Если вы хотите найти работу в Германии, будьте готовы к тому, что рынок найма в этой стране очень медленный и обычно занимает не меньше 3-6 месяцев. Если вы подаетесь на вакансию, первые ответы от компаний появятся в лучшем случае через полторы недели, но чаще через 2-3 недели. Если вакансия опубликована 3 недели назад, смело откликайтесь на нее, так как это все еще свежая позиция. Обычно вакансии обновляются раз в месяц, и пока они висят на платформах, стоит попытать удачу.

Обычно процесс отбора состоит из 4-5 этапов.

  • Звонок с рекрутером. До начала COVID-19 звонки происходили по телефону, но во время пандемии звонки стали проводить по видео связи. Очень редкие компании предложат созвониться в мессенджере. К первичному интервью с рекрутером нужно тщательно готовиться. Выпишите название компании, изучите профиль компании в LinkedIn, выпишите количество сотрудников в компании, изучите профили сотрудников компании на похожих позициях. Это поможет вам заметить какие-то моменты про компанию и сотрудников и упомянуть их во время собеседования. Заведите себе таблицу и ведите все компании, с которыми вы общаетесь. В таблице укажите название компании, позиции, ссылку, дату, когда вы отправили резюме, так вы будете видеть прогресс и понимать, на каком этапе вы заваливаетесь и что идет не так.
  • Первое тех интервью с нанимающим менеджером. После звонка с рекрутером в случае успеха вас пригласят на интервью с нанимающим менеджером. Не принято приглашать на интервью на следущий день, это считается невежливым. Вам обязательно назначат встречу через несколько дней, на следующей неделе или даже позже, когда у менеджера будет свободный слот.
  • Второе тех интервью с тестовым заданием
  • Интервью с командой

На что обращают внимание на первичном скрининге

В резюме обязательно укажите ссылку на ваш профиль LinkedIn, чтобы рекрутер понимал, что вы принадлежите профессиональному сообществу. Нужно иметь обновленный профиль на английском языке с прописанным опытом и указанием дат начала и конца работы на прежних позициях. Будет круто, если вы покажете рост внутри одной компании, а также попросите ваших бывших или нынешних коллег и партнеров написать вам рекомендацию, которая появится на вашей странице. Вердикт - резюме без LinkedIn выглядит для рекрутера незавершенно и ненадежно.

Если вы находитесь в третьей стране (не в Германии и не в России), укажите эту информацию в профиле LinkedIn. Если вы находитесь в России, но планируете переехать в третью страну, также укажите ее в своем профиле. Не стоит указывать в шапке Германию, если на самом деле вы еще не добрались до нее и не записались на интервью в консульство.

Также в шапке резюме обязательно укажите ваши ФИО как в паспорте. Это нужно для контракта, так как информация берется из резюме. Не забудьте указать номер телефона, имейл, вашу локацию и несколько слов о себе, в том числе информацию о том, на каком этапе подачи документов на визу вы находитесь. Не нужно указывать год рождения. Для работодателей в Германии можно добавить в резюме фотографию, но это необязательно. Не делайте резюме очень длинным, резюме должно быть максимум на 2 страницы и только в формате PDF, так как большинство скрининг систем открывают только файлы этого формата. Внизу резюме вы можете указать хобби, потому что так нанимающая команда поймет, что вам интересно. Обязательно укажите языки, вынесите технологии/ стек и уровень, на которым вы им владеете, для каждой позиции в резюме указывайте не больше 5 пунктов. Укажите информацию об образовании. Кстати в Германии на многие технические специальности нанимают и с незаконченным образованием или вовсе без высшего, но в таком случае зарплата будет меньше.

Какие еще есть варианты у сотрудников из России и СНГ сейчас

Если вы не уверены в своих силах, то можете попробовать получить учебную визу. Если вы поступите в магистратуру, то позже сможете поменять свою визу на рабочую. Первый плюс такого подхода в том, что если по студенческой визе вам можно работать 20 часов, то компании могут нанять вас сначала на 20, а потом и на все 40 часов. Во-вторых, очень многие университеты в Берлине проводят магистратуру на английском языке, поэтому знание немецкого на первых порах не понадобится.

Занимайтесь нетворкингом. Лучшие кандидаты - те, которых порекомендовали сотрудники компании. Если вы прислали резюме по реферальной программе, ваш профиль помечен особой галочкой. Таким образом, трудоустроиться по рекомендации гораздо проще. В отдельных случаях под вас могут открыть новую вакансию, если знают, что вы классный специалист. А в других случаях компании могут отказать, если видят, что у вас нет опыта в конкретной индустрии, который требуется под определенную вакансию.

А как у вас обстоят дела с поиском работы за границей? Уже пробовали? До какого этапа вам удалось дойти? Может быть, вы уже получили оффер? Делитесь своими кейсами и вопросами в комментариях здесь или в нашем тг-канале.

2828
145 комментариев

На немецком рынке в основном ищут разработчиков, которые владеют такими языками, как Java, React и Angular.

Тока react это библиотека, а angular - фреймворк =/, и можно было бы подумать что я придираюсь, но вы же специализируетесь на создании резюме для айтишников.

29
Ответить

вот и ищут, как у нас программистов битрикс
😀

4
Ответить

Нет никакого экономического смысла работать разрабом в европе. Около половины зп будет уходить на налоги, которые уходят на пособия дикарям. Если нет своей недвижки, то доход +- как в Москве.

14
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Вам это сосед по дивану рассказал?

1
Ответить

Нет никакого экономического смысла работать разрабом в европе.

сказал артем наматывая портянки

лол

Ответить

Жениться тебе надо барин, сразу ситуация с налогами изменится :)

Ответить