Сейчас хороший момент, чтобы обратить внимание на бумаги застройщика Самолет (почему именно сейчас - в конце заметки). Самолет - лидер строительного рынка по объему текущего строительства: 5,47 млн. квадратных метров против 4,56 млн. квадратных метров у ПИК, следующего вторым в рейтинге. Отрыв уже 20%, хотя Самолет вышел на 1 место совсем недавно - в декабре 2023 года. Несмотря на уже достигнутый масштаб бизнеса, компания продолжает быстро расти - по выручке на 53% в 2023 году и в планах - на 67% в 2024.
Самолет интересен, и даже уникален новаторским подходом к продукту и рынку. Компания постоянно расширяет сферу своих компетенций и использует это для внедрения новых продуктов, что открывает целые сегменты рынка (непривычные для девелоперов ранее), и одновременно усиливает позиции всех бизнесов сразу, привлекая клиентов наиболее комплексным продуктом на рынке. Таким образом, количественный и качественный рост бизнеса образовывает положительную взаимосвязь: большой масштаб открывает большие возможности для кросс-продаж (мебель, кухни, финансовые продукты), а широкая продуктовая линейка поддерживает продажи собственно недвижимости - в силу того, что клиент зачастую получает уникальный для рынка продукт.
Предлагаю кратко рассмотреть некоторые моменты, качественно характеризующие бизнес:
- географическая экспансия - выход в новые регионы (уже 5, и +5 в ближайшее время, с дальнейшим расширением), что позволяет диверсифицировать географию продаж и расти экстенсивно. Кроме того, вполне вероятно, что с выходом в новые регионы со своим комплексным продуктом и стандартами работы, Самолет сможет показать высокую маржинальность бизнеса на фоне менее эффективных небольших местных игроков;
- выход на рынок ИЖС - проекты Дмитров дом, Истра дом и следующие новые площадки. На фоне роста интереса к ИЖС, а также сдвига ипотечных льгот в сторону сельской ипотеки это расширяет круг потенциальных покупателей для компании. В этом сегменте также вероятна повышенная маржинальность на фоне традиционных строителей - в силу эффекта масштаба и применения лучших практик;
- Самолет Плюс - второй по GMV риелтор в России, имеющий амбиции стать первым (уже в текущем году). GMV 2023 года - 745 млрд. рублей, цель 2024 года - 2-2,5 тлрн. рублей. В текущем году возможно пре IPO Самолет Плюс, а в 2025 году - выход уже на IPO. В оценке аналитики традиционно ориентируются на ОЗОН, с ориентиром стоимости в 0,5GMV, однако я полагаю, что это очень разные бизнесы, и оценка должна быть ниже. При этом, даже в случае оценки в 0,1 GMV, целевая цена Самолет Плюс на IPO - 250 млрд. рублей. Это больше, чем текущая капитализация всей компании Самолет (223 млрд. рублей). Больше, Бенджамин (Грэм, разумный инвестор)!
Наличие риэлтора Самолет Плюс означает, что компания будет зарабатывать и на вторичном рынке, а также получит обширнейший охват клиентов для создания цепочек комбинированных сделок, в которых объект первичной недвижимости будет именно от собственно Самолета. Кроме того, это расширяет охват потенциальных покупателей других продуктов компании, как существующих, так и будущих (экосистема в деле);
- продажа мебели составила в 2023 году уже 20,9 млрд. рублей, и здесь я вижу потенциал занять нишу ИКЕА. Можно либо выжимать на мебели максимальную маржу за счет продавливания производителей на объеме закупок, либо вообще создать собственное производство с гарантированным сбытом. То же с кухнями. То же с отдельными видами отделочных материалов. Вертикальная интеграция, маржа с цепочки создания стоимости;
- управляющая компания Самолет Гостеприимство - выстраивание долгосрочных отношений с клиентом, получение маржи не только в моменте и разово, а на длительном цикле. Расширение теплой клиентской базы для потенциальных продаж услуг и новых продуктов;
- финансовые сервисы: «Целепорт» и «И живи-ка» - повышают доступность жилья для клиента, увеличивают конкурентоспособность основного продукта на рынке (относительно других застройщиков). Самолет ЗПИФ недвижимости - вовлекает в экосистему клиентов на этапе инвестиционного спроса, снижают порог входа на рынок инвестиционной недвижимости. Все это подкреплено покупкой собственного банка (КБ «Система», в будущем, вероятно - «Самолет Банк»), позволит более гибко и оперативно подходить к собственным финансовым продуктам, так и оставлять существенные комиссионные в контуре ГК Самолет. Уверен, банк ожидает период бурного роста;
- Самолет Образование - выход на рынок образования, детские сады, школы, онлайн образование. Сейчас можно только предполагать, насколько большой это рынок, думаю - огромный, и при масштабировании онлайн платформ - высокомаржинальный;
- платформа Самолет 10D - это выход на нишевый рынок ИТ в строительстве. Амбиции - 30% рынка к 2028 году. Потенциально - это аналог Диасофта в сфере девелопмента в составе Самолета.
Теперь предлагаю рассмотреть основные финансовые показатели группы Самолет:
Результаты 2023 года по управленческой отчетности (МСФО пока нет):
Ты что "с дуба рухнул" рекламировать треш... Я имею ввиду самолет Р/Е = 21,5 (норматив по Российским акциям не выше 6). ЧИСТЫЙ ДОЛГ/EBITDA = 11,6 Я понимаю застройщик в 2-3 раза, но не почти 12 "грязных доходов". А интересно, ты сам купил эту компанию (и сколько вложил, % от капитала?)
Сам купил, доля в портфеле самая большая среди акций. Интересно, откуда Вы такие мультипликаторы взяли? По последней отчетности - P/E 6,5 (к капитализации на момент публикации, сейчас 6,6), а полная стоимость (более адекватный мультипликатор для строителей) EV/EBITDA = 4,15
Если Вы продолжаете считать акции Самолет "Трешем", то не хотите ли зашортить их?
Я эти индикаторы взял на платном профессиональном сайте, т. е. плачу за них. Иты хочешь сказать меня убедить, что лучше профессионалов фондового рынка расчитываешь индикаторы фундаментальног анализа по данным отчетности компаний?.
Здесь я могу лишь улыбнуться... попробуйте почитать что-то по базовому фундаментальному анализу, чтобы хотя бы самые основные коэффициенты видеть самому
Я покупаю акции по разным индикаторам, в том числе по индикатору CAPE, по анализу доходности акций за 20 лет. Или ты хочешь, чтобы я отступил от своей стратегии и тактики и как осел " на веревочке" покупал то, что ты мне укажешь и когда укажешь?
Откуда такой напор? Во-первых, я ничего Вам не указываю, во-вторых, не припомню, чтобы на "ты" переходил с Вами