Экономика счастья — как измерять неизмеряемое?

Долгое время критерий «счастливого» государства был чисто экономическим — у кого выше ВВП, тот и рад. Но подход все больше меняется.

Например, в 2010 году Нобелевские лауреаты Даниэл Канеман и Ангус Дитон доказали, что по достижении уровня доходов в $75 000 уровень счастья американских граждан перестает идти по уверенной нарастающей — хотя до этой отметки его уверенно определяет рост дохода. Правда, 13 лет спустя появилось опровергающее исследование — то есть рост дохода, как ни крути, человечество всё же радует.

К тому же экономика действительно влияет на эмоции:

▫Безработица — делает несчастнее даже трудоустроенных, ведь они боятся потерять работу

▫Монетарная политика — повышение ставок в восприятии большинства равно потере дохода, ведь кредиты растут, а денежной компенсации нет

▫Доход окружающих — обычно люди чувствуют себя счастливее в окружении тех, кто беднее, если только те, как говорится, «не слишком близко»

Кстати, знаменитый парадокс Истерлина гласит, что рост доходов в стране не ведет к росту благополучия. Ведь оно растет у всех сразу, а значит, относительно других ничего и не меняется. Конечно, это не касается тех стран, что выходят из сильнейших кризисов, но все же факт есть факт.

Так как же измерить счастье страны?

Амбассадором новой метрики — валового национального счастья — в 70-х неожиданно стал король Бутана. В своей стране он предложил считать 9 отслеживаемых показателей: от здоровья до уровня экологии. Идею подхватили, нашумевшие рейтинги счастья сегодня публикуются не в последнюю очередь благодаря ей.

Ну а научная дисциплина уверенно развивается. Может, оно и к счастью?)

Экономика счастья — как измерять неизмеряемое?
11
Начать дискуссию