Будущее российского FinTech: тренды, инновации и рынок труда

Развитие финансовых инструментов и сервисов в России идет активными темпами. Причем это относится как к банкам, так и к небанковским организациям, которые в том числе обслуживают клиентов банков. По данным Global FinTech Adoption Index, Россия находится на 3 месте в рейтинге стран по качеству цифровой инфраструктуры.

На сегодняшний день в РФ работает около 360 банков и большое количество финтех-компаний. Все это приводит к высокой конкуренции на рынке, которая в том числе становится мощным стимулом к развитию инноваций, внедрению новых технологий, разработке дополнительных сервисов.

Вместе с Андреем Блощецовым, генеральным директором компании Right line, обсудили вектор развития банковской сферы России: какие инновации стали ключевыми в последние годы и каких трендов ждать в ближайшее время.

Будущее российского FinTech: тренды, инновации и рынок труда

– Банковская система РФ VS остальной мир: в чем наши преимущества?

Внедрение инноваций в банковской сфере является общемировым трендом, который охватывает не только Россию, но и другие страны мира. Банки активно используют новые технологии, чтобы улучшить сервис и обеспечить быстрый и удобный доступ к финансовым услугам. Пример – количество масштабных конференций и форумов, которые проходят по всему миру (в странах СНГ, в регионе MENA, Азии и т.д.) и на которых затрагиваются темы технологического развития банковской среды: развитие систем быстрых платежей, повышение доступности сервисов, внедрение цифровых валют, а также инструментов удаленной идентификации пользователей. Кроме того, активно внедряются инструменты AI в банковских сервисах, а также Big Data для автоматизации процессов, улучшения аналитики и предоставления персонализированных услуг.

Говоря о банковской сфере РФ, можно отметить, что наша страна является одним из мировых трендсеттеров.

Показательным является уровень развития дистанционного банковского обслуживания (ДБО) в России. Наши банки активно внедряют собственные технологии ДБО, уделяя особое внимание качеству обслуживания, скорости обслуживания и вопросам безопасности. Если сравнить функциональные возможности ДБО российских банков с ДБО в других странах, то разница и преимущества будут очевидны – Россия сегодня находится на первом месте в мире в этой области.

Уровень развития финансовых инструментов и сервисов в России достаточно высок. Причем это относится как к банкам, так и к небанковским организациям, которые также вовлечены в обслуживание клиентов банков.

Большое количество крупных банков и финтех-компаний приводит к высокой конкуренции на рынке, которая, в свою очередь, стимулирует развитие инноваций, внедрение новых технологий, разработку дополнительных сервисов.

Также стоит отметить усилия Центробанка. В частности, можно выделить борьбу с монополиями, стимулирование конкуренции, цифровизацию банковской сферы и, конечно, поддержку и развитие инноваций. Активное внедрение инновационных, клиентоориентированных бизнес-технологий – одна из главных задач стратегии развития финансового рынка до 2030 года, что достаточно емко отражает приоритеты Банка России.

– Каких новых подходов и технологий нам стоит ожидать в ближайшем будущем?

В последнее время высокими темпами развиваются технологии электронной коммерции, появляются новые механики платежей и модели потребления, как, например, BNPL (buy now, pay later) и другие. И эти тенденции сохранятся. Кроме того, прогнозируется постепенное расширение использования технологий дистанционного обслуживания.

Если мы говорим о развитии электронной коммерции и новых механиках платежей, нельзя обойти вниманием относительно новый, но быстро развивающийся и уже внедряемый в банковскую систему проект Цифрового рубля. Тестирование операций с реальными цифровыми рублями началось в августе прошлого года. На старте в пилоте принимало участие 13 банков, но уже в начале 2024 года к нему присоединилось еще 17 банков. Часть банков принимает участие в проекте с нашим коробочным решением «ПЦР-Коннект», которое включено в реестр российского ПО.

Мы ожидаем, что продолжат развиваться новые системы трансграничных расчетов / переводов. И, конечно, актуальными остаются вопросы импортозамещения. В настоящее время заданы очень высокие темпы развития, и в дальнейшем они будут только наращиваться.

Нужно отметить, что сегодня внедряется в банковском сегменте, направлено в первую очередь на улучшение качества обслуживания клиентов, увеличение прозрачности и понятности для клиента, упрощение клиентского пути, сокращение потраченного времени и повышение безопасности. Банки стараются подходить к изменению клиентского опыта плавно и ненавязчиво. Когда повышение качества налицо – адаптация к изменениям происходит быстро и естественно.

– Достаточно ли у нас специалистов, чтобы поддерживать тренды и оперативно внедрять новые технологии?

Я бы отметил нехватку на рынке квалифицированных IT-специалистов и менеджеров. Причем дефицит касается не только программистов и инженеров в области IT, но также менеджеров, обладающих комплексными знаниями в управлении проектами.

FinTech стал развиваться в разы быстрее и банки активно занимаются поиском квалифицированных сотрудников. Ушло иностранное ПО – за счет этого они стали привлекать гораздо больше ресурсов для разработки собственного софта.

С октября прошлого года, мы видим большое количество запросов на системных аналитиков; видим увеличение спроса на специалистов в области информационной безопасности. Это связано с тем, что все больше компаний нуждаются в защите своих данных от кибератак. Кроме того, законодательство в области защиты данных становится все более строгим, что требует от компаний улучшения мер безопасности.

Тренд на IT стимулирует людей идти в эту сферу. Но образовательные программы (как государственные, так и частные) не успевают обновляться и удовлетворять запросы рынка. Растет количество junior-специалистов, когда middle и senior остаются в дефиците.

Ольга Чеснокова
HRD Right line

Мы уже давно в этой сфере. С 2017 года наша команда Right line создает программные решения для бизнеса в FinTech-cекторе. Мы работали с передовыми платежными решениями для крупных банков РФ, проектами в области электронной коммерции, трансграничных переводов, СБП и Цифрового рубля.

В определенный момент мы заметили, что банкам зачастую сложно закрывать потребность в IT-специалистах: заниматься рекрутингом, собирать команду, следить за проектами и их внедрениями. Поэтому в 2021 году мы запустили направление Right team – услуга по заказной разработке в формате T&M. Для многих наших партнеров и клиентов это стало оптимальным вариантом сотрудничества: они передают нам конкретные задачи и описывают временные рамки, а мы подбираем идеального специалиста по внутренней базе кандидатов и сотрудников.

Мы постоянно отслеживаем новые тренды, реагируем на запросы рынка и активно вовлекаемся в инновационные проекты, чтобы оставаться в числе компаний, готовых закрывать новые, сложные задачи.

33
Начать дискуссию