Как фаундеру из России поднять первые деньги в США: личный опыт

Привет! Я Серёжа, предприниматель и ко-фаундер Orchestra, инструмента для управления команд. В этом материале расскажу, как российским фаундерам можно получить первый чек от американских инвесторов, даже если у вас нет имени и нетворка в штатах. Этот текст — не директивный гайд, а наша история с советами и списком акселераторов для ранних стартапов.

Письмо из банка Mercury с подтверждением перевода от фонда LAUNCH.
Письмо из банка Mercury с подтверждением перевода от фонда LAUNCH.

Пара слов про продукт

Orchestra решает проблему сollaboration gap: когда команды используют много приложений для управления работой, это приводит к постоянным разрывам рабочих контекстов, потере переписок, договоренностей, файлов и, в целом, сильно снижает продуктивность. Orchestra заменяет командам несколько инструментов для совместной работы, превращая в один.

Если вам интересно узнать больше, посмотрите наш продуктовый лум. Или можете записаться к нам на демо, где мы командой покажем и расскажем про Orchestra в деталях.

А теперь к основной теме материала ↓

Содержание

Почему я решил написать эту статью

Несмотря на то, что последние 10 лет стали очень непростыми для венчурного рынка в РФ, у российских фаундеров сохраняется сильный интерес к венчуру и стартапам: многие из них хотят строить продукты на глобальном рынке.

К сожалению, события последних лет сильно усложнили выход фаундеров из РФ на международный рынок: российские инвестиции у компании стали ограничивающим фактором для иностранных инвесторов, во многих странах стало сложнее открывать юрлица, банки стали чаще отказывать в открытии счетов.

Короче, и без того непростой путь фаундера, стал ещё сложнее. 🙉

Все эти дополнительные трудности породили кучу историй и спекуляций о том, что привлечь деньги в США фаундерам из России стало практически невозможно.

В этой статье хочу показать, что всё не так печально и выходы есть. Я расскажу как мы, простые ребята, смогли привлечь первые $125K от американских инвесторов, не находясь в США, не будучи YC Alumni, не имея ни диплома Стенфорда, ни опыта работы в FAANG.

Как инвесторы принимают решения об инвестициях

Давайте сперва отвечу на вопрос — на основе чего инвесторы принимают решения инвестировать в стартапы на ранних стадиях?

В самом начале жизни, idea stage или pre-product market fit (PMF) stage, стартап находится в состоянии очень высокой неопределённости: непонятно, кто клиенты, насколько стартап нужен рынку, с чем ему придётся столкнуться при разработке продукта, поиске своей ниши, нет никаких метрик. На этой стадии риск того, что стартап не взлетит, максимальный, а объективных данных для принятия решения о первых вложениях у инвесторов очень мало.

Так как же тогда инвесторы решают, стоит инвестировать в компанию или нет?

Вот примерный список вещей, на которые обычно смотрят инвесторы, оценивая ваш стартап:

  • Прошлые заслуги фаундеров. Опыт предпринимательства, опыт работы в «крутых» технологических компаниях типа Facebook или Google, стартапах, или образование в топовых вузах вроде Стэнфорда или MIT.
  • Перспективность и размер рынка. Например, сейчас при прочих равных AI стартапу будет проще привлечь инвестиции, чем EdTech стартапу.
  • Уникальные знания фаундеров. Фаундеры обладают большими знаниями и опытом на конкретном рынке или в какой-то научной сфере.
  • Трекшн. У стартапа уже есть выручка или пользователи.

По факту инвесторы опираются на доверие к стартапу/фаундерам, свой опыт и цифры, если они есть.

