Самолет: компания - экосистема. Нужно обратить внимание на эту акцию

Сейчас хороший момент, чтобы обратить внимание на бумаги застройщика Самолет (почему именно сейчас - в конце заметки). Самолет - лидер строительного рынка по объему текущего строительства: 5,47 млн. квадратных метров против 4,56 млн. квадратных метров у ПИК, следующего вторым в рейтинге. Отрыв уже 20%, хотя Самолет вышел на 1 место совсем недавно - в декабре 2023 года. Несмотря на уже достигнутый масштаб бизнеса, компания продолжает быстро расти - по выручке на 53% в 2023 году и в планах - на 67% в 2024.
Самолет интересен, и даже уникален новаторским подходом к продукту и рынку. Компания постоянно расширяет сферу своих компетенций и использует это для внедрения новых продуктов, что открывает целые сегменты рынка (непривычные для девелоперов ранее), и одновременно усиливает позиции всех бизнесов сразу, привлекая клиентов наиболее комплексным продуктом на рынке. Таким образом, количественный и качественный рост бизнеса образовывает положительную взаимосвязь: большой масштаб открывает большие возможности для кросс-продаж (мебель, кухни, финансовые продукты), а широкая продуктовая линейка поддерживает продажи собственно недвижимости - в силу того, что клиент зачастую получает уникальный для рынка продукт.
Предлагаю кратко рассмотреть некоторые моменты, качественно характеризующие бизнес:
- географическая экспансия - выход в новые регионы (уже 5, и +5 в ближайшее время, с дальнейшим расширением), что позволяет диверсифицировать географию продаж и расти экстенсивно. Кроме того, вполне вероятно, что с выходом в новые регионы со своим комплексным продуктом и стандартами работы, Самолет сможет показать высокую маржинальность бизнеса на фоне менее эффективных небольших местных игроков;
- выход на рынок ИЖС - проекты Дмитров дом, Истра дом и следующие новые площадки. На фоне роста интереса к ИЖС, а также сдвига ипотечных льгот в сторону сельской ипотеки это расширяет круг потенциальных покупателей для компании. В этом сегменте также вероятна повышенная маржинальность на фоне традиционных строителей - в силу эффекта масштаба и применения лучших практик;
- Самолет Плюс - второй по GMV риелтор в России, имеющий амбиции стать первым (уже в текущем году). GMV 2023 года - 745 млрд. рублей, цель 2024 года - 2-2,5 тлрн. рублей. В текущем году возможно пре IPO Самолет Плюс, а в 2025 году - выход уже на IPO. В оценке аналитики традиционно ориентируются на ОЗОН, с ориентиром стоимости в 0,5GMV, однако я полагаю, что это очень разные бизнесы, и оценка должна быть ниже. При этом, даже в случае оценки в 0,1 GMV, целевая цена Самолет Плюс на IPO - 250 млрд. рублей. Это больше, чем текущая капитализация всей компании Самолет (223 млрд. рублей). Больше, Бенджамин (Грэм, разумный инвестор)!
Наличие риэлтора Самолет Плюс означает, что компания будет зарабатывать и на вторичном рынке, а также получит обширнейший охват клиентов для создания цепочек комбинированных сделок, в которых объект первичной недвижимости будет именно от собственно Самолета. Кроме того, это расширяет охват потенциальных покупателей других продуктов компании, как существующих, так и будущих (экосистема в деле);
- продажа мебели составила в 2023 году уже 20,9 млрд. рублей, и здесь я вижу потенциал занять нишу ИКЕА. Можно либо выжимать на мебели максимальную маржу за счет продавливания производителей на объеме закупок, либо вообще создать собственное производство с гарантированным сбытом. То же с кухнями. То же с отдельными видами отделочных материалов. Вертикальная интеграция, маржа с цепочки создания стоимости;
- управляющая компания Самолет Гостеприимство - выстраивание долгосрочных отношений с клиентом, получение маржи не только в моменте и разово, а на длительном цикле. Расширение теплой клиентской базы для потенциальных продаж услуг и новых продуктов;
- финансовые сервисы: «Целепорт» и «И живи-ка» - повышают доступность жилья для клиента, увеличивают конкурентоспособность основного продукта на рынке (относительно других застройщиков). Самолет ЗПИФ недвижимости - вовлекает в экосистему клиентов на этапе инвестиционного спроса, снижают порог входа на рынок инвестиционной недвижимости. Все это подкреплено покупкой собственного банка (КБ «Система», в будущем, вероятно - «Самолет Банк»), позволит более гибко и оперативно подходить к собственным финансовым продуктам, так и оставлять существенные комиссионные в контуре ГК Самолет. Уверен, банк ожидает период бурного роста;
- Самолет Образование - выход на рынок образования, детские сады, школы, онлайн образование. Сейчас можно только предполагать, насколько большой это рынок, думаю - огромный, и при масштабировании онлайн платформ - высокомаржинальный;
- платформа Самолет 10D - это выход на нишевый рынок ИТ в строительстве. Амбиции - 30% рынка к 2028 году. Потенциально - это аналог Диасофта в сфере девелопмента в составе Самолета.
Теперь предлагаю рассмотреть основные финансовые показатели группы Самолет:
Результаты 2023 года по управленческой отчетности (МСФО пока нет):

