Перегрелся калькулятор! Посчитали, сколько компания может тратить на собственный софт. Профит будет?

Привет, это Дмитрий, совладелец studio-alt. ru. В день, когда биток вновь пробил отметку в $65к хочется поговорить об инвестициях. Но, как бы странно не звучало, не про крипту. А про инвестиции в развитие бизнеса.

Мы 7 лет разрабатываем софт для автоматизации и как никто другой знаем, что каждая программа, каждая ее новая фича должна приносить компании профит, изменяемый в деньгах. И оценивать такой серьезный шаг для компании нужно именно со стороны инвестиций в развитие. Об этом и поговорим.

Перегрелся калькулятор! Посчитали, сколько компания может тратить на собственный софт. Профит будет?

Можно ли заработать, инвестируя в нематериальные активы своей компании. Конкретно — софт для автоматизации.

Мы не будем хватать звезд с неба и рассуждать о больших корпорациях. Рассмотрим банальный пример на небольшом бизнесе. Давайте возьмем небольшую но уже окрепшую региональную организацию из сферы услуг с оборотом ~ 50 млн рублей в год. Условно в сфере ближе к стройке. Например отделка квартир или монтаж инженерных систем.

Так же мы в этом примере берем в расчет то, что ИТ система не является ключевым звеном в бизнесе, как например Яндекс такси, а несет лишь вспомогательных характер, позволяя немного оптимизировать процессы и увеличить эффективность сотрудников.

Как правило, в такой организации есть собственник, чаще он же директор, начальник производства, полтора десятка мастеров, один отдел продаж с РОПом (пусть 5+1 человек). Остальные отделы пусть будут на аутсорсе.

Пусть мы задумали разработать собственную ИТ систему, которая позволяет быстрее считать смету и готовить КП, отправляет заказ в производство, работники в полях ежедневно отмечают объем выполненных работ, им автоматически считается з/п, строятся отчеты и аналитика для руководства, позволяющие лучше планировать производство и продажи, видеть неэффективных сотрудников и работать с этим. Смотреть ретроспективу и принимать управленческие решения.

По статистике, чаще всего с такого набора функционала начинается постройка автоматизации в небольшом бизнесе

Как правило, при внедрении такого ПО эффективность работы сотрудников повышается так: (Примерные цифры, причем достаточно пессимистичные).

- 10% времени отдела продаж на подготовку КП

- 30% времени сметчика

- 10% времени специалиста на расчет ЗП

+ 10% к эффективности сотрудников в полях (нач. производства проще их контролировать и приоритизировать задачи. Эффективнее управлять производственным ресурсом)

- 15% работы нач. производства на подготовку и анализ отчетности

- 15% работы директора и анализ отчетности и принятие управленческих решений.

Мы не будем учитывать прочие положительные факторы от автоматизации, посчитаем профит от оптимизированного времени через фонд оплаты труда. Возьмем региональные ЗП, без учета налогов, содержания офиса, мешков кофе, кубометров воды, корпоративов с Лепсом и прочих косвенных затрат на персонал.

Дак сколько же мы экономим в месяц только на ФОТ?

✅ 5 продажников + РОП ~ вместо 330 т. р. 297 т. р. Экономия 33 т. р/мес.

✅ Сметчик (как правило высокопрофессиональный специалист) ~ вместо 80 т. р. 66 т. р. Экономия 24 т. р./мес.

✅ Пусть ЗП считает рядовой офис-менеджер у нас: ~ Вместо 35000р. 31500р. Экономия 3500р/мес.

✅ 15 сотрудников в полях, пусть по 80тыс. р/мес. ~вместо 1200т. р- 1080т. р. Экономия 120т. р./мес.

✅ Нач. производства ~вместо 100тыс. - 85тыс. Экономия 15т. р./мес.

✅ Директор ~вместо 150тыс. - 122,5тыс. Экономия 22,5т. р./мес.

Итого только на ФОТ за счет такой автоматизации мы экономим 218т. р./мес.

Речь здесь идет не о сокращении ФОТ за счет автоматизации, а больше про то, что освободившееся время сотрудников можно направить на более эффективные действия. Произвести больше услуг, обработать больше заявок, выделить больше времени на стратегию развития у топ менеджмента.

