Катя продает три вида пирожных: шоколадные, ванильные и клубничные. Она хочет узнать какие из них наиболее выгодны и приносят ей больше выбора. Как это узнать?В прошлом месяце она продала по 200 пирожных каждого вида. При этом 200 шоколадных пирожных принесли ей 40 тыс. рублей выручки, 200 ванильных — 30 тыс. рублей, а 200 клубничных — 50 тыс. рублей. Что продавать выгоднее? Не всё так просто, как кажется.На первый взгляд кажется, что клубничные пирожные продавать выгоднее всего. Но так ли это на самом деле? Чтобы это узнать, рассчитаем маржинальность.Разбираемся вместе с Катей, в чем разница между маржинальностью и маржой, как эти показатели связаны с наценкой и зачем их рассчитывать.Что такое маржаМаржинальная прибыль, маржинальный доход или сокращенно маржа — это разница между выручкой и переменными расходами. Формула расчета маржи:Выручка — это весь доход, который получает компания от основной деятельности. У магазина это торговля, у завода — производство, а у клининговой компании — уборка.Переменные расходы — это издержки, которые изменяются вместе с объемом производства или продаж. Чем больше объем, тем больше переменных расходов. И наоборот. Например, Катя закупает пирожные у местных кондитеров. Ее переменные расходы — это цена этих пирожных. Если бы предпринимательница производила пирожные сама, то включила бы в переменные расходы ингредиенты, расходы на электричество и воду, которые бы использовала во время выпечки. А если бы у Кати работали пекари, то в переменные расходы нужно было бы включить ещё их зарплату.Маржинальную прибыль можно рассчитывать для всей компании — в этом случае она показывает эффективность бизнеса в целом. Но чаще показатель рассчитывают для отдельных продуктов, чтобы понять, какие товары и услуги продавать выгодно, а какие — нет. Но давайте разберемся во всем на примере.Как рассчитать маржинальную прибыль: примерЧтобы рассчитать маржу, нужно из выручки вычесть переменные расходы. Но для начала важно определить значение этих показателей.Шаг 1. Определить выручку и переменные расходыКатя продает шоколадные пирожные по 200 рублей за штуку, ванильные — по 150 рублей, а клубничные — по 250 рублей. За одно шоколадное пирожное она платит поставщику 150 рублей, за ванильное — 100 рублей, а за клубничное — 180 рублей.Цена, по которой Катя закупает пирожные, — переменные расходы. А цена, по которой она их продает, — выручка.Шаг 2. Рассчитать маржуТеперь, когда известны выручка и переменные расходы, легко рассчитать маржу с каждого вида пирожного.Перейдем к расчетам. Итак, формула маржинальной прибыли:Маржа с каждого пирожного составит:Если остановиться на этих цифрах, можно сделать вывод, что клубничные пирожные продавать выгоднее всего, ведь каждое из них приносит на 20 рублей маржи больше, чем ванильное и шоколадное.Но спешить не стоит. Чтобы оценить реальный заработок с каждого товара, нужно рассчитать маржинальность.Кстати, если у вас ещё нет системы в фианансах, то вам пригодятся шаблоны базовых управленческих отчётов. Шаблоны можно скачать бесплатно. Скачать шаблоныКак посчитать маржинальностьМаржинальность, коэффициент маржинальной прибыли или коэффициент рентабельности — это отношение маржинальной прибыли к выручке.Это важный показатель, так как именно маржинальность показывает, выгодно ли компании продавать тот или иной продукт. Рассчитать маржинальность можно по формуле:Маржинальность Катиных пирожных будет равна:Маржинальность показывает долю прибыли в выручке. Это значит, что в каждом рубле, вырученном с продажи шоколадных пирожных, содержится 25 копеек прибыли, в рубле с ванильных пирожных — 33 копейки, а в рубле с клубничных пирожных — 28 копеек.После расчета маржинальности оказалось, что Кате выгоднее всего продавать ванильные пирожные, хотя они и приносят меньше выручки, чем клубничные. Из всех денег, заработанных с продажи ванильных пирожных, 33% — это маржинальная прибыль, а 67% — переменные расходы. В выручке с клубничных пирожных 28% — прибыль, а 72% — переменные расходы.По своей сути маржа и маржинальность — одинаковые понятия с разным количественным измерением. Маржинальный доход измеряется в абсолютных числах, а маржинальность в процентах. Могут ли маржинальность и маржа быть отрицательнымиДа, могут. Отрицательная маржа может образоваться, если товары продаются по цене, которая не покрывает переменные расходы.Например, у Кати со вчерашнего дня осталось много ванильных пирожных. Срок их годности подходит к концу и, чтобы заработать хоть что-то и не выкидывать пирожные в мусор, предпринимательница решила сделать на них скидку 50%. Вместо 150 рублей за штуку она установила цену 75 рублей.Поставщику Катя заплатила как обычно — 100 рублей за одно пирожное. Маржинальная прибыль с ванильного пирожного с учетом скидки будет равна:Маржа = 75 – 100 = –25 рублейТеперь рассчитаем маржинальность:Маржинальность = –25 : 75 = –33%Отрицательные значения говорят об убыточности. Но отрицательная маржа с одного товара не всегда означает, что дела у компании идут плохо. Например, благодаря низким ценам на ванильные пирожные Катя смогла привлечь в свою кондитерскую больше покупателей — в итоге совокупная выручка только выросла.