Переживет ли Ваш бизнес эпидемию и доллар по 100 - это можно проверить

Меня зовут Константин Овчаренко, я основатель сервиса онлайн бюджетирования Planior.com. Сейчас все предприниматели нервно наблюдают, как падает спрос в связи с эпидемией и растет доллар, и пытаются прикинуть, что будет с их бизнесом в ближайшие месяцы. Хочу поделиться с Вами способом, с помощью которого любой предприниматель или финансист сможет оценить, насколько большую дыру в бюджете его бизнеса пробьет эпидемия и девальвация.

Для оценки ожидаемых потерь нужно спрогнозировать бюджет Вашей компании на несколько месяцев вперед. Для этого можно воспользоваться Excel, Google Tables или одним из сервисов управления финансами (Planior, Seeneco, Finolog и другие). Итак, как это сделать.

0. Подготовка

Прежде чем оценивать влияние кризиса на Ваш бизнес, нужно сделать набор бюджетных таблиц, куда занести Ваши текущие финансовые планы на несколько месяцев вперед (а лучше до конца года). Кто все понимает про бюджеты - пролистывайте сразу до пункта 1 "Падение выручки", там начинается самое интересное.

Составляем и заполняем бюджетные таблицы. Шаблоны бюджетов можно легко найти в интернете. Нам понадобится:

  • Бюджет продаж - для выручки, себестоимости и валовой прибыли.
  • Бюджет ФОТ - для расчета зарплаты с налогами и социальными отчислениями.
  • Бюджет операционных расходов - для всех остальных текущих расходов бизнеса.
  • Бюджет доходов и расходов (БДР) - объединяет предыдущие три бюджета и показывает чистую прибыль.
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС) - для планирования поступления и выплаты денежных средств.

В результате у Вас должен получиться Бюджет доходов и расходов (БДР), который показывает ожидаемую чистую прибыль по Вашим планам до всяких эпидемий и кризисов. Выглядит он примерно так:

​Пример бюджета доходов и расходов (БДР).
​Пример бюджета доходов и расходов (БДР).
Как-то так выглядели планы до кризиса​.
Как-то так выглядели планы до кризиса​.

Далее заполняем таблицу БДДС, которая в части операционной деятельности по сути повторяет БДР с поправкой на отсрочки оплаты, которые Вы предоставляете клиентам, и отсрочки оплаты, которые Вы имеете от своих поставщиков и провайдеров услуг.

Если у Вас планируются какие-либо инвестиции (например, покупка оборудования), то заносите их в БДДС в раздел инвестиционной деятельности. Если есть какие-либо кредиты и займы - отражаем их в БДДС в разделе финансовой деятельности. Если ожидается получение денег от собственника или наоборот выплата дивидендов собственнику - заполняем раздел финансовой деятельности в БДДС.

После этого проверяем Бюджет движения денежных средств (БДДС). В нем не должно быть отрицательных остатков денежных средств (последняя строка) - это значит, что Вы все спланировали правильно.

Пример бюджета движения денежных средств (БДДС)​ - без дефицита.
Пример бюджета движения денежных средств (БДДС)​ - без дефицита.

Теперь начинаем шаманить. Попытаемся представить, как повлияет кризис на Ваш бизнес, и к чему это приведет в финансовом выражении.

1. Падение выручки

Скорее всего Ваш бизнес столкнется с падением выручки. На сколько именно будет падение - сильно зависит от отрасли. Скажем для ориентира, китайское промпроизводство упало в феврале этого года на 13,5%. У нас на эпидемию еще накладывается обвал цен на нефть, поэтому среднее падение выручки в бизнесе будет еще выше. Скажем, в среднем минус 15-25% можно смело закладывать на ближайшие 3-6 месяцев. При этом разброс по отраслям будет большой: например ИТ-сервисы, системы дистанционного обучения, системы доставки товаров, продажа средств дезинфекции наоборот вырастут. А отели, рестораны, турбизнес, пассажирские перевозки столкнутся с падением выручки в несколько раз.

В бюджете Продаж сокращаем запланированную выручку и себестоимость, начиная с апреля, на 3-6 месяцев на ожидаемый процент падения.

Сокращаем в бюджете продаж выручку и себестоимости на 3-6 месяцев.​
Сокращаем в бюджете продаж выручку и себестоимости на 3-6 месяцев.​

2. Рост цен поставщиков и провайдеров

Бизнес в России сильно зависит от импорта, хоть это и не всегда заметно. Поэтому при таком росте курса доллара Ваша компания наверняка столкнется с тем, что поставщики и провайдеры услуг поднимут Вам цены. Это происходит по цепочке. Первыми поднимают цены те, кто напрямую закупают импортный товар за доллары. Доллар поднялся уже на 20-25% (с 64 до 75-80). Поэтому если к примеру маржа в бизнесе составляет 30%, то чтобы сохранить прежнюю сумму маржи, бизнесу придется поднять цены на 17,5%.

