Кассовый разрыв — следствие неправильных управленческих решений 🥲

Начнем с азов: кассовый разрыв — временная нехватка денег. Например, у вас нет денег на расчетном счету, но завтра надо платить зарплаты. Это говорит о том, что вы что-то сделали не так: не обратили внимание на рост дебиторской задолженности, заморозили деньги на складе или не заглянули в график платежей контрагентам.

Кассовый разрыв — следствие неправильных управленческих решений 🥲

У меня есть хорошие новости, но их немного.

Если вы заметили кассовый разрыв за 14–21 дней, можно попробовать взять овердрафт в банке, договориться с контрагентами, простимулировать получение дебиторской задолженности или устроить распродажу и освободить склад. На этом хорошие новости закончились.

Если вы заметили кассовый разрыв за 24 часа, можно попробовать договориться — в любом случае оплатить вы не сможете :-) Окей, сможете, но из собственного кармана, и это уже будет явным звоночком, что все пошло наперекосяк.

В этой статье я не дам волшебной таблетки — я расскажу про ключевые ошибки, из-за которых появляется кассовый разрыв, и перечислю несколько инструментов, которые помогут в будущем его избежать.

🫂 Предупреждаю, будет немного больно, если вы узнаете себя в одном из пунктов. Но так даже лучше — теперь вы будете знать, что с этим делать.

Причина 1. Куда-то теряется прибыль 🤷🏼‍♀

В своей практике я часто сталкивалась с такими ситуациями: владелец достает дивиденды, покупает новые машины и ездит в тропические страны, а потом в документы глянь — а бизнес-то давно убыточен. Получается, и не было права вынимать дивиденды.

Нормальная реакция каждого предпринимателя на такую ситуацию 
Нормальная реакция каждого предпринимателя на такую ситуацию 

Как избежать

👉🏻 Шаг 1. Смотрим в ОПИУ. Если в ОПИУ отрицательный финансовый результат, а на носу кассовый разрыв, это означает, что бизнес убыточный, и на самом деле ситуация не «очередной кассовый разрыв», а «о боже, это предбанкроство». В таком случае статью дальше не читайте — лучше срочно создайте превосходную бизнес-модель. Если всё-таки компания прибыльная, и сейчас реально временная нехватка средств, все классно, работаем дальше.

👉🏻 Шаг 2. Анализируем прибыль. Наша задача — понять, где наша прибыль, какой прибыли нам не хватает, почему прибыль может просаживаться, где мы недополучаем, и посмотреть, сколько мы заработали и сколько вывели. Например, нам может не хватать текущих клиентов, новых клиентов или вообще лидов.

Пояснения к схеме

На прибыль влияют всего 2 фактора: доходы и расходы. На доходы в свою очередь — новые и действующие клиенты, на новых клиентов — их число и индекс оттока. Ну вы поняли. То есть смысл в том, чтобы ставить задачу не «Увеличить прибыль», а «Улучшить конверсию из лидов в клиенты» или «Скорректировать уровень наценки на 5% и уменьшить потери клиентов», ведь это все как раз и повлияет на прибыль в конечном итоге.

👉🏻 Шаг 3. Работаем с прибылью. Тут варианта два:

  • увеличить прибыль = увеличить средний чек или привлечь больше новых клиентов;
  • уменьшить вывод денег из бизнеса. Да, от дивидендов придется на время отказаться или выводить не более 30% от чистой прибыли. Тут стоит отталкиваться от того, насколько все плохо.

Причина 2. Бездумно согласовывается каждая отсрочка клиентам 😬

Представим ситуацию: мы платим поставщику через 30 дней, и клиент нам платит через 30 дней. Чаще все выливается в такую историю: нам уже надо платить, а клиент затягивает. У владельцев строительных компаний на этом моменте задергался глаз.

Как избежать

👉🏻 Шаг 1. Работаем с финансовым циклом. Для справки: длительность финансового цикла — количество дней между датой, когда получим деньги от клиента, и датой, когда должны заплатить поставщикам.

Нам надо просчитать сразу несколько показателей:

  • сколько дней отсрочки мы можем дать клиентам. Назовем показатель ОДЗ;
  • оборачиваемость товаров на складе, то есть как быстро мы используем их или продаем. Этот показатель назовем ОЗ;
  • оборачиваемость кредиторской задолженности. А этот — ОКЗ.

Финансовый цикл= ОДЗ + ОЗ – ОКЗ

Чем ближе показатель к 0, тем лучше.

Например, мы даем клиентам отсрочку 30 дней, поставщикам должны платить в среднем через 45 дней, запасы на складе оборачиваются за 10 дней. Тогда:

ФЦ = 30 + 10 – 45 = –5 дней

Получается, у компании продолжительность оборота кредиторской задолженности выше, чем длительность операционного цикла (ОДЗ + ОЗ). Это означает, что расчеты с поставщиками осуществляются несвоевременно, а финансовый цикл становится отрицательным. Приведет это к тому, что кассовые разрывы станут длительными, а компания по итогу — убыточной.

👉🏻 Шаг 2. Договариваемся. Вам нужно договориться с клиентами, чтобы уменьшить их отсрочку платежа. Если они вам раньше платили через 30 дней, сократить хотя бы на 5-7 дней. Тут важно помнить, что они, скорее всего, тоже считают свой финансовый цикл, и им эта идея может не понравиться. Махнут рукой и уйдут к конкурентам, которые не считают финансовый цикл :-) В таком случае поможет факторинг. Это когда третья компания или банк вступает между вами. Правда, он немного но съест нашу маржинальность, зато деньги вы будете видеть у себя сразу после отгрузки товара.

Шаг короткий, но сложный, трудоемкий и времязатратный. Удачи!

3 причина. Кто больше всех звонит, тому быстрее и платим 🫡

Как обычно происходит в компаниях: нам поступило 10 млн рублей на расчетный счет и, чтобы избежать кассовый разрыв, мы платим тем поставщикам, которые позвонили уже 100 раз или направили претензию. Но впереди ведь оплаты и другим поставщикам, не менее важным. В итоге получается замкнутый круг: мы отдали одним, нам начали звонить другие, мы платим им, нам звонят другие…

Как избежать

👉🏻 Шаг 1. Внедряем систему фондов. В этом шаге ничего сложного, кроме дисциплины.

Как внедрить фонды:

  1. Выписываем статьи за последний год: доходы и расходы с разбивкой на категории.
  2. Смотрим, какой объем в процентах какая статья занимает.
  3. Перекладываем показатели на текущий год.
  4. Создаем виртуальные счета для каждой статьи и начинаем работать с фондами.
  5. Каждый день финансовый менеджер считает, сколько было поступлений, и распределяет деньги по фондам.

Это я уже повторяюсь. Лучше прочитайте статью «Финансовое планирование: 2 способа, как распределить деньги в бизнесе».

Предотвратить приближающийся кассовый разрыв все эти способы не помогут — они помогут их избежать в будущем и больше не попадать в эту яму.

Еще раз коротко

  • Кассовый разрыв — временная нехватка денег.
  • Самые частые причины, по которым возникают кассовые разрывы:
    — куда-то теряется прибыль;
    — бездумно согласовывается каждая отсрочка клиентам;
    — кто больше всех звонит, тому быстрее и платим.
  • Чтобы избежать кассовых разрывов, надо:
    — проанализировать ОПИУ;
    — проработать финансовый цикл;
    — внедрить фонды.

Про кассовые разрывы, фонды и ведение бизнеса в общем я рассказала в книге «Гонка на миллион. Как выстроить финансовую стратегию».

33
Начать дискуссию