БУДУЩЕЕ КОНСАЛТИНГА В ЭПОХУ GEN AI
В последнее время заметна турбулентность на глобальном рынке консалтинга, достигшего в прошлом году объема в 250 млрд долларов. По отрасли прокатились волны сокращений штатов, поставивших перед аналитиками вопросы выживания многих столь зависимых от консалтинга секторов.
Кажется, устойчиво чувствует себя лишь сегмент консалтинга по управлению рисками (почти 114 млрд долларов в 2024 году и прогноз уверенного роста до 2031 года со скоростью 7,5% в год).
Называют немало причин этому: от общего кризиса экономики до активно внедряемого в отрасли генеративного искусственного интеллекта.
COVID-19: «все ушли в локдаун»
Но провисание рынка консалтинга началось не вчера. «Ковидный» период был, пожалуй, первым больно ударившим по планам консультантов расширить услуги и клиентов ими воспользоваться.
Business Research Insights отмечал в своем отчете, что COVID-19 нарушил привычные алгоритмы бизнеса и вынудил многих перенести на более поздний срок или переформулировать требующие обращения к консультантам проекты, а зачастую и просто от них отказаться.
К примеру, еще в 2020 году Delta Air Lines заявила о «существенных сокращениях» расходов на внешних консультантов. Аналогично Wells Fargo. Ввиду отмены крупных заказов увольнения начались уже тогда: Accenture, например, вынуждена была попрощаться с 5% сотрудников по всему миру, а это порядка 25 тысяч человек. Примерно те же в процентном соотношении потери рабочей силы в одних только США были и у Deloitte, и у KPMG.
На фоне этого наметилась тенденция к более активному освоению потенциальными клиентами консультантов собственных внутренних интеллектуальных ресурсов без обращения к внешним источникам экспертизы. Даже возникли предположения, что если компании смогут обойтись без приглашенных консультантов, рынок ставок консультантов ощутимо просядет.
Однако этого не произошло, и у бизнеса возникла потребность понять, как реорганизовать бизнес с учетом «удаленки», локдаунов, социальной дистанции и прочего.
В чем-то ставки даже выросли, особенно для клиентов, в чьи задачи входило как можно скорее – быстрее, чем когда бы то ни было прежде, – перекроить, по сути, каждый аспект работы. Многие бизнесы обанкротились, и умелое оформление и проведение процедуры банкротства тоже потребовало экспертизы консультантов.
Наконец, к консультантам массово стали обращаться государственные органы в надежде понять, как справляться с самим коронавирусом. Например, McKinsey получила серьезный контракт от Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США – той самой всесильной FDA, без одобрения которой на ключевые фармацевтические рынки не выйдет ни одно новое лекарство. Deloitte, PwC и EY также получили свою долю государственных заказов на помощь в социальной адаптации населения к пандемии.
Кто на самом деле чувствовал дискомфорт от пандемии, так это молодые небольшие компании, которые могли бы составить гигантам конкуренцию. В кризисные времена клиенты стремятся оставаться с теми, кто проверен в деле, кого хорошо знают, чьи ресурсы сомнению не подлежат, как и их многолетняя репутация. Это «бегство к брендам» лишило рыночной доли многих технологически подкованных новичков.
Пандемия прошла, неуверенность осталась
Не завершились еще и первые официально «постковидные» 12 месяцев (2022-2023), как наметилась вторая волна неприятностей на рынке консалтинга.
Уже в феврале 2023 года сразу четыре гиганта объявили об увольнениях сотрудников: KPMG около 2%, Accenture порядка 19 тысяч человек, Ernst & Young 5% и McKinsey около 2000 человек.
Спустя всего два месяца своих работников огорошил Deloitte: в США уволены 1,4% от общего штата сотрудников в 86 тысяч человек – и это вслед за наймом 25% новых работников в 2022 году.
Тогда же Ernst & Young отрезал от своей штатной численности еще один, на этот раз пятипроцентный, кусок. (В декабре последовала третья – и не факт, что последняя, – волна увольнений в компании; число уволенных не было обнародовано.)
В июне 2023 года KPMG также уволила еще 5% сотрудников. Что характерно, везде менеджмент отказывался в ответ на просьбы СМИ детализировать, где проблемные точки.
Аналитики сходились, однако, во мнении, что причина – страх перед углубляющейся общеэкономической рецессией на фоне геополитических и иных трудностей года. Все большее число крупных клиентов откладывало на потом реализацию долгосрочных консалтинговых контрактов.
