Когда размер не имеет значения: Нужна ли вам большая команда в отдел продаж?
Часто предприниматели набирают огромную команду, как будто покупают лотерейные билеты в надежде, что один сделает из них миллионера. Мы считаем, что лучше вложить деньги и душу во что-то менее рискованное — в пару-тройку профессионалов своего дела. И вот почему:
1. Снижение гибкости
Большая команда — это как танкер Evergreen в Суэцком канале. Вроде здоровый, впечатляющий, а повернуть – целая эпопея. Пока все согласуют, пока бумажки подпишут – клиент уже свалил к конкурентам. Всё это тормозит бизнес и мешает масштабироваться.
Лучше внедрите систему делегирования полномочий: дайте менеджерам право самостоятельно принимать решения в рамках установленных лимитов — это ускорит процессы и повысит их мотивацию. Плюс к каждому этапу продаж разработайте чёткую структуру: ответ клиенту — не более 2 часов, подготовка коммерческого предложения — не более 1 рабочего дня.
2. Размытие ответственности
В большой команде каждый считает, что ответственность – это мифическое существо, которое всегда касается кого-то другого. «А я думал это Вася сделает!» – и понеслась душа в рай.
Чтобы снизить риски, создайте карту ответственности для каждого этапа воронки. Например, за первый контакт отвечает один специалист, за квалификацию лида — другой, за закрытие сделки — третий. Это поможет избежать ситуаций, когда важные задачи выпадают из поля зрения.
3. Потеря личного контакта
С ростом команды руководителю становится сложнее поддерживать личную связь с сотрудниками, а иногда даже и с бизнесом. Не гонитесь за количеством и не теряйте связь с теми, на ком строится ваш доход — ставьте в приоритет качество. 3-5 профессиональных продажников сделают больше, чем 15-30 средних. И контролировать их гораздо проще, что позволяет вам сделать отдел продаж системным — ради чего мы, собственно говоря, и работаем.