​Пример: при росте курса доллара на 25% приходится поднимать цены на 17,5% для сохранения прежней суммы валовой прибыли
​Пример: при росте курса доллара на 25% приходится поднимать цены на 17,5% для сохранения прежней суммы валовой прибыли

Тут работает следующая формула повышения цен при сохранении прежней валовой прибыли:

Рост цен = Рост курса USD * Доля импорта в обороте

Пример: 0,25 * 0,70 = 0,175

Далее клиенты компаний по цепочке сталкиваются с ростом закупочных цен и сами тоже вынуждены поднимать свои цены. В результате повышение затрагивает практически все отрасли. Поэтому смотрите, насколько далеко Вы находитесь в цепочке от закупки импорта, и какую долю в обороте у Вас составляют импортные комплектующие, сырье, материалы. Думаю по опыту предыдущих кризисов, а они у нас регулярно случаются, Вы уже примерно представляете, какого роста цен нужно ожидать в Вашей отрасли.

Для ориентира, чтобы отыграть текущий скачок доллара, в среднем бизнесу придется поднимать цены на 8-12%. Куда пойдет дальше курс доллара неизвестно. Если случится рост нефти, то курс может вполне скорректироваться вниз, но я бы не закладывался на это раньше, чем через полгода.

Открываем бюджет Продаж, корректируем себестоимость на ожидаемый рост цен поставщиков, а также в бюджете Операционных расходов увеличиваем затраты по тем статьям, где ожидаем роста цен. Затем в бюджете Продаж закладываем в выручку рост цен, который позволит сохранить валовую прибыль на прежнем уровне.

3. Рост расходов на доставку, санитарию

Работа Вашего бизнеса во время эпидемии скорее всего потребует дополнительных издержек, связанных именно с санитарной ситуацией. Придется закупить в офис (на производство, на склад) средства дезинфекции, перейти на более частую и тщательную уборку, включая обеззараживание ручек дверей, поверхностей столов и прочее. Придется покупать маски, одноразовые перчатки, полотенца, влажные салфетки. Плюс возможно понадобится купить кварцевые лампы и рециркуляторы для обеззараживания помещений. Без этого сотрудники могут просто отказаться продолжать работу в офисе. Это все стоит денег, которые надо заложить в бюджет.

В ситуации эпидемии может существенно повыситься спрос на некоторые услуги. Например все, что связано с доставкой товаров покупателям на дом, пользуется повышенным спросом и может существенно подорожать. Подумайте есть ли в Вашем бизнесе такие расходы.

В бюджете Операционных расходов увеличиваем расходы по статьям уборка помещений, доставка, расходные материалы.

Учитываем в бюджете рост расходов на санитарию и доставку​.
Учитываем в бюджете рост расходов на санитарию и доставку​.

4. Переход на удаленку

Многие компании примут решение о переходе на удаленку на несколько недель. С точки зрения бюджета это означает сокращение ряда расходов. В бюджете Операционных расходов можно на период удаленки вычеркнуть расходы на питание персонала (вода, кофе, печеньки), сократить расходы на электроэнергию, на уборку и прочие.

С другой стороны возможно придется потратиться на средства онлайн-коммуникации (корпоративный мессенджер, трекер задач, средства совместной удаленной работы), на доставку курьером необходимых документов на подпись, на оплату связи удаленным сотрудникам. При большом количестве сотрудников и сложных бизнес-процессах дополнительные расходы на ИТ могут оказаться существенными, и их надо заложить в бюджет.

5. Полный карантин на 1-2 месяца

Если Ваш бизнес работает оффлайн и связан с розницей или услугами для населения, то вполне вероятно, что власти примут решение о полном карантине, что для Вас будет означать полную остановку деятельности на 1-2 месяца. На такие меры пошли власти в Китае, Италии, Чехии и других странах, и у нас это тоже вполне может произойти.

​Обнуляем продажи на 1-2 месяца при введении полного карантина.
​Обнуляем продажи на 1-2 месяца при введении полного карантина.

В ситуации полного карантина в бюджете Продаж обнуляем выручку и себестоимость на 1-2 месяца. Затем в бюджете ФОТ смотрим, какие выплаты персоналу мы будем оставлять на период карантина (скажем 1/2 от зарплаты). В бюджете Операционных расходов вычеркиваем все расходы, кроме тех, от которых избавиться не получится: аренда, коммунальные расходы, налоги, банковское обслуживание, проценты по кредитам и прочие.