Год 2024-й перспектив улучшения мировой экономической ситуации не принес. В марте Accenture сообщила о не слишком привлекательных для акционеров перспективах финансового состояния фирмы и о том, что клиенты из числа компаний финансовых услуг ограничивают бюджеты на IT-обновление, – что привело к очень болезненному падению цены на акции Accenture.
В апреле McKinsey обнародовала планы на увольнение 3% от 12 тысяч штатных консультантов, специализировавшихся на технической экспертизе (при этом было заявлено, что на «традиционных консультантов» нетехнических направлений – а их 33 тысячи в штате McKinsey – сокращения не коснутся). Даже после рекордной выручки в 2023 году (16 млрд долларов) руководство указало 3000 своим консультантам на «неудовлетворительную» работу. В качестве объяснения причин была предложена стратегия на приоритезацию тех направлений, на которые есть максимальный спрос со стороны клиентов (какие именно направления, уточнено не было).
Наконец, в сентябре об увольнении 1800 сотрудников впервые за 15 лет объявила PricewaterhouseCoopers. Причина «на поверхности» – упрощение операций и реструктуризация консалтинговых направлений, на которые наблюдается пониженный спрос. Причина более стратегическая – глубокое интегрирование во все бизнес-направления технологических команд.
В руководстве считают, что сотрудникам недостаточно быть просто осведомленными об отраслевых тенденциях – нужно «вооружить их правильными инструментами и навыками». Поскольку об этом персонально высказывался нынешний глава отдела искусственного интеллекта Джо Аткинсон, уместно предположить, что под инструментами и навыками подразумевается, в частности, разумное внедрение ИИ.
Впереди «оцифровка» консалтинга
Но не только ИИ. В той же PwC внутренние технологические разработки охватывают широкий спектр корпоративных проблем, в том числе риски в цепочках поставок, приватности данных, регуляторном комплаенсе, повышении квалификации сотрудников.
Например, одна из платформ, ProEdge, помогает работникам в совершенствовании своих навыков через погружение в более чем 150 различных вариантов иммерсивного обучения. Так вот последние увольнения, в частности, связаны с приоритезацией новых технологических подходов и отказом от ряда прежних.
Ставка на технологическое опережение, несмотря на финансовые сложности, делается и в компании Accenture. При новом генеральном директоре Джули Свит фирма расширяет свое присутствие в мире генеративного искусственного интеллекта. В планах открытие десяти инновационных хабов для разработки решений по генерированию текста и изображений на основе словесных промптов. Только за первую половину текущего года компания набрала заказов, связанных с использованием генеративного ИИ, на сумму 1,1 млрд долларов.
Специалисты в трендвотчинге видят в технологизации консалтинга не только главный драйвер рынка, но и залог конкурентоспособности. Цифровизация процессов, искусственный интеллект и повышенное внимание к ESG-вопросам, по мнению Business Research Insights, являются ключевыми трендами развития отрасли.
Без внутренней цифровой трансформации трудно помогать клиентам в адаптации к миру новых технологий. И речь не только об улучшении того, что есть сейчас, – речь о создании новой ценности через аналитику данных, облачные технологии и автоматизацию. А для соответствия целям цифровой трансформации отрасль ждет профессиональных консультантов, компетентных в цифровых стратегиях.
Выход из кризиса: на что ориентироваться?
По оценкам AlphaSense, за последние 18 месяцев было собрано достаточно подтверждений того, что развитие и активное внедрение продвинутых технологий, в первую очередь аналитики данных и генеративного ИИ, не входят в число факторов, препятствующих спросу на услуги консалтинга. Скорее, наоборот: во множестве секторов экономики компании обращаются к консультантам за советом, как внедрить новый инструментарий и интегрировать его в бизнес-стратегии.
Клиенты ждут от консультанта не только понимания нюансов их отрасли, но и предложений по уникальным технологическим решениям, полностью кастомизированным под их конкретные задачи и перспективы. И многие консультационные фирмы откликаются на эти ожидания: по данным CPA.com, 77% организаций, оказывающих профессиональные консультационные услуги, предпочитают специализироваться на определенных отраслях.
Помимо данного тренда, трендвотчеры AlphaSense выделили еще ряд тенденций, которые доминируют на современном рынке консалтинга. В первую очередь, это повсеместное применение генеративного ИИ.
Для консультантов это одновременно и инструмент повышения качества советов, которые они дают своим клиентам, и вызов, который консультанты должны принять, освоив генеративный ИИ и тем самым получив возможность помочь клиентам в интегрировании искусственного интеллекта в их процессы.