Самолет: компания - экосистема. Нужно обратить внимание на эту акцию

Прогноз компании на 2024 год, также по управленческой отчетности:

Самолет: компания - экосистема. Нужно обратить внимание на эту акцию

Также важен прогноз значения чистого долга компании:

Самолет: компания - экосистема. Нужно обратить внимание на эту акцию

Исходя из представленных параметров получаем, что сейчас компания оценена по EV / EBITDA = 4,13, а по прогнозным параметрам 2024 года EV / EBITDA = 2,33. И это при умеренном уровне чистого долга. Важно, что данные финансовых результатов и прогноза приведены компанией по методике управленческого учета, при этом отчетность по МСФО прошлых периодов несколько была с несколько более умеренными показателями. Однако, даже если к прогнозу финансовых результатов компании подойти консервативно, и предположить, что рост показателей будет скромнее, а также с поправкой на отчетность по МСФО, можно ожидать EBITDA на уровне 130 млрд. рублей в 2025 году, что при прогнозе чистого долга в 126 млрд. рублей и текущей капитализации дает мультипликатор EV / EBITDA (2025) = 2,7. Дорого ли это для растущей компании - лидера рынка, с уникальным для рынка комплексным продуктом и потенциалом вывода дочки (или дочек?) на IPO? Нет. Совсем не дорого.

Предлагаю гипотезу (прогноз), на периоде в 3 года (до 01.03.2027), что с учетом роста EBITDA до 150+ млрд. рублей и ростом оценки компании по мультипликатору EV / EBITDA до значения 5 (что должно быть вызвано снижением уровня процентных ставок и премии за риск в целом по рынку), мы увидим стоимость акций группы Самолет на уровне более 10 000 рублей (не является инвестиционной рекомендацией).

В качестве ответа на возможные опасения проблем с реализацией амбициозных планов компании отмечу следующее:

- объем нераспроданной площади в объектах Самолет находится на минимальном уровне за историю располагаемых данных - 41%;

- продажи в Московской области (крупнейшем рынке компании) в 2024 году будут поддержаны снижением ввода ЖК, это подтверждается уменьшением площади возводимых (конкурентами Самолета) ЖК в течение 2022 и первого полугодия 2023 года;

- маловероятно сильное давление на продажи группы Самолет, хотя бы потому, что если трудно будет лидеру рынка с развитыми финансовыми продуктами и развитыми сервисами, то более слабые участники рынка могут и вовсе не выдержать таких условий, что несет угрозу всему рынку, и совсем не согласуется с планами правительства по развитию отрасли и планам роста ввода жилья.

Начиная с декабря, котировки акций Самолета выглядели слабо на фоне бумаг других компаний отрасли (отдельно обратите внимание на разницу капитализации Самолета и ПИКа):

Самолет: компания - экосистема. Нужно обратить внимание на эту акцию

А вот так это выглядит на графике:

