Объясняю, в чем проблема со стихийными сборами пострадавшим в Крокусе и почему ваши деньги могут не помочь

Привет, я Евгений Зубов, директор mercy.agency и фандрайзер, в благотворительности работаю уже 8 лет.

После страшного теракта в «Крокус Сити Холле» люди стали массово жертвовать деньги пострадавшим — уже собран почти 1 млрд рублей через платформу «Мы вместе». Кроме того, сбор открыли Сбер и Российский Красный Крест (РКК). Но насколько эффективны такие стихийные сборы?

Обо всем этом я поговорил с Владимиром Берхиным, президентом фонда «Предание» и экспертом в сфере благотворительности.

— В чем вообще проблема с такими стихийными сборами, когда все начинают собирать пострадавшим в целом, а не на какие-то конкретные цели?

— Основная проблема в том, что непонятно, когда и на что именно будут использоваться деньги, потому что в начале сбора непонятно, какая конкретно помощь понадобится. Сейчас пострадавшим нужна экстренная помощь, и она оказывается государством и волонтерами-психологами. Много ли будет нужно помощи в дальнейшем, какая именно помощь будет нужна и сколько она будет стоить — неизвестно.

Еще есть большой вопрос к методам оказания помощи. Я писал об этом в связи со сбором пострадавшим от пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в 2018 году. Там непрофильная организация (Кемеровское отделение РКК), которая на тот момент (насколько я помню) занималась в основном помощью больным туберкулезом, собрала огромную сумму и большей частью просто раздала эти деньги на счета семей погибших и пострадавших. Вот этот отчет. Кстати, за год около четверти собранной суммы так и осталась неизрасходованной.

— Почему просто раздавать деньги благополучателям — это непрофессиональный вид помощи?

— Отдавать деньги благополучателям в руки неправильно по следующим причинам:

  • это провоцирует появление мошеннических схем. Однако если заранее известно, что деньги возможно получить только в виде необходимых товаров и услуг, то мошенникам ловить нечего.
  • благополучатель может потратить деньги не так, как предполагалось. Например, вместо получения психологической помощи топить свое горе в алкоголе. По рассказам местных волонтеров, такие случаи были, например, после того же пожара в «Зимней вишне» — некоторые семьи, потерявшие родных, просто начали спиваться. Но, конечно, алкоголь — это только один из примеров. Деньги можно растратить множеством других способов и остаться в итоге и без денег, и без необходимой помощи.
  • деньги на руках у благополучателя могут быть у него выманены мошенниками, украдены или отобраны. Известны случаи, когда деньги, отданные матери ребенка с инвалидностью, отбирал ее сожитель.
  • деньги, переданные благополучателю, плохо хранятся. Благополучатель может потратить выданные деньги не на то, на что они собирались, а на то, что ему нужнее здесь и сейчас. И если ему требуется длительная помощь, оплачиваемая постепенно (например, длительная реабилитация), с большой вероятностью денег хватит только на первый курс, а дальше они будут растрачены нецелевым образом.

— А как тогда помогать правильно?

— Довериться экспертизе проверенных фондов (например, верифицированных VK Добро), которые обладают необходимыми компетенциями, опытом и ясным пониманием, что, как и зачем делать, внятно все это объясняют и берут на себя четкие обязательства перед жертвователями и благополучателями.

Также важно понимать, что не всем пострадавшим нужна одинаковая помощь. У кого-то ожоги, кому-то нужен год психотерапии после пережитого ужаса, а у кого-то инвалидность и долгая реабилитация, которая стоит намного больше, чем составляет единоразовая выплата. Получается, надо жертвовать фондам, специализирующимся на психологической помощи, лечении ожогов, протезировании конечностей или реабилитации, когда пулей, например, были задеты важнейшие органы. В общем, помощь должна быть прицельной и своевременной, а проводником этой помощи должны быть компетентные в том или ином виде помощи благотворительные организации.

***

От себя добавлю: важно помнить, что помощь нужна всегда, а не только после трагедий. Каждый день тысячи людей и животных нуждаются в помощи, и лучший способ помогать — это подписаться на регулярные пожертвования хотя бы в один фонд, занимающийся близкой лично вам проблемой: сироты, дети или взрослые с инвалидностью, бездомные животные, жертвы насилия и т. д.

Самая эффективная благотворительность — системная. А поэтому обществу нужно потихоньку отходить от адресных сборов и жертвовать не отдельному ребенку или котенку, а на проекты и программы фондов. Так фонды смогут заниматься просвещением, обучать специалистов, развивать инфраструктуру помощи и в итоге помогать не точечно, а системно. Благодаря такому подходу быструю и квалифицированную помощь получит больше благополучателей.

Чаще интересный контент публикую на своем личном канале и на канале агентства, подписывайтесь.

Читайте также:

44
1 комментарий

Какая интересная позиция.

Якобы есть правильная и неправильная помощь. Хотелось бы разобраться:)

На мой взгляд очень сомнительная формулировка "потратить деньги не так, как предполагалось", которая автоматически ставит благополучателя в уязвимую позицию и предполагает, что кто-то вправе решать за человека как ему лучше помогать и что ему лучше делать.
Вот так правильно горевать, а вот так не правильно. Это не гуманно и даже оскорбительно.

Ничего плохого в целевых выплатах нет, это позволяет человеку возвращаться в позицию ответственности и обретения контроля над своими действиями и вообще уважительно к человеку.

А то, что касается забавных (на мой взгляд) комментариев на счет "тут пропил, тут отобрали, а тут мошенники увели", хочу спустить с небес на землю "экспертного-эксперта" и сказать, что больше всего мошенники наживаются на целевых сборах с фотографиями конкретных детей и упоминаниях конкретных диагнозов, а предприимчивые матери, которые получают от фондов питание, технические средства реабилитации и прочее - очень успешно продают это все на авито:)
Это может быть долгая дискуссия, затрагивающая этику, культуру и прочее.

Давайте разбираться дальше.
"...если ему требуется длительная помощь, оплачиваемая постепенно (например, длительная реабилитация), с большой вероятностью денег хватит только на первый курс..." Пример, который вводит в заблуждение, массовые целевые выплаты ориентированы на закрытие срочных потребностей, при обращении с запросом на лечение или реабилитацию его оплачивают фонды и никто миллионы не перечисляет на личные счета.

Как верно было замечено, нужна РАЗНАЯ помощь и целевые выплаты имеют место быть, это эффективно закрывает потребность определенной аудитории. Не согласна с тем, что это экспертная статья, скорее мнение.

Полностью поддерживаю системную помощь, подписки и помощь верифицированным фондам.

И, да, Екатерина, работающая в сфере благотворительности 10+ лет:)

Ответить