Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Катя продает три вида пирожных: шоколадные, ванильные и клубничные. Она хочет узнать какие из них наиболее выгодны и приносят ей больше выбора. Как это узнать?

В прошлом месяце она продала по 200 пирожных каждого вида. При этом 200 шоколадных пирожных принесли ей 40 тыс. рублей выручки, 200 ванильных — 30 тыс. рублей, а 200 клубничных — 50 тыс. рублей. Что продавать выгоднее? Не всё так просто, как кажется.

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

На первый взгляд кажется, что клубничные пирожные продавать выгоднее всего. Но так ли это на самом деле? Чтобы это узнать, рассчитаем маржинальность.

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Разбираемся вместе с Катей, в чем разница между маржинальностью и маржой, как эти показатели связаны с наценкой и зачем их рассчитывать.

Что такое маржа

Маржинальная прибыль, маржинальный доход или сокращенно маржа — это разница между выручкой и переменными расходами.

Формула расчета маржи:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Выручка — это весь доход, который получает компания от основной деятельности. У магазина это торговля, у завода — производство, а у клининговой компании — уборка.

Переменные расходы — это издержки, которые изменяются вместе с объемом производства или продаж. Чем больше объем, тем больше переменных расходов. И наоборот.

Например, Катя закупает пирожные у местных кондитеров. Ее переменные расходы — это цена этих пирожных.

Если бы предпринимательница производила пирожные сама, то включила бы в переменные расходы ингредиенты, расходы на электричество и воду, которые бы использовала во время выпечки. А если бы у Кати работали пекари, то в переменные расходы нужно было бы включить ещё их зарплату.

Маржинальную прибыль можно рассчитывать для всей компании — в этом случае она показывает эффективность бизнеса в целом. Но чаще показатель рассчитывают для отдельных продуктов, чтобы понять, какие товары и услуги продавать выгодно, а какие — нет.

Но давайте разберемся во всем на примере.

Как рассчитать маржинальную прибыль: пример

Чтобы рассчитать маржу, нужно из выручки вычесть переменные расходы. Но для начала важно определить значение этих показателей.

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Шаг 1. Определить выручку и переменные расходы

Катя продает шоколадные пирожные по 200 рублей за штуку, ванильные — по 150 рублей, а клубничные — по 250 рублей. За одно шоколадное пирожное она платит поставщику 150 рублей, за ванильное — 100 рублей, а за клубничное — 180 рублей.

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Цена, по которой Катя закупает пирожные, — переменные расходы. А цена, по которой она их продает, — выручка.

Шаг 2. Рассчитать маржу

Теперь, когда известны выручка и переменные расходы, легко рассчитать маржу с каждого вида пирожного.

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Перейдем к расчетам. Итак, формула маржинальной прибыли:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Маржа с каждого пирожного составит:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Если остановиться на этих цифрах, можно сделать вывод, что клубничные пирожные продавать выгоднее всего, ведь каждое из них приносит на 20 рублей маржи больше, чем ванильное и шоколадное.

Но спешить не стоит. Чтобы оценить реальный заработок с каждого товара, нужно рассчитать маржинальность.

Кстати, если у вас ещё нет системы в фианансах, то вам пригодятся шаблоны базовых управленческих отчётов. Шаблоны можно скачать бесплатно.

Как посчитать маржинальность

Маржинальность, коэффициент маржинальной прибыли или коэффициент рентабельности — это отношение маржинальной прибыли к выручке.

Это важный показатель, так как именно маржинальность показывает, выгодно ли компании продавать тот или иной продукт. Рассчитать маржинальность можно по формуле:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Маржинальность Катиных пирожных будет равна:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Маржинальность показывает долю прибыли в выручке. Это значит, что в каждом рубле, вырученном с продажи шоколадных пирожных, содержится 25 копеек прибыли, в рубле с ванильных пирожных — 33 копейки, а в рубле с клубничных пирожных — 28 копеек.

После расчета маржинальности оказалось, что Кате выгоднее всего продавать ванильные пирожные, хотя они и приносят меньше выручки, чем клубничные.

Из всех денег, заработанных с продажи ванильных пирожных, 33% — это маржинальная прибыль, а 67% — переменные расходы. В выручке с клубничных пирожных 28% — прибыль, а 72% — переменные расходы.

По своей сути маржа и маржинальность — одинаковые понятия с разным количественным измерением. Маржинальный доход измеряется в абсолютных числах, а маржинальность в процентах.

Могут ли маржинальность и маржа быть отрицательными

Да, могут. Отрицательная маржа может образоваться, если товары продаются по цене, которая не покрывает переменные расходы.

Например, у Кати со вчерашнего дня осталось много ванильных пирожных. Срок их годности подходит к концу и, чтобы заработать хоть что-то и не выкидывать пирожные в мусор, предпринимательница решила сделать на них скидку 50%. Вместо 150 рублей за штуку она установила цену 75 рублей.

Поставщику Катя заплатила как обычно — 100 рублей за одно пирожное.

Маржинальная прибыль с ванильного пирожного с учетом скидки будет равна:

Маржа = 75 – 100 = –25 рублей

Теперь рассчитаем маржинальность:

Маржинальность = –25 : 75 = –33%

Отрицательные значения говорят об убыточности. Но отрицательная маржа с одного товара не всегда означает, что дела у компании идут плохо. Например, благодаря низким ценам на ванильные пирожные Катя смогла привлечь в свою кондитерскую больше покупателей — в итоге совокупная выручка только выросла.