Самолет: компания - экосистема. Нужно обратить внимание на эту акцию

В качестве объяснения такой слабости бумаг предлагаю 2 основных гипотезы:
- котировки к моменту декабрьской ребалансировки индекса Московской биржи были перекуплены как институциональными участниками (на ожиданиях включения в индекс), так и физическими лицами - благодаря мощной работе PR и IR компании. И в результате бумаги оказались в таком количестве портфелей, что в моменте их условно некому было больше покупать.
- сегодня в должность вступает новый генеральный директор группы Самолет - Андрей Иваненко. Он ранее возглавлял бизнес компании в Москве, и пришел на смену Антону Елистратову, возглавлявшему компанию 4,5 года. Внятных убедительных комментариев о причинах такой замены рынок до сих пор не услышал, и это может вызывать у части инвесторов опасения относительно ситуации в компании. Судя по динамике котировок, информация об уходе Антона Елистратова стала просачиваться около 2-х месяцев назад, возможно 27 декабря. Не думаю, что за этим стоит что-то страшное для компании, вполне вероятно, что причины какие-то личные, но для отдельных участников рынка это может быть тревожный момент.
Наиболее вероятно, что в моменте сложились несколько факторов: после относительно сильной динамики котировок в течение осени (на фоне снижения котировок конкурентов), в процессе ребалансировки портфелей, перегруженных акциями Самолета, появилась информация о смене руководителя, и это вызвало дисбаланс - активизировались продавцы, а больших покупателей в моменте не нашлось. И очень похоже, что именно сейчас сложилась подходящая для покупки бумаги ситуация.
В любом случае в адрес Антона Елистратова нужно сказать много хорошего: именно при нем компания многократно выросла как в масштабе деятельности, так и в качественном отношении (продукты и сервисы), и без четкого руководства очень большим количеством процессов, составляющих сложную работающую систему, этого бы не произошло.
Что в итоге:
Самолет - это отличный пример экосистемной компании, по инновационности подхода и развитости экосистемы сравнимый с Яндексом и Тинькофф. Лидер рынка не только в силу размера бизнеса, но и по сути - именно Самолет меняет представление, что такое недвижимость как продукт, какие сервисы и взаимодействие с клиентом современный девелопер может предложить. Самолет, как лидер рынка меняет сам рынок и правила работы на нем. При этом оценка компании в значительной степени не отражает потенциала развития бизнеса и его финансовых показателей, что позволяет ожидать кратной переоценки в среднесрочной перспективе. Котировки акций Самолет в настоящий момент явно отстали от коллег-конкурентов, и находятся на интересном для подбора уровне.

Данная заметка не является инвестиционной рекомендацией.Вдохновляющих идей Вам, инвестиционных и не только!Мой телеграм (вдруг будет интересно): https://t.me/+gF9Hk1wMtBAwNWQ6

В заметке использовались данные из презентации группы Самолет: https://media.samolet.ru/investors/shareholders/presentations/Презентация_для_инвесторов_4_кв_и_12_мес_2023_vf2_XIorJIo.pdf Благодарю за внимание!

10 комментариев

Ты что "с дуба рухнул" рекламировать треш... Я имею ввиду самолет Р/Е = 21,5 (норматив по Российским акциям не выше 6). ЧИСТЫЙ ДОЛГ/EBITDA = 11,6 Я понимаю застройщик в 2-3 раза, но не почти 12 "грязных доходов". А интересно, ты сам купил эту компанию (и сколько вложил, % от капитала?)

Ответить

Сам купил, доля в портфеле самая большая среди акций. Интересно, откуда Вы такие мультипликаторы взяли? По последней отчетности - P/E 6,5 (к капитализации на момент публикации, сейчас 6,6), а полная стоимость (более адекватный мультипликатор для строителей) EV/EBITDA = 4,15

Ответить

Если Вы продолжаете считать акции Самолет "Трешем", то не хотите ли зашортить их?

Ответить

Я эти индикаторы взял на платном профессиональном сайте, т. е. плачу за них. Иты хочешь сказать меня убедить, что лучше профессионалов фондового рынка расчитываешь индикаторы фундаментальног анализа по данным отчетности компаний?.

Ответить

Здесь я могу лишь улыбнуться... попробуйте почитать что-то по базовому фундаментальному анализу, чтобы хотя бы самые основные коэффициенты видеть самому

Ответить

Я покупаю акции по разным индикаторам, в том числе по индикатору CAPE, по анализу доходности акций за 20 лет. Или ты хочешь, чтобы я отступил от своей стратегии и тактики и как осел " на веревочке" покупал то, что ты мне укажешь и когда укажешь?

Ответить

Откуда такой напор? Во-первых, я ничего Вам не указываю, во-вторых, не припомню, чтобы на "ты" переходил с Вами

Ответить