Как правило, такая автоматизация у нас обойдется порядка 2-3 миллионов рублей в зависимости от нюансов. Возьмем среднее значение, 2.5 млн/руб. По времени от начала разработки до полноценного ввода в эксплуатацию потребуется от 6 до 12 месяцев. Тут возьмем максимальную планку.

Соответственно, полноценный профит от системы мы начинаем получать только со 2 года. С другой стороны, за этот год ФОТ вырос процентов так на 12 (возьмем по официальной инфляции), и экономить мы начинаем уже не по 218 т.р а по 244 т.р./мес.

Что ж, давайте посмотрим это дело в горизонте планирования 5 лет с момента старта разработки. Учтем ежегодное индексирование зп и легкое обслуживание ИТ системы без учета разработки новых функций (~50т.р/мес с учетом индексации стоимости программистов на 3 года). Первое время побольше, потом поменьше, в последние годы притрагиваться к старому функционалу вообще не придется, именно поэтому на дистанции цифра за обслуживание относительно небольшая.

Про разработку новых функций после ввода системы в эксплуатацию здесь не говорим. Так как каждая доработка будет влиять на показатели эффективности сотрудников.

Для наглядности сделал в небольшой график вложений и возврата инвестиций .

Перегрелся калькулятор! Посчитали, сколько компания может тратить на собственный софт. Профит будет?

Итого инвестировано за 5 лет: 4,9 млн.р. , сэкономлено на ФОТ (с учетом индексации ЗП и сохранения численности штата) 15,7 млн.р.

Если считать, что в первый год мы тратим не разом всю сумму в примерно в равных долях по месяцам, далее тратим на обслуживание по 50т.р. ежемесячно, получается, что в перспективе 5 лет мы получаем что вложенные средства работают более чем под 70% годовых при условии что мы учитываем ПО как нематериальный актив со стоимостью равной стоимости разработки и поддержки за эти годы.

Даже если считать, что средства в разработку безвозвратно потрачены и софт не является материальным активом через 5 лет, то все равно получается порядка 45% годовых.

При расчетах % ставки поигрался с этим калькулятором.

Больше 5 лет горизонт планирования брать не хочу, так как спустя это время утечет много воды, в компании обновятся процессы и потребуется уже переделка софта под новые реалии.

Как правило, эти средства выделяются в компании из фонда на развитие. И это, обычно от 20 до 50 процентов бюджета фонда. Если операционная прибыль составляет порядка 20% от выручки, получаем, что при выручке в 50 млн. она составляет 10 млн./год.

Часто фонд развития составляет порядка 20% прибыли, то есть мы получаем, что за год в фонде копился 2 млн. Если мы тратим на автоматизацию 50% фонда, получается, что за год при обороте в 50 млн. р. при данных цифрах мы можем позволить себе тратить на ИТ систему 1 млн.р. Что составляет 2% от выручки.

Получается, что чтобы запустить полноценную ИТ систему за год, при этих данных выручка должна составлять от 100 млн.р./год.

Но что же делать если потребность в автоматизации уже остро ощущается, а средств не хватает?

Здесь по сути 2 варианта:

- Перераспределить бюджеты фондов, например увеличить фонд развития до 30% от выручки и тратить на ИТ из него 70-80% на автоматизацию.

- Начать автоматизацию с малого. Например для начала потратить 500-600тыс. на небольшую но эффективную утилиту, закрывающую горящую бизнес-задачу, разработка которой даст ощутимый профит в компании.

В 90% бизнесов это можно сделать. У нас есть кейсы, когда мы в этом бюджете разработали софт, который

личный кабинет менеджера по продажам, благодаря которому повысилась эффективность отдела и исключились обманы руководства при расчете зарплат.

Освободили 50% времени сметчика оптимизируя ФОТ инженера на вдвое.

Если вы давно задумывались об инвестициях в софт для своего бизнеса, но не знаете с чего начать, какие риски учесть и какой профит получите, ввязавшись в эту «авантюру» - Напишите мне.

Вместе найдем процессы, которые можно оптимизировать с небольшим бюджетом и минимальными рисками, посчитаем экономику и составим пошаговый план разработки вашей собственной ИТ системы, без огромной финансовой нагрузки для компании.

55
Начать дискуссию