Кто инвестирует в компании ранних стадий

Базово инвесторов ранних стадий можно разделить на следующие типы:

  • Сами фаундеры (Self-funding). Самый понятный способ «привлечения денег» — взять из своего кармана. Если в нужном количестве их нет, то можно пилить стартап «после работы», если есть достаточно времени и нужные компетенции.
  • 4F (Family, Friends, Founders, Fools). Друзья или родители верят в вас и хотят помочь вам реализовать свою идею. Более опытные фаундеры кладут небольшие чеки в других фаундеров, они уже проходили этот путь и хотят помогать новичкам, но тут нужны тёплые контакты. Про Fools, думаю, и так всё понятно — лучше постараться денег у них не брать: работать с умными людьми приятнее и эффективнее. 😂
  • Ангелы (Angel Investors). Это частные лица, которые инвестируют собственные средства. К ангелам относятся как 4F инвесторы, так и любые другие частные лица. Например, выходцы из больших технологических компаний и состоявшихся стартапов. Обычно инвестируют небольшими чеками, не больше $25–100K.
  • Венчурные фонды ранних стадий (Early Stage Venture Funds). Профессиональные инвестиционные фонды, которые управляют привлечёнными деньгами и выписывают более крупные чеки, чем ангелы.
  • Акселераторы (Accelerators). Программы для стартапов, нацеленные на помощь в росте и привлечении инвестиций. Одними из самых популярных акселераторов в США являются Y Combinator, Sequoia Arc, SPEEDRUN (A16Z GAMES), Techstars. Попасть туда достаточно сложно из-за высокой конкуренции. Но есть и множество альтернатив, типа LAUNCH, куда позвали нас. Общее тут то, что отбор в акселератор происходит по более-менее понятным критериям, требованиям и треку. А значит, проще подготовиться и выше шанс на получение первого чека.

За время создания Orchestra мы пробовали разное: вкладывали свои деньги, брали у друзей, делали холодный аутрич в LinkedIn. Последнее сработало очень плохо, хотя нас консалтили опытные ребята. В итоге решили податься в акселератор.

Акселераторы в США: почему это крутая опция

Если для рынка США вы first-time фаундер, то пройти программу хорошего американского акселератора — это один из лучших вариантов для вас и вашего стартапа, потому что акселераторы:

  • Будут вас обучать. Акселераторы заинтересованы в вашем росте. Они не просто положат в вас деньги, но будут вести, менторить, вкладываться в обучение команд и помогать со стратегией продукта.
  • Помогут расширить нетворк. Через акселераторы можно получить первые контакты и знакомства с другими бизнесами, фаундерами и инвесторами. Многие акселераторы готовы делать тёплые интро инвесторам, которых вы бы аутричили месяцами.
  • Чаще вкладываются в ранние стартапы. Акселераторы управляют когортами и выбирают компании партиями. Венчурные фонды и ангелы, наоборот, выбирают инвестиции реже, по одному за раз. Средний чек в стартап от акселератора составляет примерно $100–250K по оценке $1.5–2M, но бывают и более крупные чеки с лучшими оценками.
  • Есть понятный трек прохождения. Отбор в акселератор происходит по заранее известной логике: от заявки до первого интервью. И к этим шагам можно и нужно готовиться. К тому же, это классная практика для понимания своего продукта и того, насколько вы вообще готовы про него говорить.

Попасть в акселератор вполне реально, и это большая возможность для буста продукта. Но надо понимать критерии входа и то, насколько вы им соответствуете.

Акселераторов в США очень много, есть топовые места, типа YC, конкуренция в которых очень высокая, есть акселераторы с меньшим уровнем конкуренции.

Мой совет: подаваться везде, куда только можно, не смотря на «крутость» акселератора. Это сто процентов будет очень полезным опытом, потому что одно только заполнение заявки в YC заставляет очень хорошо порефлексировать, что ты делаешь, взглянуть на свой стартап под другим углом и научиться лучше рассказывать о продукте. В чем большее количество акселераторов вы подадитесь, тем больше шанс, что вы куда-нибудь пройдёте.