Маржой часто называют наценку, но по своей сути это ошибочное утверждение.

Маржинальность и наценка

Наценка — это коэффициент надбавки, который измеряется в процентах. Наценка показывает сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.

Наценка рассчитывается по формуле:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Цена продажи — это выручка, а цена закупки — переменные расходы.

В Катиной кондитерской наценка на шоколадные и ванильные пирожные равна 50 рублям, а на клубничные — 70 рублям.

В процентах или относительном значении маржинальность и наценка не равны. Маржинальность не может быть больше 100%, а наценка может и не имеет верхней планки измерения.

Наценку в относительном значении можно рассчитать по формуле:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Например, Катя добавила в ассортимент слоеные пирожки с вишней. Она закупает их у поставщика по 20 рублей за штуку, а продает по 50 рублей. Маржинальная прибыль и наценка — 30 рублей (50 – 20). Рассчитаем маржинальность:

Маржинальность = 30 : 50 × 100% = 60%

А теперь наценку в процентах:

Наценка, % = 30 : 20 × 100% = 150%

Получается, что каждый рубль, который Катя потратила при закупке пирожков с вишней, принес ей 150% прибыли.

Чувствуете разницу? Маржинальность считается по отношению к цене продажи, а наценка — к цене закупки или переменным расходам. Маржинальность показывает прибыльность продукта и эффективность бизнеса, а наценка — добавочную стоимость.

При этом наценка тоже может быть отрицательной, но не ниже –100%. Например, Катя решила привлечь внимание клиентов к новым вишнёвым пирожкам и закупила их по 20 рублей, а продавала за 10 рублей.

Наценка, % = –10 : 20 × 100% = –50%

В этом варианте совсем не понятно, что делать с этой информацией. Наценка отрицательная и всё, что мы можем сказать — Катя сделала скидку себе в убыток. Как эту информацию соотнести с переменными расходами непонятно.

Что считать предпринимателю: маржинальность или наценку?

Несмотря на то, что эти показатели как бы об одном и том же, подход к цифрам у них разный. Маржинальность собственнику бизнеса понятнее и вот почему:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать
  • Значения маржинальности в пределах 100%. Это понятные для восприятия цифры, в рамках 100% можно сравнить товары и выявить лучшие товары. Наценка же может показывать космические цифры вроде 15%, 150%, 400% и совсем непонятно как сравнить все эти цифры между собой.
  • При убытках наценка не информативна. Нам совсем ничего не дает значение наценки с отрицательным значением, тогда как маржинальность показывает масштаб беды.
  • Маржинальность показывает эффективность всего бизнеса. Если мы считаем маржинальность вишневого пирожка, то можем оценить и маржинальность всего ассортимента, а потом еще взять всю информацию для пересмотре всей товарной линейки и оценки эффективности бизнеса в целом.

Наценка не поможет нам в расчетах показателей более высокого ранга, а значит и в отношении отдельных единиц лучше сразу считать ту же маржинальность.

  • Через маржинальность считают один из важнейших показателей — точку безубыточности (ТБ).

Точка безубыточности — это объем продаж, при котором компания выйдет «в ноль», то есть не получит ни прибыли, ни убытков. Расчет этого показателя помогает определить, окупается ли бизнес.

Формула:

Наценка, маржинальность и маржа: в чем разница и как рассчитать

Через наценку можно тоже всё это посчитать, но с дополнительными математическими расчётами. А это просто бессмысленная трата времени.

Главные выводы о маржинальности

  • Маржа и маржинальность об одном и том же, так как оба показателя отражают отношение переменных расходов к выручке. Только маржа измеряется в рублях, а маржинальность — в процентах.
  • Наценка показывает добавочную стоимость к переменным расходам и может выражаться в рублях или процентах.
  • Маржинальность отражает эффективность бизнеса и не может быть больше 100%. У наценки нет верхнего предела: она может быть 10%, 100%, 1000% и даже больше.
  • Маржинальность помогает рассчитать точку безубыточности. ТБ нужно рассчитывать, чтобы случайно не установить слишком низкие цены и не уйти «в минус».
  • С помощью расчёта маржинальности можно оценивать отдельные единицы товаров, пересмотреть весь ассортимент с целью увеличения прибыли и провести оценку эффективности всего бизнеса.
  • Чем выше маржинальность, тем выше чистая прибыль компании.

Маржинальность можно повысить либо снижая переменные расходы, либо повышая выручку. Для этого требуется внедрить управленческий учёт и установить контроль за финансами бизнеса.

Кате предложили увеличить закупку и продажу ванильных пирожных, так как они наиболее маржинальные. Высокий оборот приходится на клубничные, поэтому их оставили без изменения. А вот закупку шоколадных пирожных предложили сократить. В результате прибыль Кати выросла в 1,3 раза уже в следующем месяце.

Финансисты из компании Финвед готовы провести бесплатную экспресс-диагностику финансов вашего бизнеса и наметить план действий. Встреча займёт всего 40-60 минут вашего времени.

Записаться на консультацию

11
Начать дискуссию