Бизнес на карантине с остановленной деятельностью все равно продолжает нести существенные расходы, которые останутся в Вашем бюджете.

Теперь после всех произведенных корректировок открываем БДДС, смотрим последнюю строку и начинаем осознавать реальность: ближайшие несколько месяцев скорее всего создадут значительную дыру в Вашем бюджете. Это значит, что если ничего не предпринимать, то в какой-то момент может просто не хватить денег на оплату текущих расходов (зарплаты, налогов и т.п.). Но зато Вы увидите, что ближе к концу года ситуация начнет выравниваться и денежные потоки выправятся. Это если Вы, конечно, хоть немного оптимист, но другие бизнесом и не занимаются.

​Так выглядит дефицит бюджета движения денежных средств.
​Так выглядит дефицит бюджета движения денежных средств.

Что с этим делать? Ваша задача дожить до того момента, когда ситуация в бизнесе начнет выравниваться.

Вам необходимо попытаться сократить расходы на период "провала":

  • Сократить премии и зарплаты, избавиться от лишних сотрудников, отправить персонал в неоплачиваемый отпуск, или в частично оплачиваемый простой. Рассчитываем экономию и вносим в бюджет ФОТ.
  • Сократить все статьи текущих расходов, какие только возможно. Вычеркиваете и переносите все расходы, без которых бизнес не остановится и которые не оказывают прямого влияния на выручку. Экономию вносим в бюджет Операционных расходов.
  • Постараться перенести оплату хотя бы части расходов на несколько месяцев позже. Попробуйте договориться с поставщиком от отсрочке оплаты за товар, с арендодателем об отсрочке по аренде.

Перебрав эти варианты, Вы скорее всего убедитесь, что единственное, на чем Вы можете получить ощутимую экономию, это зарплаты сотрудников. Но не надо забывать, что сокращение персонала тоже требует затрат, поскольку при увольнении нужно выплачивать компенсации.

Если разрыв в бюджете остался, то необходимо оценить, какие резервы покрытия дефицита у Вас есть:

  • Сможет ли владелец бизнеса предоставить деньги на покрытие дефицита.
  • Сможете ли Вы взять займ, чтобы закрыть временную дыру в бюджете.

Хотел было написать про то, что можно рассчитывать на господдержку, которую сейчас оказывают малому и среднему бизнесу в странах Европы и Америки. Но вовремя спохватился. Не надо рассчитывать на господдержку, она не дойдет до малого и среднего бизнеса, а будет растащена по дороге.

Если вывести бюджет в ноль не получается даже после отрезания всех возможных расходов, то стоит подумать о том, чтобы сделать pivot, сменить формат своего бизнеса. Например рестораны, теряющие сейчас выручку, переключаются на доставку еды на дом. Если у Вас есть идеи переформатирования своего бизнеса, то попробуйте прикинуть как изменится бюджет Вашей компании после смены формата.

В общем, прекращаем панику, начинаем считать деньги и принимаем решения, как будем выживать в ближайшие месяцы. И не забудьте сохранить свои расчеты и бюджеты, они Вам еще понадобятся.

Выводы

1. Вы можете сами оценить, как повлияет эпидемия и девальвация на Ваш бизнес. Для этого нужно рассчитать бюджет компании и внести в него поправки на ожидаемое развитие кризиса.

2. Анализ покажет размер дыры в Вашем бюджете, к которой в ближайшие месяцы приведет падение выручки, рост цен поставщиков, рост затрат на санитарию, остановка деятельности из-за карантина.

3. Чтобы Ваш бизнес дожил до того момента, когда экономика начнет восстанавливаться, необходимо сейчас сократить расходы, где только это возможно, а также посчитать, сможете ли Вы покрыть дефицит за счет собственных или заемных средств.

4. Если закрыть дыру в бюджете не получается, стоит подумать о том, как переформатировать бизнес, переключиться на другой сегмент рынка.

Удачи! Она всем нам понадобится.

22
6 комментариев

Хорошая статья, спасибо!

Спасибо, @Юрий Крупин! Надеюсь будет полезно предпринимателям. Им сейчас прямо совсем нелегко.

Касательно сырья, я не переживаю, курс в 120 за доллар добавит + 10% к себестоимости

Роман, тут весь вопрос какая доля импортного сырья у Вас в себестоимости. Чтобы при росте доллара до 120 (это рост на 100%) у Вас себестоимость выросла всего на 10%, у Вас должна быть и доля сырья в себестоимости около 10%: 100% * 10% = 10%. Тогда переживать особо нечего.

Посмотрим на сколько снизится покупательская способность. А вдруг не снизится), а то все так ждут