Вот список американских акселераторов, куда точно стоит пробовать подаваться, если вы early-stage/pre-seed стартап и хотите поднять свои первые деньги в США:

Большинство этих акселераторов инвестируют $120–$250K за 6-8% equity, но есть и такие, которые кладут суммы побольше и забирают меньшую долю компании.

Основные критерии входа в акселератор

Теперь давайте разберёмся, что нужно стартапу для того, чтобы попасть в акселератор. Цели у акселераторов и инвесторов ранних стадий одинаковые — найти перспективные стартапы, инвестиции в которые смогут с большой вероятностью принести иксы. Соответственно, и критерии оценки вашего стартапа акселератором похожи на критерии оценки ранними инвесторами, которые я описывал выше: если у стартапа звёздные фаундеры, выходцы из FAANG или вуза Лиги плюща, выбран перспективный рынок или есть трекшн продукта, то шансы попасть в акселератор сильно повышаются.

При подаче в акселератор нужно заполнять заявку, в которой описываются:

  • Проблема и Решение (Problem and solution). Какую проблему вы решаете и как вы это делаете.
  • Объём рынка (Total addressable market, TAM). Какой размер у рынка, на котором вы работаете, какую долю рынка вы хотите получить. Тут важно отметить, что лучше делать bottom-up расчёт. Подробнее почитайте здесь.
  • Идеальный клиент (Ideal customer profile, ICP). Кто и почему является вашим идеальным клиентом.
  • Бизнес-модель (Business model). Верхнеуровневое описание того, как вы планируете зарабатывать деньги.
  • Стратегия выходна на рынок (Go-to-market strategy, GTM). Стратегия выхода на рынок и привлечения первых пользователей.
  • Команда (Team). Тут важно показать, что у вас сильная команда с нужной экспертизой. В идеале, если фаундеры какое-то время работали вместе до этого стартапа над другими проектами.
  • Показатели (Traction). Подтверждение, что вы делаете полезный продукт. Если у вас есть пользователи, а лучше выручка, и они растут от месяца к месяцу, то это сильно увеличивает шансы на попадание в акселератор.

По списку акселераторов выше понятно, что многие берут стартапы на стадии идеи, когда ещё нет ни продукта, ни трекшена. Но тут я не могу дать каких-то дельных советов, потому как у нас на момент попадания в акселератор и продукт, и команда, и трекшн уже были.

Как заполнять заявку в акселератор: принципы

Мы дважды пробовались в YC. Чтобы понять, что наша заявка не булшит, мы привлекали к пруфридингу знакомых из стартап-коммьюнити, питчили знакомым фаундерам, даже разбирали заявку на стриме с Юрой из Fluently и Алексеем Алексановым из Cabra VC.

В общем, вынесли пару полезных уроков:

  • Отвечать прямо на вопрос. Звучит банально, но это самая частая ошибка. Мы тоже её делали. Секрет успешного ответа такой: не смущайтесь своей прямолинейности, от вас именно этого и ожидают.
  • Быть краткими. Восточно-европейскую заявку легко отличить по манере рассказать историю из любого вопроса. Будьте как нейтивы, пишите коротко. Не больше 5 предложений в каждом поле.
  • Добавить продуктовое демо. Первый пропуск в продукт очень важен. Покажите, в каком он виде на момент подачи. Если есть только MVP, то сделайте динамичный лум.
  • Сделать фокус на сильной команде. Заявка как раз подходящее место, чтобы подчеркнуть ту самую экспертность команды, о которой писал выше. Подробные биографии никому не нужны, достаточно просто указать зону экспертизы и отметить, как давно вы знакомы и над какими проектами работали вместе. Такие штуки и делают вас настоящей командой.
  • Продумать нарратив. Общая структура заявки должна быть похожа на яркую и логичную историю: от проблемы к идее, команде и первым результатам.
  • Не врать. Никто не будет проверять кол-во ваших пользователей или показатели выручки, которые вы укажите, но позже эти цифры легко верифицировать. Так что это не тот случай, где нужно fake it till you make it.

