{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Финтех-тренды 2020: жизнь за пределами экосистем

Какие бизнес-модели используют новые «единороги», что идет на смену big data, зачем финтехи выдают пользователям авансы до зарплаты и возможно ли все это в России, рассказывает Виктория Дмитренко, руководитель направления продуктового консалтинга международной инвестиционной компании Digital Horizon.

Конец 2019 года запомнился обсуждением суперприложений от крупнейших российских банков, а Тинькофф даже анонсировал первый запуск. Супер-аппы предлагают пользователям удобство «одного окна» и максимальную персонализацию банковского опыта.

Кажется, что места для остальных банков и финансовых сервисов в такой ситуации не остается. Но на рынках, где безраздельное доминирование крупных игроков сдерживают регуляторы, в напряженной борьбе за пользователя финтехи находят новые свободные территории.

1. Ответственный банкинг

Пожалуй, самый важный тренд. В 2019 году много говорили о необходимости заботиться о финансовом здоровье потребителей. И действительно, есть о чем беспокоиться: число просроченных кредитов растет год от года, в том числе и в России. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) на сентябрь 2019 года, в нашей стране 10 млн должников. При этом 60% из них объясняют просрочку платежей финансовыми проблемами, 30% ссылаются на забывчивость, мошеннические действия, несогласие с суммой долга и т. д. и только 10% являются убежденными неплательщиками.

Банки делали некоторые шаги в сторону повышения ответственности заемщиков, например, рефинансирование кредиты и развивали функциональность для контроля расходов. Однако финансовые организации с традиционными бизнес-моделями не могут по-настоящему поддержать осознанное потребление. Статус-кво ― как на Западе, так и в России ― пользователи хотят бесплатного банкинга и избегают ежемесячных платежей, а банки зарабатывают на карточных транзакциях и кредитах.

В то же время есть игроки, которые пытаются переломить ситуацию и экспериментируют с альтернативными бизнес-моделями.

Apple в прошлом году выпустила кредитную карту с невысокой процентной ставкой и заявила, что не будет взымать штрафы за просрочку платежа.

Revolut продолжает удерживать первенство среди необанков, предоставляющих услуги по подписке. Финтех использует модель “freemium”: ведение текущего британского и евро счетов предоставляется бесплатно, а дополнительные услуги ― увеличение лимита по операциям, доступ к криптовалютам, страхование путешественников, кэшбэк и др. ― в рамках платных тарифных планов стоимостью от 6,99 фунтов в месяц.

Приложение Dave, которое спасает пользователей от банковских комиссий за овердрафт, осенью 2019 года стало «единорогом». Финансовый помощник отслеживает состояние банковского счета и присылает уведомления, когда деньги скоро закончатся. Как и Revolut, Dave работает по подписочной модели, но стоит значительно меньше ― $1 в месяц.

Вопрос только в том, научатся ли российские пользователи покупать подписки на банкинг так же, как научились это делать с контентом, доставкой и дополнительными скидками, что подтверждает популярность сервиса Яндекс.Плюс, у которого уже 2 млн пользователей. Возможно, партнерство банков и финтехов с поставщиками контента и совместные подписки смогут приучить россиян к другой логике.

2. Гибридные продукты

Второй активный тренд ― расширение линейки сервисов и появление гибридов. Финтехи, которые зарождались как монопродукты, ведут борьбу за главную роль во всем финансовом репертуаре, которым доступен пользователю. Для этого они создают мультирешения. Так, американский MoneyLion, у которого 5,7 млн пользователей, планирует добавить к имеющимся семи продуктам брокерские услуги, сберегательные счета с высокой доходностью и собственные кредитные карты.

Инновационные банки, расширяя цифровую продуктовую линейку, становятся все более универсальным и предлагают такие гибридные продукты, как инвестиционные карты и умные депозиты как у Acorns или Robinhood.

Для пользователя ценность гибридных продуктов в том, что такие решения помогают сделать первый шаг к накоплениям. По данным Левада-центра (Levada Lab) на апрель 2019 года, две трети российских семей ― 65% ― не имеют никаких сбережений.

В частности, гибридные решения помогают более грамотно использовать расчетный счет и при этом не слишком экономить. Для этого используются разные механики: округление покупки и перечисление «сдачи» на цифровой счет, роботизированное инвестирование и т. д. Подобные инструменты в 2019 году появились и в России, например, у Тинькофф и «Рокета».

3. Невидимый банкинг

Предоставить банковскую услугу так точно и бесшовно, чтобы пользователь ее не заметил, ― суперспособность, которую недавно обрели data driven финтехи и платформенные решения.

Невидимый банкинг основан на правильном моменте ― даже микромоменте, когда у пользователя возникает потребность. Например, часто людям немного не хватает денег, чтобы дотянуть до следующей зарплаты, поэтому необанк Chime предлагает получить выплату на два дня раньше. Другое решение, которое решает ту же проблему, но в меньшем масштабе ― это аванс, похожий на «обещанный платеж». Такая услуга есть у MoneyLion, Dave, Chime и других финтехов. Так, Earnin может автоматически пополнять счет пользователя до суммы 100 долларов. При этом человек сам решает, сколько заплатить за такую помощь.

