Покупка бизнеса с сохранением персонала

Когда вы покупаете существующий бизнес, как правило, в нём есть штат сотрудников. Этот аспект приобретения бизнеса может показаться неудобным, но на самом деле существующий персонал компании может быть самой ценной частью сделки.

Покупка бизнеса с сохранением персонала

Это не значит, что существующий штат работников не может стать причиной проблем, если покупатели не справятся с периодом передачи бизнеса. Сотрудники могут помешать успешной покупке, поэтому очень важно действовать осторожно и относиться к ним с уважением, чтобы сделка прошла гладко.

Итак, с чего же начать оценку потенциального приобретения, в котором уже есть персонал? Прежде всего, вы должны убедиться, что понимаете культуру предприятия.

Понимание культуры

Крупные компании, идущие по пути приобретения, всё чаще инвестируют время и деньги в установление культурной синергии между собой и потенциальными объектами. Важность согласования культур бизнеса после покупки, независимо от её размера и стоимости, является залогом успеха сделки.

«Культура бизнеса и его сотрудников, — это нематериальный фактор, который требует тщательного изучения, поскольку он будет влиять на успешность ведения бизнеса после покупки».

Ожидания сотрудников

Покупателям нужно выяснить, предлагает ли компания возможности для обучения своего персонала, каковы их ожидания в отношении карьерного роста и что ожидается от них в плане развития карьеры?

Что касается ожиданий кадрового состава компании, то возможности не всегда совпадают с амбициями. Сотрудники могут быть разочарованы тем, что их прежние руководители не предложили им возможности карьерного роста. В этом может быть виновата иерархия компании, а также общая структура и культура. Понимание всего этого поможет вам, как покупателю, убедиться, что вы сможете оправдать ожидания коллектива с самого начала.

Если вы покажете служащим компании, что понимаете их карьерные цели и постараетесь помочь им в их достижении, это повысит шансы на процветание бизнеса после приобретения.

Персонал может помочь или помешать вашей покупке

Если покупатель правильно организует передачу персонала во время и после приобретения, он часто оказывается самым ценным ресурсом для нового владельца.

Узнайте, как работает персонал

Понимание того, как служащие компании работают вместе и каковы их ежедневные процессы, может помочь покупателям получить фундаментальное представление о культуре бизнеса. Очень важно подробно поговорить с сотрудниками об их работе и попросить их детально описать свои задачи. Без такого уровня знаний о повседневной деятельности компании и её персонала новый владелец окажется в невыгодном положении.

Выяснение факторов, мотивирующих сотрудников, также является важной частью процесса изучения их работы. Управляется ли бизнес для получения прибыли, или есть другие факторы, которые важны не меньше или даже больше? Например, если вы покупаете отель у продавца, который на протяжении десятилетий управлял им как семейным бизнесом, персонал часто будет мотивирован лояльностью к бывшему владельцу.

Эти мотивы нельзя упускать из виду при передаче прав собственности. Если новый владелец ворвется в ход дел, с первого дня добиваясь прибыли и целевых показателей продаж, то существующий персонал с его многолетним опытом и знанием местности окажется за дверью, воплотив в жизнь свои худшие опасения.

И это подводит нас к следующему вопросу...

Чего боятся сотрудники?

Сотрудники, работающие в продаваемом бизнесе, естественно, будут очень неуверенными в своем будущем. Они могут не знать, останется ли у них работа после сделки, и опасаться, как изменится их роль.

Эти страхи и неуверенность должны быть приняты во внимание новым владельцем. И он должен сделать всё возможное, чтобы быть максимально открытым в отношении любых изменений, которые происходят, чтобы развеять эти страхи.

Открытые каналы связи в процессе приобретения и после заключения сделки очень важны для удержания персонала компании на стороне нового владельца. Демонстрация готовности выслушать ожидания, неуверенность и опасения сотрудников и принять соответствующие меры позволит новому владельцу завоевать огромную лояльность со стороны персонала.

Удержание персонала в процессе передачи прав собственности

Неуверенные и боязливые сотрудники, скорее всего, начнут искать новые возможности, как только до них дойдет хоть малейшие слухи о продаже бизнеса. Покупателям желательно продумать, как общаться с такими людьми, чтобы убедить их в том, что им стоит остаться в компании.

Поощрения и вознаграждения для тех, кто остается в компании в течение определенного времени после смены владельца, могут стать способом удержать персонал достаточно долго, чтобы каждая из сторон смогла понять, подходят ли они друг другу. С этим связан и аспект коммуникации. Если к сотрудникам прислушиваются в отношении их стремлений и дают гарантии, что эти стремления будут восприняты всерьёз, некоторые сотрудники будут более чем счастливы остаться на своем месте и посмотреть, какие возможности откроются перед ними после сделки.

Юридические обязанности

Приобретение бизнеса с существующим персоналом не обходится без юридических обязательств. Юристы покупателя должны ознакомиться с трудовым законодательством страны, где покупается бизнес (если речь идет о зарубежной компании). Суть заключается в том, чтобы обеспечить сотрудникам покупаемой компании, которые автоматически становятся сотрудниками покупателя на дату сделки, те же права и условия найма после приобретения.

Договоры с персоналом

Покупатель должен убедиться в том, что ему понятны трудовые договоры с каждым сотрудником. Например, некоторые из них могут работать по контрактам с нулевым графиком, а другие могут быть наёмными работниками или индивидуальными предпринимателями. Их права будут различаться в зависимости от этих контрактов, и новое руководство должно знать свои обязанности по отношению к каждому из них, принимая во внимание трудовое законодательство.

Изменения в сроках и условиях

Если планируется внести какие-либо изменения в условия найма, новый владелец должен заранее заручиться согласием сотрудников. Принимая во внимание трудовое законодательство и мотивацию персонала, желательно, чтобы любые изменения условий были более благоприятными для сотрудника, чем ранее.

Сроки

Сроки имеют решающее значение для такого рода сделок. По понятным причинам покупатель не должен начинать разговоры с персоналом до окончания периода due diligence. Затем он должен уведомить персонал о предстоящих сокращениях, причем сделать это нужно до того, как он приступит к работе в качестве руководителя. Для морального состояния персонала гораздо лучше, если все сложные решения будут приняты до первого дня работы нового владельца.

Персонал является одним из самых ценных активов, которые вы можете приобрести при поглощении существующего бизнеса, и к нему следует относиться именно так. Переход существующих сотрудников к новому владельцу и новым членам команды, условиям, методам ведения бизнеса и культуре, которые при этом возникают, может быть непростой задачей. Однако если вы хорошо справитесь с этим, то будете уверены в успешной команде, которая помогает и способствует процветанию вашего бизнеса.

Для успешной продажи или покупки бизнеса необходимо провести тщательный анализ и оценить все риски и возможности, и работу эту следует поручить соответствующим специалистам. Одна из таких профессиональных команд, действующих на международном рынке, — это Российско-ЕврАзийский Бизнес-брокер (РЕАБ).

Мы в соцсетях:

ВКонтакте - https://vk.com/reabpro

* Компании Meta (соцсеть Facebook) признана экстремистской и её деятельность запрещена в РФ.

Начать дискуссию