Маржой часто называют наценку, но по своей сути это ошибочное утверждение. Маржинальность и наценкаНаценка — это коэффициент надбавки, который измеряется в процентах. Наценка показывает сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара. Наценка рассчитывается по формуле:Цена продажи — это выручка, а цена закупки — переменные расходы.В Катиной кондитерской наценка на шоколадные и ванильные пирожные равна 50 рублям, а на клубничные — 70 рублям. В процентах или относительном значении маржинальность и наценка не равны. Маржинальность не может быть больше 100%, а наценка может и не имеет верхней планки измерения. Наценку в относительном значении можно рассчитать по формуле:Например, Катя добавила в ассортимент слоеные пирожки с вишней. Она закупает их у поставщика по 20 рублей за штуку, а продает по 50 рублей. Маржинальная прибыль и наценка — 30 рублей (50 – 20). Рассчитаем маржинальность:Маржинальность = 30 : 50 × 100% = 60%А теперь наценку в процентах:Наценка, % = 30 : 20 × 100% = 150%Получается, что каждый рубль, который Катя потратила при закупке пирожков с вишней, принес ей 150% прибыли. Чувствуете разницу? Маржинальность считается по отношению к цене продажи, а наценка — к цене закупки или переменным расходам. Маржинальность показывает прибыльность продукта и эффективность бизнеса, а наценка — добавочную стоимость.При этом наценка тоже может быть отрицательной, но не ниже –100%. Например, Катя решила привлечь внимание клиентов к новым вишнёвым пирожкам и закупила их по 20 рублей, а продавала за 10 рублей. Наценка, % = –10 : 20 × 100% = –50%В этом варианте совсем не понятно, что делать с этой информацией. Наценка отрицательная и всё, что мы можем сказать — Катя сделала скидку себе в убыток. Как эту информацию соотнести с переменными расходами непонятно. Что считать предпринимателю: маржинальность или наценку?Несмотря на то, что эти показатели как бы об одном и том же, подход к цифрам у них разный. Маржинальность собственнику бизнеса понятнее и вот почему: Значения маржинальности в пределах 100%. Это понятные для восприятия цифры, в рамках 100% можно сравнить товары и выявить лучшие товары. Наценка же может показывать космические цифры вроде 15%, 150%, 400% и совсем непонятно как сравнить все эти цифры между собой.При убытках наценка не информативна. Нам совсем ничего не дает значение наценки с отрицательным значением, тогда как маржинальность показывает масштаб беды.Маржинальность показывает эффективность всего бизнеса. Если мы считаем маржинальность вишневого пирожка, то можем оценить и маржинальность всего ассортимента, а потом еще взять всю информацию для пересмотре всей товарной линейки и оценки эффективности бизнеса в целом.Наценка не поможет нам в расчетах показателей более высокого ранга, а значит и в отношении отдельных единиц лучше сразу считать ту же маржинальность. Через маржинальность считают один из важнейших показателей — точку безубыточности (ТБ).Точка безубыточности — это объем продаж, при котором компания выйдет «в ноль», то есть не получит ни прибыли, ни убытков. Расчет этого показателя помогает определить, окупается ли бизнес.Формула:Через наценку можно тоже всё это посчитать, но с дополнительными математическими расчётами. А это просто бессмысленная трата времени.Главные выводы о маржинальностиМаржа и маржинальность об одном и том же, так как оба показателя отражают отношение переменных расходов к выручке. Только маржа измеряется в рублях, а маржинальность — в процентах.Наценка показывает добавочную стоимость к переменным расходам и может выражаться в рублях или процентах.Маржинальность отражает эффективность бизнеса и не может быть больше 100%. У наценки нет верхнего предела: она может быть 10%, 100%, 1000% и даже больше.Маржинальность помогает рассчитать точку безубыточности. ТБ нужно рассчитывать, чтобы случайно не установить слишком низкие цены и не уйти «в минус».С помощью расчёта маржинальности можно оценивать отдельные единицы товаров, пересмотреть весь ассортимент с целью увеличения прибыли и провести оценку эффективности всего бизнеса.Чем выше маржинальность, тем выше чистая прибыль компании.Маржинальность можно повысить либо снижая переменные расходы, либо повышая выручку. Для этого требуется внедрить управленческий учёт и установить контроль за финансами бизнеса. Кате предложили увеличить закупку и продажу ванильных пирожных, так как они наиболее маржинальные. Высокий оборот приходится на клубничные, поэтому их оставили без изменения. А вот закупку шоколадных пирожных предложили сократить. В результате прибыль Кати выросла в 1,3 раза уже в следующем месяце.Финансисты из компании Финвед готовы провести бесплатную экспресс-диагностику финансов вашего бизнеса и наметить план действий. Встреча займёт всего 40-60 минут вашего времени. Записаться на консультациюЗаписаться на консультацию