Взаимозависимые лица: обновление правил игры с 1 апреля 2024 года?
Порядок уведомления налоговой об осуществлении контролируемых сделок
О совершении контролируемых сделок налогоплательщики обязаны ставить в известность налоговые органы в срок не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.
Уведомление представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика и согласно установленной форме.
Непредставление налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2024 года
В части контролируемых сделок с 1 апреля 2024 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс. В частности, срок подачи уведомления о контролируемых сделках изменен на 1 октября года, следующего за отчетным годом.
Кроме того, уточнен перечень оснований для отнесения сделок к контролируемым. Так, добавлены критерии контроля по прибыли и активам для отдельных видов налогоплательщиков.
Также предусмотрена подача групповых уведомлений ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по всем контролируемым сделкам в группе.
Полномочия налоговых органов
Проверка контролируемых сделок
Налоговые органы наделены широкими полномочиями по контролю за трансфертным ценообразованием.
В частности, налоговики вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки в части правильности применения цен по контролируемым сделкам, а также запрашивать дополнительные документы и информацию.
В рамках проверки может быть произведено доначисление налога в случае, если цена сделки отклоняется от рыночного уровня более чем на 20%. Также возможно привлечение к ответственности в виде взыскания штрафов.
Запрос документов до проведения проверки
До принятия решения о проведении проверки налоговый орган может запросить у налогоплательщика документы финансовой и хозяйственной деятельности по конкретным контролируемым сделкам.
Налогоплательщик обязан в течение 30 дней со дня получения запроса представить истребуемые документы в налоговый орган. Непредставление документов влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Методы определения рыночных цен
Для определения соответствия цены сделки рыночному уровню, налоговые органы могут использовать следующие методы:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности.
Выбор метода зависит от вида сделки, наличия информации и сопоставимых сделок между независимыми контрагентами. Налоговый орган обязан обосновать выбор конкретного метода определения интервала рыночных цен.
Налоговые последствия
Несоблюдение принципа «вытянутой руки» и занижение налогооблагаемой базы по контролируемым сделкам влечет за собой негативные налоговые последствия.
В частности, это корректировка и доначисление налогов, а также привлечение к налоговой ответственности.
Целью является недопущение злоупотреблений в части трансфертного ценообразования и обеспечение полноты уплаты налогов при совершении контролируемых сделок с взаимозависимыми лицами.
Корректировка налоговой базы
Если по результатам проверки интервал рыночных цен отклоняется от цены сделки более чем на 20%, налоговый орган производит корректировку налоговой базы.
Налоговая база по налогу на прибыль и НДС корректируется до минимального или максимального значения интервала рыночных цен.
Симметричная корректировка налоговой базы
Если цена сделки была скорректирована в отношении одной стороны, другая может внести симметричную корректировку, чтобы избежать двойного налогообложения. Для этого необходимо направить уведомление и расчет.
Подобная манипуляция должна быть произведена не позднее года, следующего за годом, когда была произведена первая корректировка цены сделки.
Доначисление недоимки и начисление пеней
Если в результате корректировки цены сделки сумма налога увеличивается, то налоговый орган доначисляет соответствующие суммы недоимки по налогу на прибыль и НДС.
Также на доначисленную сумму налога начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки платежа.
Новые штрафы за нарушения по контролируемым сделкам
С 2023 года введены новые штрафные санкции за нарушения по контролируемым сделкам.
В частности, дифференцированы штрафы за неуведомление и ненадлежащее уведомление о контролируемых сделках. Также введена ответственность за отказ в представлении документации по контролируемым сделкам.
Штрафы за неуведомление о контролируемых сделках
За непредставление уведомления о контролируемых сделках для организаций введен штраф в размере 5% от суммы соответствующей сделки (минимум 30 000 рублей). Для ИП – штраф от 5 000 до 30 000 рублей.
Штрафы за ненадлежащее уведомление
Неполное и ненадлежащее уведомление о контролируемых сделках влечет штраф для организаций в размере 30 000 рублей по каждой сделке, а для ИП – в размере 3 000 рублей.
Штрафы за непредставление документации
За непредставление или несвоевременное представление документации введены штрафы для организаций в размере 100 000 рублей, для ИП – 10 000 рублей.
Выход из ситуации
Для россиян, которые вынуждены искать способы снижения налогового бремени, которые хотят оптимизировать свои финансовые операции, защитить инвестиции или расширить бизнес, есть вполне законная альтернатива: обратить внимание на страны ближнего зарубежья с комфортными условиями.
В частности, речь идет о Кыргызстане – дружественной республике, которая за последние годы стала финансовым и деловым прибежищем для многих россиян.
Чем же так привлекательна Киргизия для граждан РФ?
Вот лишь некоторые факторы:
- поддержка малого и среднего предпринимательства на государственном уровне;
- в республике принято законодательство, защищающее иностранные инвестиции;
- развитый рынок банковских услуг с выходом на международные финансовые рынки;
- единое таможенное пространство с РФ;
- удобное географическое положение (граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем);
- русскоязычная среда;
- облегченная процедура получения гражданства.
Возможности, которые предоставляет Кыргызская Республика:
- оформление банковской карты Киргизии;
- открытие ООО в Киргизии;
- получение гражданства Киргизии.
Заключение
Усиление механизмов контроля за подозрительными сделками призвано оказать противодействие уклонению от уплаты налогов.
С одной стороны, это вынудит предпринимателей более грамотно подходить к структурированию бизнеса и оформлению внутригруппового документооборота.
Ведь контролируемые сделки – это не только риски, но и возможности, поскольку речь может идти о синергетическом эффекте для всей группы компаний.
🚀 С другой стороны, нельзя исключать и альтернативный вариант – оптимизация финансов и бизнеса в целом с помощью развитой инфраструктуры соседней дружественной страны.
Как бы то ни было, каждый предприниматель вправе выбрать тот вариант, который наиболее полно отвечает задачам его бизнес-стратегии.
Наш сайт: 5kart.ru ㅤTelegram: @kart5_manager ㅤWhatsApp: +7 495 660 38 52
все чето новое придумывают. Часто ловлю себя на мысли, что после очередных обновленний судорожно вспоминаешь, что да как там тебя(
Но такое лучше знать чтоб не вляпаться потом.
Всё интереснее и интереснее живём 😅🤣
Ностальджиии))
подписывайтесь, ставьте лайки. А это будет в следующих статьях 🤓
Штрафы блин....
Есть такое)
Благодарю! подписывайтесь, ставьте лайки 😎