Главные преимущества использования искусственного интеллекта – это возможность обрабатывать большие объемы сложных данных и вырабатывать для клиентов модельные сценарии на основе предиктивной аналитики.
При этом применение ИИ ставит перед консультантом и вопросы этического плана: прозрачность использования информации, соблюдение правил приватности данных, пр. Клиент больше оценит не того консультанта, кто способен перелопачивать больше информации, а того, кто не допустит злоупотреблений с этой информацией.
Весомым трендом являются также обновленные практики найма на работу новых сотрудников как в консалтинговые фирмы, так и в компании-клиенты. От работника не ждут, как прежде, узкого набора навыков.
Компании готовы набирать разноплановые пайплайны талантов, что, в свою очередь, способствует развитию инклюзивной корпоративной культуры. От сотрудников многое требуют, но готовы и многое дать: гибкий, удобный для сотрудника график работы, внедрение программ заботы о физическом и психологическом здоровье работников, льготы и компенсационные пакеты (например, оплата курса лечения или обучения), повышение квалификации сотрудника силами работодателя в целях обеспечения ему личностного и карьерного роста.
С этим трендом напрямую связан тренд на трансформацию самого понятия «рабочее место сотрудника». Согласно исследованию McKinsey, 90% компаний перешли на гибридные модели организации труда (сами авторы исследования в их числе), и лидеры бизнеса полагают, что вариант, когда сотрудник частично или постоянно находится на «удаленке», не только сохранится, но и укрепится.
Как для консалтинговых фирм, так и для их клиентов важно соблюдение ESG-принципов. Консультанты внедряют их не только для того, чтобы не придирались надзорные органы, – они это делают, потому что это высоко ценят клиенты. От консалтинга ждут содействия клиентам в выявлении как пробелов в этом плане, так и новых возможностей в вопросах совершенствования стратегий природоохранной деятельности и вклада в решение социальных вопросов населения. Все это должно подкрепляться неопровержимыми данными, отсюда прямая связь этого тренда с трендом на развитие ИИ.
Еще один тренд – это упорядочение и большая локализация инвестиций в технологии. Аналитики Deloitte обнаружили, что лишь 34% крупных компаний из списка Fortune 500 демонстрируют стратегический подход к технологическому инвестированию.
Консультанты нужны компаниям, чтобы помочь извлечь «долгоиграющую» ценность из этих вложений. Сотрудники консалтинговых фирм вовсе не обязаны обладать глубокими технологическими знаниями в запрашиваемой клиентом области.
Ведь для клиента в этом вопросе консультанты – не столько технические эксперты, сколько партнеры и проводники в мир цифровой трансформации. Чего консультантам не хватает в плане знаний, они могут получить от IT-команд (собственных или клиента) и сделать на этой основе важные для клиента выводы.
Сейчас все возрастающее число компаний в мире нацелено на реализацию проектов, цели которых соответствуют заявленным на сайтах компаний корпоративным ценностям. В McKinsey провели исследование, которое показало, что лишь 7% руководителей бизнеса не считают важной реализацию социально значимых целей в проектах, при этом 82% сотрудников полагают, что это исключительно важно, а три четверти из них вообще заявили, что ценностные цели важнее прибыли.
Руководители все активнее прислушиваются к мнению тех, кто своими руками и мозгами приносит им доходы. Но компании нуждаются в помощи при создании бизнес-моделей, которые укладывались бы в социально направленные ценности и при этом не обанкротили бы бизнес. И здесь консультанты могут оказаться на вес золота. Спрос на подобную консалтинговую деятельность уже растет.
Генеративные нейросети — главный пункт любой подборки ИТ-трендов последних лет. Но в 2025-м аналитики пошли еще дальше: теперь искусственный интеллект — не просто очередная хайповая технология, а чуть ли не одна из основ нашей жизни.
Мир меняется, а вместе с ним меняются клиенты, их ожидания и способы взаимодействия с ними. 2025 год обещает быть непростым для B2B-продаж и клиентского сервиса. Экономические вызовы и усталость от агрессивных методов продаж вынуждают компании переосмысливать свои подходы. На основе прогнозов Бориса Шпирта я хочу предложить свой взгляд на эти измен…
Как маркетологу конвертировать горячего клиента, готового к коммуникации с менеджером по продажам, а заодно сохранить данные о сессии, которая привела целевой лид?
Бренд работодателя трансформируется, и 2025 год станет переломным. Компании меняют подход к построению HR-стратегии и процессов найма, а также осваивают автоматизацию и глубокую аналитику. Интересно, как это будет работать?