Есть отличный гайд от Юры по тому, как правильно отвечать на вопросы и какие самые частые ошибки при заполнении допускают фаундеры из РФ. Если хотите ещё больше подробностей — смотрите стрим. А ещё советую самостоятельно почитать формы таких тех-мастодонтов как Dropbox или GitLab. Заимствуйте их логику, структуру, адаптируйте под себя. В общем, учитесь у лучших :)

Наши попытки в YC ничем не закончились: мы не прошли. Зато их форма заметно прокачала наше видение продукта и заставила переосмыслить то, что мы вообще делаем. Это пригодилось нам в заполнении другой заявки.

Преакселерация в LAUNCH: что это и как мы туда попали

После отказа в YC, мне случайно попался твит известного американского бизнес-ангела Джейсона Калаканиса о наборе в преакселерацию его фонда LAUNCH. Обо всём этом я слышал впервые. Так как мы пролетели с другими вариантами, то решили попробовать податься. Оставался 1 день. Мы рискнули, быстро заполнили заявку. Нас взяли.

Заявка в преакселерацию LAUNCH была сильно проще, с такими вопросами:

  • Название компании или продукта? What is your company name or product name?
  • Ссылка на сайт, если есть? What is the URL for sample? (optional)
  • Питч продукта в одном предложении? What is the one-sentence elevator pitch for sample's idea or product?
  • На каком этапе развития находится продукт? (идея, MVP, др.) Which best explains sample's stage? (idea napkin, MVP, etc.)
  • Есть ли у продукта выручка за последние месяц, два, три? Если да, то сколько? Have you generated revenue in the last 3 months? What was your revenue 1 month ago? 2 months ago? 3 months ago?
  • В чём суперсила CEO? Ссылка на страницу CEO в LinkedIn? Сколько фаундеров в доле? Кто из них отвечает за код/разработку продукта? What is the CEO's primary skill? What is the CEO's LinkedIn profile link? How many co-founders does sample have? Who is coding/developing the product?
  • К какой категории относится ваш бизнес (или идея)? How would you best categorize your business (or idea)?
  • Сколько компаний вы уже основали? How many companies have you founded before?
  • Ищете ли вы инвестиции для продукта уже сейчас? Фандрайзили ли вы раньше деньги для этого продукта? Are you currently raising money for sample? Have you raised money previously for sample?
  • Где вы сейчас находитесь? Where are you currently located?
  • Где вы сейчас работаете? Ваша позиция? Where do you currently work? Job title?
  • Готовы ли вы посещать обязательные онлайн-сессии раз в неделю – по понедельникам в шесть вечера (по-тихоокеанскому времени)? Will you be able to attend the mandatory live session once a week – Monday at 6:00 pm (Pacific Time)?
  • Прикрепите одностраничный документ с описанием продукта/идеи. Please upload a deck or one-pager.

Примерно из 2,500 заявок отобрали 250 стартапов для когорты в Founder University. Founder University — это преакселерационная программа, такая серия курсов на 12 недель для first-time фаундеров о том, как развить продукт от идеи до первого питча инвесторам.

В течение этого времени вы учитесь, как:

  • Создать MVP/первую итерацию продукта.
  • Найти свою аудиторию и составить бизнес-модель.
  • Привлечь первых пользователей и делать продажи.
  • Фандрайзить в фондах, у инвесторов.

Мы с одним из ко-фаундеров принимали участие в лекциях и воркшопах. Всё проходило онлайн, было очень интенсивно и не очень удобно по времени: занятия начинаются вечером по Калифорнии. Поэтому будьте готовы.

Приглашение на питч с Джейсоном в рамках преакселерации Founder University.
Приглашение на питч с Джейсоном в рамках преакселерации Founder University.