Еще один пример ― финтехи, основанные на модели «покупай сейчас, плати потом». Шведский сервис отложенных платежей Klarna позволяет заплатить за покупку при доставке, а не во время заказа в интернет-магазине.

Вслед за ростом невидимого сервиса на рынке финансовых услуг появилось новое понимание данных: все чаще вместо big data звучит новый термин ― right data.

Потому что только с помощью правильных данных можно найти «тот самый момент», выдать data driven кредит человеку или компании, помочь участникам сделки динамически установить цену. И это одна из территорий, где у бигтехов большие преимущества. Возможно, скоро мы увидим, как они их используют.

4. Конкретика и материальность

Деньги стали неосязаемы. Восприятие даже простых операций усложнилось: человек не видит пачку купюр, которую отдает за импульсную покупку, и не чувствует значительности отложенной суммы. Это рождает еще больше тревог вокруг и без того эмоционально заряженной темы. В желании снизить беспокойство пользователей, банки создают более человечный и менее абстрактный опыт. Вот несколько механик, которые сейчас мы наблюдаем.

  • Одушевленность. Финтехи стали чаще использовать разных персонажей для общения с пользователем: в том же Dave потребитель общается с дружелюбным помощником-медведем.

  • Предметность. Инструмент «Цели», который помогает копить средства на что-то конкретное, стал уже практически стандартом для финансовых приложений и мобильных банков ― как на Западе, так и у нас.

  • Предсказуемость. Визуализация предстоящих расходов помогает снизить тревогу по поводу будущего и, собственно, лучше планировать. Например, у Monzo есть простой штрих ― к текущему балансу прибавляется временная шкала: «1670 фунтов на 30 дней».

Среди российских успешных кейсов стоит также отметить суперпопулярные Диалоги от Сбербанка, где денежные переводы сопровождаются открытками. Простое решение превратило перевод в эмоциональный и визуализированный подарок, который приятно и отправлять, и получать.

5. Baas: ждем кейсов

Пока в России отрасль пытается осмыслить, как и зачем использовать супер-аппы, в США и Европе идут дискуссии о BaaS (англ. Banking-as-a-Service ― банкинг как услуга). Это зарождающаяся индустрия, основанная на открытых банковских API, которые позволяют банкам предоставлять свою лицензию и инфраструктуру технологическим компаниям.

Сегодня в сфере Baas мало реальных сделок, еще меньше ― информации по ним. В ноябре 2019 года The Wall Street Journal написал о будущем сотрудничестве Google, Citigroup и кредитного союза Стэнфордского университета. Компании собираются создать кобрендинговые «умные» текущие счета Google Cache на базе Google Pay. Аналитики отреагировали на новость по-разному: одни предвещают, что рекламный гигант, получив доступ к банковской лицензии, станет угрозой для финтехов, которые не смогут конкурировать с ним по цене; другие ― считают это просто началом эпохи экспериментов Google с финтехом и опасности пока не ожидают.

Интерес к Baas-решениям активизировался со стороны не только бигтехов, но и крупнейших игроков финансового мира.

В начале 2020 года международная платежная система Visa купила за $5,3 млрд финтех Plaid. Эта openAPI платформа позволяет технологическим компаниям проще и быстрее подключаться к банковским счетам пользователей. Хотя решение Visa заплатить в 35 раз больше, чем Plaid заработала в прошлом году, многих удивило, корпорация явно знает, что делает. Еще одна свежая инвестиция Visa ― британский стартап Currencycloud, который предлагает бизнесу набор API для трансграничных платежей.

Другое перспективное направление для развития OpenAPI ― создание финансовых сервисов для малого и среднего бизнеса, к решениям для которого сейчас приковано внимание большого количества инвесторов.

Виктория Дмитренко ― эксперт в области маркетинговых коммуникаций, стратегического планирования и продакт-дизайна. В течение семи лет работала в агентстве BBDO Branding с российскими и международными брендами из сфер финансов и страхования, FMCG, системной интеграции, промышленности и недвижимости. В Digital Horizon Виктория возглавляет команду аналитиков, которые проводят исследования, необходимые на этапе создания продукта с нуля, для проведения пивота и разработки концепции роста.

справка vc.ru

Выводы

Сейчас в финтехе начинается интересная эра. Завершился этап цифровизации классического банка, когда традиционные бизнес-модели просто адаптировались для цифровых каналов. И теперь мы видим digital-nativе сценарии, которые рождаются в мире 2020 года: мире, где человек проживает цифровой опыт, а бизнесы строятся среди платформ и экосистем.

В этом новом мире компании получили возможность глубже и быстрее влиять на поведение пользователей, и интересно, куда приложат усилия финтехи, вооруженые AI и платформенными мультипликаторами.

В поиске правильной точки приложения усилий могут помочь многочисленные исследовательские инструменты. По ссылке ― гид по нашим любимым. И, напоминаем, что команда нашего венчур билдера открыта для проектной работы: мы готовы проводить как отдельные рабочие сессии для поиска и уточнения концепций, так и сопровождать спринты от идеи до MVP. Пишите на [email protected].

0
2 комментария
Alex Mak

Иншуртех? Не, не слышали...

Ответить
Развернуть ветку
Digital Native
Автор

Слышали, конечно) Готовим отдельный материал на эту тему.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда