Как бизнесу вырасти до миллиарда? Три шага к масштабированию

Однозначного ответа нет. Всё зависит от конкретной ситуации:
- Миллиард — в рублях или долларах? В выручке или капитализации?
- Хотите быстро вырасти, чтобы продать бизнес, даже если он будет нестабильным? Или хотите расти спокойно, с заделом на будущее?
- Готовы потерять большую долю компании или хотите сохранить контроль?

Вопросов — масса, но ключевой: а точно ли нужен миллиард и зачем он вам?

Простой пример: мой друг всегда хотел заработать миллиард, чтобы открыть собственный университет нового поколения, где будут учить мыслить совершенно по-другому. Это очень понятная и осязаемая цель, к которой можно прийти. Ясно, для чего это нужно и сколько понадобится денег. Цель-мечта такого типа греет и дает силы двигаться вперед.

Другая ситуация: человек хочет миллиард, потому что это звучит круто. Гонка ради цифр, доказательства кому-то (кому?). Миллиард ради миллиарда. Классическая психологическая ловушка «не своей цели».

Иногда я использую вот такое упражнение — задаю клиенту два вопроса:

1. Представьте, что миллиард у вас есть, что будете с ним делать?

2. Почему вы не можете начать делать это прямо сейчас?

Чаще всего оказывается, что миллиард не нужен, чтобы начать делать желаемое. А иногда, наоборот, становится ясно, почему условный миллиард необходим. Ответьте себе на эти вопросы максимально честно.

Большие достижения требуют жертв. Придется чем-то поступиться, невозможно достичь всего одновременно. Поэтому важно понимать, какая цель действительно ваша. Она поможет не только добиться успеха, но и быть счастливее, когда вы ее достигнете, а не жалеть о потерях.

Для бизнеса достижение большой цели — прежде всего вопрос правильной стратегии и бизнес-модели.

Посмотрите на Dodo Pizza. Федор Овчинников изначально хотел построить самую крупную сеть пиццерий. Он выстроил свою бизнес-модель не на том, чтобы брать кредиты и открывать отдельные пиццерии, а сразу на масштабировании — через франчайзинг, правильное позиционирование и систему управления Dodo IS. И цель была достигнута. Если бы Федор не задался вопросом о том, какая должна быть бизнес-модель для достижения его конкретной цели, получилась бы местечковая сеть забегаловок, коих довольно много.

Подытожим. Чтобы вырасти до миллиарда, нужно:

1. Понять, почему ваша цель — именно такая.

2. Рассмотреть эту цель в перспективе.

3. Изменить бизнес-модель, убрав ограничения, и уже в ней достигать желаемого.

А какая цель вдохновляет именно вас? Ради чего вы готовы идти на большие жертвы?

Также приглашаю вас стать подписчиком моего телеграм-канала: там я делюсь ответами на вопросы о бизнесе, своими кейсами бизнес-консультанта, бизнес-загадками и другой практической информацией для фаундеров.

11
Начать дискуссию