{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Работать по будням и преподавать на выходных: почему профессионалы берутся за это?

Бытует мнение, что совмещать работу и учебу (в том числе, в качестве преподавателя) сложно или вообще не нужно. Дескать, нужно "нормально" зарабатывать на основной работе, а не заниматься сомнительными подработками на стороне. Именно поэтому, кстати, многие люди и считают, что опытные и качественные специалисты не могут преподавать в ВУЗах или учебных центрах, ведь там им платить много не будут, и время, потраченное на обучение, не окупится. С такими аргументами не раз сталкивались у себя при общении с аудиторией в онлайн-университете SF Education.

Поэтому мы попросили раскрыть тему преподавания одного из наших экспертов, Ярослава Малиновского, который работает на позиции инвестиционного аналитика в одной из компаний ГК "Ростех". Захотели узнать, почему многие специалисты идут обучать студентов и других профессионалов, и что получают помимо дополнительного заработка.

SF Education: Ярослав, почему вы преподаете на курсах SF Education в свободное от работы время?

Ярослав: не в последнюю очередь потому, что это – один из наиболее эффективных способов поддержания высокого уровня профессиональных навыков.

Какой бы сложной ни была работа абстрактного специалиста (например, финансиста), его итоговый функционал все равно состоит из некого перечня операций, которые он выполняет изо дня в день. Навыки, которые финансист оттачивает в ходе своей работы, неумолимо переходят в область так называемой неосознанной компетенции – когда человек выполняет свою работу автоматически, без осознания и понимания процесса. А далее, в процессе карьерного роста, получив повышение до руководящей должности, сотрудник начинает уделять большее время административно-управленческой работе, нежели профессиональной… и превращается в свидетеля секты «я уже 5 (10, 20) лет так делаю».

Дабы избежать данного исхода, многие профессионалы применяют различные способы поддержания своих компетенций на должном уровне.

Преподавание, на мой взгляд, является одним из наиболее эффективных способов из всех возможных:

- Ответственность за обучение других людей заставляет постоянно поддерживать свои профессиональные знания;

- Интерактивное общение с обучающимися приводит к обмену различными мнениями, новыми концепциями, подходами (если студенты действительно заинтересованы в предмете обучения, в чем концептуально застрявшие в ХХ веке государственные ВУЗы с разгромным счетом проигрывают частному платному образованию!);

- Самостоятельное формирование учебных материалов способствует структурированию информации, ее легкому и одновременно долгосрочному усвоению;

- Обучая других, преподаватель неизбежно обучается сам, открывая для себя ранее очевидные и понятные вопросы с принципиально новых точек зрения.

SF Education: Ярослав, спасибо за столь подробный и структурированный ответ! Скажите, а какие еще преимущества в схеме, когда действующий специалист выступает в роли преподавателя, вы видите для себя?

Ярослав: в преподавании имеются и иные преимущества, немаловажные для любого профессионала:

1. Нетворкинг. Построение собственной профессиональной сети контактов является в настоящее время одним из железобетонных условий карьерного успеха. Если на начальных позициях роль нетворкинга не столь очевидна, то она существенно растет, когда речь заходит об управленческих должностях.

Преподавание заключается в непрерывном общении со множеством студентов разных возрастов, карьерных целей и желаний. Через несколько лет эти люди достигнут значительных карьерных высот (если уже не достигли), и именно они могут стать опорной базой сети профессиональных контактов своих преподавателей. Люди всегда будут помнить и уважать человека, который дал им те или иные действительно полезные знания!

2. Понимание новых поколений и их образа мыслей. Будучи представителем поколения поздних миллениалов, в ходе общения с поколением Z (от 1996 и позже) я замечаю, что жизненный подход, цели и приоритеты у этих людей существенно отличаются от моих ровесников. С учетом того, что поколение зумеров в настоящее время вступает в период экономической активности, понимание этих людей жизненно необходимо любому профессионалу. Не так легко налаживать взаимодействие с будущими коллегами, если внезапно обнаружится, что вы разговариваете с ними почти на разных языках. Преподавание, в свою очередь, помогает устранить данный разрыв и наладить понимание ценностей и образа мыслей нового поколения, вступающего в игру на рынке труда.

3. Институт репутации. Сообщество профессионалов в любой сфере достаточно узкое, и многие люди, вращающиеся в одной достаточно сжатой сфере, хорошо знают друг друга если не лично, то через знакомых. При этом наличие устойчивой позитивной репутации положительно сказывается на позициях индивида в этом сообществе, повышая его престиж и негласный социальный капитал. Преподавание же является одним из наиболее сильных инструментов повышения социального капитала, так как представляет собой усиление компетенций свои коллег (настоящих или будущих) и способствование росту их профессионализма, что всегда считалось социально одобряемой линией поведения.

4. Признание. Случайного человека с улицы не позовут преподавать, обучать чему-либо других людей. Сам факт приглашения человека в преподавательскую сферу говорит о признании его профессионального уровня, высокой планки компетенций и навыков, умения грамотно преподать свои знания таким образом, чтобы их усвоил кто-то другой.

5. Прокачка навыков работы с информацией. Преподавание предполагает процесс информационного обмена в режиме «один – много», при котором одному человеку необходимо донести информацию до относительно большого круга людей. Для успешного функционирования этого процесса преподавателю приходится выстраивать информационные каналы – личные встречи, видеоуроки, вебинары. В свою очередь, для эффективной работы описанных каналов преподавателю приходится развивать навыки структурирования и подачи информации – сторителлинг, ораторское мастерство, создание презентаций и т.д. Плохой рассказчик или человек, не умеющий сделать наглядную презентацию своей темы, не сможет стать хорошим преподавателем!

Таким образом, преподавание, являясь по своей сути процессом передачи своих компетенций текущим и будущим коллегам, способствует профессиональному и личностному росту как обучающихся, так и обучающего. Преподавание представляет собой процесс, успешное функционирование которого позволяет всем его субъектам оставаться в выигрыше, нарабатывая новые знания и навыки.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда