{"id":14108,"url":"\/distributions\/14108\/click?bit=1&hash=5ddd85013a2a601be91b1c72eee7044c0ee3310de09e89379d21465915fa9c43","title":"\u0417\u0430\u0447\u0435\u043c \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a\u0443 \u043c\u0438\u0448\u043a\u0430-\u0431\u0443\u043d\u0442\u0430\u0440\u044c, \u043a\u043e\u0442\u0438\u043a \u0414\u0437\u044b\u043d\u044c \u0438 \u0447\u0451\u0440\u043d\u0430\u044f \u0443\u0442\u043e\u0447\u043a\u0430?","buttonText":"","imageUuid":""}

На фондовом рынке США сформировался пузырь небывалых размеров

Оценки напрочь оторвались от фундаментального анализа, мультипликаторы находятся на исторических максимумах, скорость эмиссии ценных бумаг зашкаливает — и всё это сопровождается безумно спекулятивным поведением инвесторов. Большой кризис неизбежен.

Начать я хочу с, казалось бы, очевидного, но сегодня далеко не все осознают, для чего появились акции. Итак, акция — это доля в компании. Зачем нужна доля в компании? Для того, чтобы иметь часть её прибыли. Именно поэтому реальная ценность акции обусловлена текущей и будущей прибылью компании-эмитента, которая передаётся акционеру в форме дивидендов.

Некоторые компании выплачивают дивиденды ежеквартально, другие — ежегодно, а есть те, которые более десятилетия не делились чистой прибылью со своими акционерами. В конце прошлого века подобное было редкостью, однако с появлением интернета скорость масштабирования бизнеса увеличилась на порядок, и технологические компании взяли за правило реинвестировать всю чистую прибыль в развитие, чтобы в будущем дивиденды были ещё больше.

Повторюсь, ценность любой акции обеспечивает только её реальная или потенциальная дивидендная доходность. Однако ценность не равна стоимости и фактическая цена акции всегда спекулятивная. Объясняется это тем, что ожидания от будущей прибыли компании у всех людей разные, а к тому же каждый человек иррационален по своей природе.

Стали бы вы покупать долю в компании, которая будет окупаться 30 лет без возможности её продать? Уверен, что нет. Но если эта доля за последний месяц была перепродана сотни раз и цена её заметно выросла, возникает желание спекулировать на её стоимости. То есть изначально кто-то поступил иррационально и запустил маховик. Толпа подвергается эффекту лемминга и в такой ситуации реальная ценность перестаёт интересовать рынок. Так возникает экономический пузырь.

Вводная часть закончилась, и я перехожу от абстрактного примера к реальному. В финансовом анализе существует коэффициент P/E — соотношение капитализации и чистой прибыли. Сегодня компания Tesla оценивается в 1500 годовых прибылей. Другими словами, при сохранении текущего уровня доходов инвестиция в Tesla окупится через полтора тысячелетия.

Однако рынок электромобилей постоянно ширится, а вместе с ним неуклонно растёт выручка компании. Следовательно, доходность будет расти, а срок окупаемости сокращаться. Посему я предлагаю вам порассуждать о том, сколько лет потребуется для возврата инвестиций в акцию $TSLA через дивиденды, которые пока ещё ни разу не выплачивались.

За последние 3 года средний рост продаж Tesla составил 42%. Чем больше компания, тем сложнее сохранять темпы роста, но по убеждению многих, революция на рынке автопрома только начинается. Поэтому давайте предположим, что в последующем продажи Tesla будут только расти, причём на 50% ежегодно. Таким образом в 2030 году выручка Tesla превысит $1,5 трлн — это в 3 раза больше, чем у Walmart, самой крупной компании по выручке на сегодняшний день.

Фондовый рынок охватило спекулятивное безумие. Триллионные капитализации — это, наверное, самая драматическая вещь, которая когда-либо случалась во всей мировой истории финансов.

Чарльз Мангер, вице-председатель совета директоров Berkshire Hathaway

Пускай в 2030 году Tesla начнёт выплачивать дивиденды, но в каком объёме? Дивидендная политика у всех компаний разная. ВТБ на выплаты дивидендов направляет всего 5% от своего заработка и поэтому оценивается в 3 годовых прибыли. А, например, у P&G показатель payout ratio выше 55% и коэффициент P/E уже доходит до 25. В нашем гипероптимистичном прогнозе совет директоров Tesla максимально щедр и будет стабильно направлять на дивиденды 80% чистой прибыли, как это делают в Coca-Cola.

Для оценки окупаемости осталось разобраться с доходностью Tesla. В 2020 году компания впервые отчиталась о годовой чистой прибыли. Такой результат стал возможен исключительно благодаря регуляторным кредитам. Если рассматривать строго операционную деятельность, компания по-прежнему убыточна, и я подробнее писал об этом в Гроксе. Но сейчас мы отбросим эти формальности и учтём, что Tesla инвестирует огромные средства в расширение производства.

Если мы посмотрим на маржинальность среди крупнейших автопроизводителей в лице Toyota, Volkswagen, Ford и General Motors, то увидим, что их profit margin исторически меньше 10%. Однако гений Маска бесконечен, поэтому давайте представим, что в 2031 году маржинальность Tesla дойдёт до 20%. При чистой прибыли в $400 с лишним млрд компания направит на дивиденды более $300 ярдов.

Определив дивидендный доход, мы можем констатировать, что акция стоимостью в $850 при приведённых выше обстоятельствах окупится через 2 года с момента начала выплаты дивидендов. Итого срок окупаемости составит 12 лет. Для этого всего лишь нужно, чтобы выручка Tesla увеличилась в 100 раз, до $3 трлн, чтобы компания стала самой богатой в мире и кратно превзошла по эффективности всю отрасль, пока конкуренты бездействуют.

Удивительно, но не все понимают, что подобный сценарий невозможен или, мягко говоря, статистически маловероятен. Я встречаю мнения долларовых миллионеров, представителей венчурной среды, которые оправдывают стоимость Tesla, сравнивая рост её выручки в процентном соотношении с другими автопроизводителями, словно они не понимают, что +5% к 100 млрд больше, чем +20% к 20. Следующий график очень хорошо визуализирует степень абсурдности подобного мышления.

Сравнение капитализации и выручки автопроизводителей

Биржевая стоимость Tesla значительно выше капитализации 9 всем известных автоконцернов несмотря на то, что их суммарная выручка в 50 с лишним раз больше, чем у предприятия Маска. При этом каждая из 9 компаний «старого толка» производит электромобили, и, например, продажи таковых в единицах продукции у Renault и Nissan составляют половину от продаж Tesla.

Напомню, что в 2020 году Tesla доставила почти 500 тысяч автомобилей, показав тем самым рост продаж на 36%. А Volkswagen за тот же период продал 5,3 млн автомобилей, среди которых 212 тысяч электромобилей, и это на 158% больше, чем в прошлом году. Кстати говоря, продажи Tesla в Европе снизились на 10%, а в Германии упали на 36%, хотя местный рынок вырос в 2 раза.

Капитальные расходы и маржинальность EBITDA

Покупатель акции Tesla приобретает долю в компании по мультипликатору $1,5 млн на каждый проданный автомобиль. Акции компании General Motors торгуются по мультипликатору $9000 за проданный в 2020 году автомобиль.

Фанаты бренда Маска верят в исключительное финансовое превосходство его компании, но маржинальность по ЕБИТДе у Tesla меньше, чем у того же Volkswagen или General Motors. Вы думаете только Маск инвестирует в будущее? Однако у каждой из упомянутых корпораций CAPEX больше, чем у Tesla. Одни лишь бумаги $TSLA — это огромный пузырь из сотен миллиардов долларов, а похожих компаний на рынке огромное множество.

Теперь, когда все понимают, что значит «компания переоценена», я предлагаю перейти от частного к общему. Согласно TradingView, на биржах США сегодня торгуется более 150 компаний с оценкой выше $1 млрд, у которых капитализация составляет от сотни до нескольких тысяч годовых прибылей. Суммарная биржевая стоимость первых десяти компаний из этого списка превышает $1,5 трлн!

Однако делать какие-либо выводы на основе одного коэффициента P/E неразумно. Может так совпало, что именно в последнее время большинство компаний увеличило капитальные расходы и как следствие у них внушительно просела чистая прибыль. Поэтому давайте посмотрим на показатель CAPE (Cyclically Adjusted Price/Earning Ratio) или коэффициент P/E Шиллера по индексу S&P 500, где вместо «earnings» берётся средняя прибыль за последние 10 лет, скорректированная на инфляцию.

Сегодняшнее значение CAPE превышает таковое перед чёрным вторником, который предшествовал началу Великой депрессии США. Однако мы отчётливо видим, что показатель CAPE был значительно выше в начале нулевых, когда раздувался пузырь доткомов. Кому-то может показаться, что всё ещё не так уж и плохо, но для того, чтобы сделать выводы, нужно мыслить системно и рассматривать целый комплекс метрик. Поэтому я предлагаю вам взглянуть на коэффициент P/S — соотношение цены и продаж.

Значение P/S находится на историческом максимуме. Даже в период бума доткомов оценки по этому показателю были скромнее, и обратите внимание, какие они были в самом начале девяностых. Безусловно, у технологических компаний маржинальность выше, чем у офлайн-бизнеса, и P/S должен был вырасти с появлением интернета. Но сегодня Snowflake оценивается почти в 150 выручек, Zoom — в 60, Tesla — в 30. А теперь посмотрите на дивидендную доходность по S&P 500.

До исторического минимума не хватает нескольких десятков базисных пунктов. Хочу подчеркнуть, что последние три графика отражают положение дел только в крупнейших компаниях США из именитого индекса Standard & Poor’s, где каждая компонента утверждается согласно определённым критериям. Для сравнения, значение CAPE по NASDAQ 100 равно 55.33, по Russel 2000 — 112.98.

При всём при этом есть ещё множество компаний с отрицательной доходностью, для которых P/E не считается в принципе. У меня нет свежих цифр, но в 2018 году 83% компаний, вышедших на IPO, были убыточными — и это на два процентных пункта больше, чем в 2000 году. А сегодня акции убыточных технологических компаний показывают доселе невиданный экспоненциальный рост.

Для примера акции китайского производителя электромобилей NIO, которые торгуются на NYSE, с прошлой весны выросли в 25 раз. За последний год компания продала всего 43 тысячи автомобилей, а её капитализация составляет $70 млрд! Чистый убыток NIO по TTM (Trailing Twelve Months) равен $999 млн при объёме продаж в $1,8 млрд. То есть глубоко убыточная компания оценивается в 40 годовых выручек!

Похожая ситуация также наблюдается по отношению к другому китайскому производителю электромобилей XPeng. Расходы данной компании почти в два раза больше доходов и в пропорции она переоценена даже больше, чем NIO. При выручке в $520 млн и чистом убытке в $420 млн её капитализация выше $23 млрд. Такой офлайновый бизнес имеет P/S равный 44.

Отдельно хочется упомянуть IPO AirBnB. До пандемии венчурная оценка сервиса доходила до $31 млрд, а после опустилась до $18 млрд. Однако на отрытии торгов биржевая стоимость AirBnB превысила $100 ярдов. Вы только вдумайтесь в это: всего за несколько месяцев компания, бизнес-модель которой построена на путешествиях людей, в эпоху пандемии и карантинов, выросла в стоимости в 5 с лишним раз.

Примечательно ещё то, что рынок почему-то оценил AirBnB значительно дороже Booking Holdings и Marriott, капитализация которых составляет 85 и 40 миллиардов долларов соответственно. В ноябре, когда на сайте Комиссии по ценным бумагам США появился проспект IPO, я публиковал сравнительную таблицу этих трёх компаний.

Выручка Marriott в 2019 году была в 4 с лишним раза больше, чем у AirBnB, выручка Booking Holdings — в 3 раза. У Booking даже чистая прибыль была больше, чем выручка AirBnB, и продажи в последние годы росли быстрее в абсолютных числах. Пандемия меньше всего повлияла на структуру доходов AirBnB, но именно эта компания хуже остальных переносит кризис. Обратите также внимание на то, что заскорузлый и неповоротливый, в отличие от новомодных стартапов, Marriott лучше всех оптимизировал косты и оказался максимально гибким во время кризиса.

Не менее ярким случаем иррационального поведения фондового рынка является выход на биржу DoorDash. Именно тогда я впервые сказал про новый пузырь доткомов перед широкой аудиторией. Поэтому процитирую себя же:

DoorDash, один из крупнейших в мире сервисов доставки еды провёл IPO по оценке в $41 млрд. Выручка компании за 9 месяцев составила $1.9 млрд, чистый убыток — $534 млн. В первый день торгов акции выросли на 80%, а капитализация теперь превышает $70 ярдов, что составляет 35...
DoorDash, один из крупнейших в мире сервисов доставки еды провёл IPO по оценке в $41 млрд. Выручка компании за 9 месяцев составила $1.9 млрд, чистый убыток — $534 млн. В первый день торгов акции выросли на 80%, а капитализация теперь превышает $70 ярдов, что составляет 35 выручек по TTM! И это никого не удивляет!

Среди авторитетных людей в рунете я вижу мнение, мол $DASH будет стоить ещё в 10 раз больше, ибо рынок еды очень большой и стабильный. Это, конечно, сильная аналитика — субъективная оценка потенциала самой идеи, а не операционки. И так рассуждают реально успешные предприниматели, долларовые миллионеры, причём некоторые из них являются представителями венчурной среды.

Напоминаю вам, что летом этого года Just Eat Takeaway купила исторически прибыльный GrubHub за $7.3 ярда. Отношение стоимости к выручке было меньше в 7 раз! Да DoorDash растёт быстрее, но он никогда не показывал прибыли, а мультипликаторы для одного и того же по своей специфике бизнеса за несколько месяцев выросли многократно! Кстати, Uber приобрёл Postmates в июле всего за $2.65 миллиарда!

В общем, я вам гарантирую, что пройдёт время и словосчетание «пузырь доткомов» у вас будет ассоциировано не только с началом нулевых.

Среди компаний, которые выходят на IPO, действительно трудно найти прибыльную. Affirm, Snowflake, Asana, Palantir, Unity и другие, кого я упоминал в Гроксе, ведут сплошную историю убытков. И ладно уже, что по истечению многих лет они так и не научились зарабатывать. Больше беспокоит то, что их коэффициенты оценок превышают таковые для Google, когда он выходил на биржу в 2004.

Поймите правильно, я не говорю, что ничто не должно оцениваться в пропорции дороже Google, ибо нет ничего перспективнее поисковика. Нет. Подобное мышление не имеет ничего общего с аналитикой. Я про то, что предприятие Брина и Пейджа было прибыльным с 2001 года, а его доходы росли на сотни процентов. Если вы загляните в форму S1, поймёте, что Google был денежным станком, который оценили в 25 выручек. Сравните это с современными стартапами, где значение P/S такое же или выше.

Аномальная переоценка по мультипликаторам — это лишь самое скромное из того, что сегодня происходит на рынке. В 2020 году состоялось 248 SPAC IPO, в результате которых было привлечено более $83 млрд. По сравнению с 2019 годом количество таких IPO выросло на 500%, а объём привлечённого капитала увеличился в 6 раз.

Вышеупомянутые цифры определённо свидетельствуют о нездоровом интересе к SPAC, и данный тренд только начинает набирать обороты. Если верить сервису SPACInsider, а на него ссылаются специалисты Zacks в публикации на сайте Nasdaq, то в 2021 году уже произошло 100 SPAC IPO, через которые подняли $29 млрд!

Для тех, кто не знает SPAC (Special Purpose Acquisition Company) — это компания без коммерческой деятельности, которая формируется исключительно для привлечения капитала путём первичного публичного размещения акций.

Популярность такого способа выхода на биржу понятна — если на рынке есть оголтелая толпа розничных инвесторов, которая скупает всё подряд, то делиться деньгами с инвестбанкирами и андеррайтерами не хочется. Но качество и количество эмитентов вызывает вопросы.

Самый яркий пример SPAC IPO — это скандально известная Nikola, чья капитализация приближалась к $30 ярдам несмотря на то, что компания не имеет ничего — ни выручки, ни собственного производства, ни даже продукта. Рынок просто поверил в прототип электрогрузовика, который тоже оказался подделкой.

Чтобы вы понимали масштаб безумия, упомяну производителей электромобилей, которые вышли на биржу через SPAC за последние полгода: Nikola, Lordstown, Fisker, Hyliion. Последние три дебютировали на фондовом рынке в октябре. Все, толком не имея продаж, оцениваются в миллиарды.

Стоит ещё сказать про QuantumScape и Romeo Systems, которые производят батареи для электромобилей. А в ближайшем будущем ждите SPAC-размещения Arrival, Lion, Canoo и, возможно, Karma. Вообще, ажиотаж на электромобили напоминает ICO-лихорадку 2018 года, после которой ничего путнего на свет так и не выродилось.

ФРС заливает рынок деньгами и создаёт избыток ликвидности. Именно это в первую очередь способствует росту стоимости активов, несмотря на снижения их доходности. Инвесторы полагаются на благоприятную монетарную политику и нулевые реальные ставки, экстраполированные на неопределенный срок. Но идеальные экономические и финансовые условия не могут длиться вечно.

Я думаю, мы берем в долг у будущего. ФРС подталкивает людей к тому, чтобы больше рисковать, и способствует завышению цен на акции. Это плохо кончится.

Леон Куперман, основатель хедж-фонда Omega Advisers

Посмотрите на кредитное качество публичных нефинансовых компаний по методологии Standard & Poor’s. В 1980 году было 65 эмитентов с рейтингом AAA, а сейчас их всего 5. Раньше более половины компаний от общего числа находились в А категории, сегодня большинству компаний присвоен мусорный рейтинг (BB и ниже).

Однако риски банкротства нисколько не смущают инвесторов. За последние 10 месяцев индекс S&P 500 вырос на 70%. Это более чем в два раза выше нормальной скорости подъёма бычьего рынка. А Russell 2000 за тот же период вырос на 100%, хотя долговая нагрузка по компаниям из этого индекса превысила их доходы до вычета налогов, о чём свидетельствуют данные Societe Generale.

В статье Financial Times с заголовком «Fed backstop masks rising risks in America’s corporate debt market» мне повстречалась ещё одна интересная цифра: у каждой седьмой компании с капитализацией от $300 млн до $2 млрд выплаты процентов по кредитам и облигациям превышают размер прибыли на протяжении 3 последних лет. Опять же, это сравнимо только с началом нулевых.

ФРС создаёт дурную тенденцию, которой соответствует большой капитал, а розничные инвесторы усиливают ассиметрию и превращают фондовый рынок в казино. Последних не интересует фундументальный анализ в принципе и к 2020 году их стало так много, что они уже задают свой вектор движения цен.

Думаю, вы уже слышали про скоординированные действия аудитории r/wallstreetbets против хедж-фондов и знаете, что творилось с акциями $GME, $AMС, $BB и прочими. Даже котировки Nokia, которая не была в центре внимания сообщества Reddit, скакали на десятки процентов. Подписчики r/wallstreetbets за пару часов смогли поднять её капитализаю с 20 до 50 миллиардов долларов. Это беспрецедентая история, и она будет описана в финансовых учебниках.

Кстати, по опыту Джереми Грэнтэма из GMO на существования пузыря указывают даже такие косвенные факторы, как растущая враждебность по отношению к медведям со стороны быков. В 1929 году игра на понижение влекла за собой риск физической расправы и даже убийства.

Сегодня мы живём в мире, где один твит Илона Маска, выражающий симпатию или похвалу к определённому продукту, может поднять биржевую стоимость её производителя на 10 и более процентов. По крайне мере так было с Etsy и разработчиками Cyberpunk. А после того, как он поставил в профиле своего аккаунта в Twitter хештег #bitcoin , стоимость BTC через полчаса выросла на 15%.

Поведение пользователей Robinhood и подобных приложений не поддаётся никакой логике. Например, в один момент они начали скупать акции Hertz, которая находилась в процедуре банкротства, и бумаги выросли в цене в 10 раз. Kodak подорожала в 30 раз на новостях о том, что компания будет производить химические элементы для лечения COVID-19.

А сколько было случаев, когда инвесторы просто путали тикеры? Буквально на днях после эфира Илона Маска в Clubhouse домашние трейдеры подняли акции тикток-домов Clubhouse Media Group на 100%. То есть многие из них даже не догадывались, что популярная нынче соцесть с голосовыми чатами является частной компанией. То же самое было с Signal.

Уровень маржинального кредитования достиг исторического максимума, а активность розничных инвесторов на рынке опционов за последний год выросла в 8 раз. Теперь они буквально двигают целые индексы, о чём подробнее написано в статье «How the Little Guy Is Fueling the Stock Market’s Wild Ride» на Barron's.

Всему этому способствует политика количественного смягчения. Согласно исследованию Yodlee, американцы, которые зарабатывают от 35 000 до 75 000 долларов в год, торговали акциями на 90% больше, чем за неделю до получения своего стимулирующего чека. И они заметно помогают раздувать цены.

Апофеоз

С лета прошлого года рынок развивался ускоряющимися темпами и с нарастающими спекулятивными эксцессами. Почти все показатели находятся на точках экстремума, включая и индикатор Баффета, который показывает отношение рыночной капитализации к ВВП. Всё это свидительствует о наличии огромного финансового пузыря.

Длинный-предлинный бычий рынок с 2009 года наконец-то созрел в полноценный эпический пузырь. Я полагаю, что это событие будет записано как один из величайших пузырей в финансовой истории, наряду с пузырями Южного моря, 1929 и 2000 годов.

Джереми Грэнтэм

, основатель инвестиционной компании GMO

Пузыри возникали и ранее, но они зарождались при аккомодационных денежных условиях в состоянии экономического превосходства. После глобального кризиса, вызванного пандемией, США, как и весь мир, находится в совершенно другом экономическом положении. Сегодняшний пузырь отличается от всех предыдущих тем, что он сформировался при сильном падении ВВП, небывалом росте безработицы, резком сокращении экспорта и множестве социальных проблем.

Прокол в переоцененных секторах и типах активов может начаться в любой момент. Когда это случится, последствия будут болезненными как никогда ранее. Например, Джон Хассман из Hussman Investment Trust ожидает падение индекса S&P 500 до 70%. Нас ждёт большой финансовый кризис, который рынок не захотел признать ещё прошлой весной. И пока мы все его ждём, я хочу вам нампонить, что «the market can remain irrational longer than you can remain solvent».

Большое спасибо всем за внимание. Если вам интересны подобные рассуждения, не вписывающиеся в формат полноценной статьи, то подписывайтесь на мой канал Groks.

0
929 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Safonov

Analysts have successfully predicted 196 of 3 past stock market crashes.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Илья Пестов
Автор

А я не наблюдал статей с достаточной доказательной базой для утверждения о том, что на рынке созрел пузырь.

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Roman Nz

Это типа как доллару вот-вот кранты. Слышу это лет 20 точно уже)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Михаил Петров

Ипотечный пузырь созревал 30 лет. Про последствия спросите у Lehman Brothers. Ой, уже не спросите.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Герман Анортосис

Вообще-то пузырь уже начал лопаться. Пришлось даже сделать вид, что это произошло из-за "пандемии" и начать затыкать дыру в пузыре триллионными вливаниями в надежде, что вливаемого бабла будет больше, чем скорость сдувания пузыря

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Виталий

Тогда не было такого пузыря. Вообще пузырей бояться не надо, надо опасаться диких пузырей (как в 2000, 2008 и сейчас). А в просто переоценённом рынке находиться можно и нужно, иначе правильно — просрёшь весь рост.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Максим

+ каждый год всё больше людей заходят на фондовый рынок, больше возможностей, больше денег. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Наоборот. Консенсус и наиболее талантливые инвесторы/аналитики говорили, что p/e, и соотношение к ввп, долгам и другие индикаторы  показывали, что ситуация далека от пузыря. Но после 2018 стало надуваться, а теперь со снижением ВВП, корпоративными долгами, долгами центробанков и т.д. всё зашло очень далеко. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Coldfan

проблема в том, что признаки надвигающегося кризиса были каждый раз, когда писались такие статьи. 
Гораздо более серьезная проблема в том, что с каждым годом ситуация усугубляется и потенциальные последствия становятся хуже и хуже. 
Кризис это только вопрос времени. И если брать в руки науку и предсказывать, то согласно теории следующий крупный экономический ад будет примерно через 7 лет. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Michael Shultz

Нет никакого пузыря.
В статье про мультипликаторы и статистику не учитывается самая главная вещь - смартфон с приложением для торговли. А эта вещь появилась у нескольких миллиарлов людей за последние 5 лет. Пока акции будут доступны массам в 1 клик, они будут расти. Что покупает первой покупкой человек скачавший приложение и закинувший туда месячную зарплату? Он покупает те компании, которые на слуху, а это Tesla, а не условный VAG.
Падение начнется только после того, как 90% (все кто умеет читать/писать) этой планеты будет иметь брокерские счета. А до этого еще несколько десятков лет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Герман Анортосис
Нет никакого пузыря.
Он покупает те компании, которые на слуху, а это Tesla

Эти вещи прямо противоположны друг другу

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Корсунов

Да, все превратилось в финансовую пирамиду. Мавроди одобряет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Z K

"...будет иметь брокерские счета..." И деньги, чтобы вкладывать на эти счета, ибо индийские бедняки без денег, на ситуацию особенно не повлияют.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Пермяков

"Пока акции будут доступны массам в 1 клик, они будут расти."

Акции теперь можно и продать в один клик.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Александр Фадеев

Если не ошибаюсь перед великой депрессией тоже огромное количество простых американцев начали играть на бирже 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Denis Smirnov

Забыли про безработицу ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

ну насчёт десятка лет вы загнули, во-первых накопления достаточные на выходу на биржу есть только у золотого миллиарда и по моим ощущениям многие из них уже вкинули туда деньги в надежде на отскок после марта 2020г. пока работает принципы о следующем дураке, который купит ещё дороже, но по моему совершенно некомпетентному мнению будет или триггер, когда какая-то известная компания просто не вывезет в кризис (и тогда диванные инвесторы узнают, что оказывается бывают и банкротство при которых ты всё теряешь) или когда взрывной рост акций приостановится из-за постепенно иссякающего потока новичков (т.е. возможно потребуется год-два), тогда диванные инвесторы подуспокоится, присмотрятся к своим активам, то-то захочет зафиксировать прибыль, и начнётся обратная лавина.

Ответить
Развернуть ветку
Зубная паста

"Падение начнется только после того, как 90% (те что умеют читать) этой планеты будет иметь брокерские счета. А до этого еще несколько десятков лет."

++

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владислав Брючко

Возможно все к этому и идет.

Механика, благодаря которой случилась депрессия 30-х:
1. Люди инвестируют деньги в биржу, акции и другие финансовые инструменты. Подначивают рост бумаг. Другие люди видят рост и также начинают вливать деньги. При этом эти деньги "пропадают" из экономики. Т.к. объем продаж финансовых инструментов ниже, чем объем покупок.
2. Крупные инвесторы видят тенденции и пузырь. Начинают продавать активы и покупать стабильные инструменты (золото), либо копят кэш и перестают вообще куда-либо инвестировать, включая бизнес и создание рабочих мест.
3. В экономике становится меньше денег за счет того, что деньги текут в финансовые инструменты и обратно не утекают в экономику. Снижаются продажи, зарплаты и стоимость товаров остается такой-же. Начинаются сокращения рабочих мест, безработица, закрытие компаний. Это в свою очередь также подстегивает уменьшение денег в экономике за счет экономии средств населением и компаниями, а также отсутствием денег. В итоге получается кумулятивный эффект, который поддерживает самого себя. (в 30-х годах уменьшению количества денег также способствовал золотой стандарт).
4. Останется ждать возникновение триггера, который подстегнет 3 пункт и начнется снежный ком. В 30-х годах этому способствовало 2 фактора: высокая реальная инфляция и золотой стандарт. В наших реалиях: высокая реальная инфляция и управление сознанием потребителей.

Сейчас непонятен реальный уровень инфляции доллара и объем денежной массы, которая вращается в реальной экономике. Если количество денег уменьшается, то есть реальный риск возникновения кризиса.

Однако, непонятно, как может повлиять управление сознанием масс на все это дело, если кейс реддита захотят воплотить группа инвесторов с активами в трлн $.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Вообще-то одной из главных причин кризиса 29 года был недостаток ликвидности.Так что аналогии проводить можете сколько угодно но нынешнее состояние на то вообще никак не похожи

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Тим Пазухин

единственное чем текущая ситуация отличается от 30х, это то, что доллары печатают намного охотнее и фрс понимает последствия кризиса. поэтому все зависит от того в какой момент они решат или просто не смогут дальше обеспечивать такой рост

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Невидемский

Сейчас потребление ограничено другими факторами, а не перекупленностью фондового рынка и сопутствующем отсутствием денег. Деньги есть, предложение есть, спроса нету. Уникальная ситуация.
Первые ласточки постковидной инфляции уже полетели, вернее поплыли, в виде увеличения стоимости контейнерных перевозок в 5-8 раз. Выглядит так что инфляция будет сильной, коррекция будет существенной, но полномасштабного кризиса удастся избежать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Julia Rozhkova

Да, очень похожий ход событий сейчас наблюдаем. Поведенческая экономика стала оказывать слишком большое влияние. 

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Гусейнов

Ну если смотреть по фактам, то "снежный ком" уже начал набирать массу.

1) Объем денежной массы, больше чем когда либо 
https://take-profit.org/statistics/money-supply-m1/united-states/

2) Экспоненциальный рост долга частного сектора начал "пике" 
https://take-profit.org/statistics/loans-to-private-sector/united-states/

Ответить
Развернуть ветку
Айрат Искандаров

Блин
Спасибо
Как то яснее стало.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Tikhonenko

Зашорти, автор и разбогатеешь, как Васька Олейник.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Когда полыхнет мало кто заработает во время падения. Будет колбасить так, что без штанов можно остаться. Должна быть максимальная дисциплина и всё равно не факт.  

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Олег Дечев

тоже об этом подумал

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрий Тиунов

Тоже об этом подумал, поставь свои деньги и заработай, либо потеряй.
Тут в комментах целый кружок экономистов и переливание говна «прав —- не прав»

Ответить
Развернуть ветку
Reverent Evzheniy

и какие действия нужно выполнить в таком случае? 

как подготовиться? 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Я дал ребенку китайское имя

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Egor Frolov

Поставить стоп лоссы, чтобы окэшиться при первых симптомах и найти брокера с возможностью шортить, чтобы заработать на падении.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Юрий Тиунов

Очевидно зашортить хотя бы широкий индекс, но зуб даю что автор только попиздеть с серьёзными щами.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Интересная статья... Вывод: когда все крэшанется, на первое место в капитализации  выйдут пусть и скромные изначально компании, но имеющие реальный продукт, низкий показатель долговой нагрузки DTI и P/E.

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Невидемский

Другими словами существенную долю инвестировать надо в хорошие компании и не инвестировать в плохие

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Zaynulin

На первом месте будет Walmart как и всегда, потому что его beta (корреляция с движением рынка) практически равна нулю.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Николай Сащеко

Хорошая статья, много цифр и графики красивые. Правда немного длинная, но это и есть лонг-рид))
Понятно, что у многих компаний высокие мультипликаторы. Но есть же компании и с небольшими мультипликаторами.  Компании-пустышки всегда были, как и переоцененные компании. Размер фондового рынка вырос, доходность облигаций упала, а инфляцию никто не отменял. Вот и растут мультипликаторы. Может и пузырь, а может просто переоцененные компании будут терять в цене как будут заканчиваться деньги. Мне не кажется всё таким печальным.

Ну и собственно вопрос: а что делать? Вы готовы продать акции и сидеть в кэше? Может шортить?

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Имхо, когда Тесла лопнет, всех накроет, слишком большой пузырь.
Посмотрите историю с крахом доткомов, когда и нормальные компании пострадали, но там такого пузыря и близко не было.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Агнец невинный

рост может и продолжиться тогда на щортах можно бытсро погореть

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Валентин Невидемский

Действительно. Приводят примеры плохих компаний, так как будто-бы хороших нет вовсе.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Инфляции в реальном рынке как раз нет. Вся инфляция абсорбируется фондовым рынком в виде безумного роста акций. Каждый доллар вложенный в фондовый рынок, это доллар который не попал в реальный сектор экономики. Политика ФРС по накачке леквидностью фондовых рынков это то магнитное поле которое удерживает инфляцию. Деньги в реальный сектор не идут, растет безработица и падают доходы населения не связанные с ИТ и спекуляцией на фондовых рынках. ИТ сектор это черная дыра по погашению инвестиций, вот растет рынк как на дрожях а в реально рынке денег нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Kuznetsov