Мы добросовестно посещали все звонки, выполняли домашку, и позже это сыграло нам в плюс. По итогам преакселерации, отобрали 10% команд, которых пригласили в акселератор и предложили инвестиции.

Мы оказались в их числе.

Как мы попали в 10% тех, кому сделали инвайт в акселератор и предложили первый чек

Среди тех стартапов, в которые LAUNCH вложили первые инвестиции, были в основном команды, у которых есть:

  • В каком-то виде работающий продукт.
  • Платящие пользователи.
  • Рост выручки месяц к месяцу.

Когда мы только подавались в преакселерацию, Orchestra была в закрытой бете с капелькой регулярно платящих пользователей. К такому виду продукта мы шли два года командой из нескольких человек (максимум нас было шестеро, но цифра постоянно скакала). Продукт полностью собирали на свои деньги и те, что удалось привлечь от 4F. Выручка росла примерно на $100 в месяц.

Сделка с инвесторами не была такой линейной, как может показаться. Сначала нам предложили самый низкий чек, всего $25K. Мы отказались брать деньги и продолжили работать над продуктом. Спустя пару месяцев к нам внезапно вернулись с новым предложением. В этот раз чек был по верхней границе, $125K.

В этом плане общаться с американскими инвесторами одно удовольствие: они быстрые, прямолинейные и нацелены на бизнес. Нам запитчили новый оффер за 15 минут и дали неделю на подумать. Когда мы вернулись с положительным решением, буквально через пару дней нам прислали термшит (term sheet).

Кик-офф встреча с другими командами в акселераторе LAUNCH.
Кик-офф встреча с другими командами в акселераторе LAUNCH.

Преакселерация Founder University стала нашим пропуском в зарубежную венчурную тусовку. После получения чека от LAUNCH они позвали нас в свою акселерационную программу, котрую мы сейчас проходим.

Мы на своём примере убедились, что фаундеры из РФ могут и сейчас попасть в американский акселератор и получить первые деньги от инвесторов. Для этого необязательно заканчивать топовый вуз в США или работать в американском BigTech.

Венчурный рынок в штатах совсем другой, работает шустро и чётко. Поэтому поднимать деньги там интересно. А главное, реально!

После того, как вы получили первый чек, появляются уже другие вопросы. Например, как пройти due diligence и получить деньги на счёт, когда ты россиянин и у тебя нет компании и счёта в США. Нам потребовалось на это почти полгода. Об этом я расскажу в следующем материале. Потому что на момент, когда мы оказались в таком положении, мало знали про процесс и не могли найти информации о том, как это сделать фаундерам из России с учётом текущий «коньюктуры рынка».

Мы продолжаем развивать Orchestra: можете посмотреть наше демо или записаться на звонок с командой, где мы покажем продукт в полезных конкретно для вас деталях.

Если чувствуете, что вопросы всё равно есть или появились новые — напишите мне в телеграме, с радостью отвечу на любой по теме. Или можете подключиться к трансляции в эту субботу, которую организует Егор в своём канале Y Combinator на каждый день. Там можно задать вопрос в прямом эфире.

На этом пока всё, спасибо!

Дерзайте, и успехов в привлечении первых денег! 🙃

99
33
4 комментария

Спасибо большое! Классный обзор и полезный личный опыт.

У меня стереотип, что перед инвесторами надо много отчитываться, они пытаются контролировать и вообще много времени приходится тратить на них, а не на пользователей и продукт. Как у вас с этим?

1

Антон, привет!
Спасибо за хороший комментарий :)

По-хорошему, инвесторы не вмешиваются в управление компанией.
Если говорить про профессиональных инвесторов ранних стадий в США нужно делать Investor update раз в месяц.
По факту это email в, котором пишешь основные метрики и результаты за месяц.
Если все метрики и тд. собраны и быстро считаются, то такой email можно сделать за час примерно.

2

Всех ждём на эфире)

1

Приду :)