The market can remain irrational longer than you can remain solvent.
Вот ключевая мысль. Куча аналитиков предсказывает кризис. Но, если бы кризис было так легко предсказать, то торговля на бирже была бы простейшей вещью в мире. Но кризис это черный лебедь, и он приходит тогда, когда никто не ждет.
Сейчас, действительно, реальная ценность компаний ниже стоимость их акций. И рано или поздно эти графики пересекутся. Будет это как в вашем прогнозе, в случае кризиса и падения на 70% индекса snp или когда реальная стоимость догонит переоцененные акции в случае экономического бума. А предпосылок для такого развития событий тоже очень много.
Но будет так или иначе для пассивного инвестора ничего не меняется. Продолжайте вкладывать в индекс и капитал будет расти не смотря на кризисы, войны, эпидемии. На то есть фундаментальные причины - денежная масса в США будет продолжать расти. Каждый день в мире рождаются новые люди, и всем им нужны доллары. Нет никаких сомнений, такое положение вещей сохранится и будущем. Систематическое инвестирование сглаживает любые колебания индекса. Рынок растет - покупаем. Рынок падает - покупаем.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Сейчас пассивных инвесторов, покупающих индекс, становится меньше в структуре. Толпа вкладывается не в индекс, а в модные акции. Давайте возьмем акцию, модную в 2005-2007 гг., Citigroup например. Предположим, что условный инвестор получил свою первую зп в 2005 и, следуя Вашей логике всегда покупать, купил ее в 2005, потом в 2006, потом в 2007. Ну и дальше, когда она падала, он ее тоже покупал, усреднялся, ничего вокруг не анализируя. Теперь давайте посмотрим на график этого актива за максимальный период сейчас, в 2021. Сколько лет ему потребовалось усредняться (предположим, что каждый год он инвестирует одну и ту же сумму), чтобы хотя бы выйти в ноль без учета дисконтирования? И сколько бы он заработал за этот период "усреднения" на облигации или даже депозите?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Вешкин

Перед второй мировой войной в Европе только о ней и говорили, но верить в то, что она на самом деле случится, всего лишь через 30 лет, после первой мировой - люди отказывались, надеясь на "всеобщее понимание ужаса войны и чудо". 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей

"Продолжайте вкладывать в индекс и капитал будет расти не смотря на кризисы, войны, эпидемии. На то есть фундаментальные причины - денежная масса в США будет продолжать расти. Каждый день в мире рождаются новые люди, и всем им нужны доллары. Нет никаких сомнений, такое положение вещей сохранится и будущем. Систематическое инвестирование сглаживает любые колебания индекса. Рынок растет - покупаем. Рынок падает - покупаем."

Это всё верно. Но тогда вы будете расти вместе с рынком. А хочется расти быстрее рынка. И тот кто правильно угадает наступление кризиса, успеет выскочить из акций в кеш до обвала и закупится на низах, тот тоже получается систематически инвестирует, но уже с совершенно другой доходностью.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр

Трудно предсказать конкретный момент когда он лопнет. Так же как трудно предсказать когда конкретно сойдет лавина. 

А что тут огромная снежная шапка на вершинах гор, и если она сойдет будет плохо. Это не вооруженным глазом видно. 

Ответить
Развернуть ветку
Инвест Бордель Telegram

Еще один городской сумасшедший.

Tesla переоценена в 50 раз, потому что Тесла не автомобильная компания, а технологическая. Она впереди на несколько лет по технологиям батарей, впереди по автономному вождению, впереди по инкуственному интеллекту. 

Тесла дороже всех автопроизводителей, но никто из автопроизводителей не тратит столько на R&D.

Когда через 10 лет везде будут ездить автономные такси, без водителей, управляемые единым искуственным интеллектом их все кто на дороги выпустит? Lada? Kia? или даже Mersedes?

Нет, это будут электрокары от Теслы.

И этот рынок будет по деньгам нереально огромным.

Тесла недооценена даже сейчас. И обгонит Эппл в ближайшие 10 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Ага

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Илья М

какие прорывные батареи создала тесла кроме обычных элементов китайских и японских?

и почему вдруг рынок автомобилей с автопилотами станет нереально огромным? он максимум будет равен всему рынку автопрома + сервисы такси и каршеринга. Тесла уже дороже почти всего автопрома вместе взятого, т.е. рынок уже заложил этот позитивный прогноз в цену :)

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Denis Krivonosov

Как в том анекдоте: сцепились как-то два владельца телеграмм каналов про инвестиции по пьяне

Ответить
Развернуть ветку
Герман Анортосис

Дядя Маск обещал автономные такси два года назад. И он хомякам ещё и не такое пообещает. Он, в общем-то, каждые 2-3 месяца выходит на связь и обещает что-нибудь "технологическое" потому что он продукт "хайпономики". Экономики, в которой ты не приносишь прибыль, а завлекаешь "инвесторов" чтобы поддерживать пузырь. И для этого идеально подходят, старлинки, летающие огнемёты, труселя, текила, супервнедорожник, повервол и, наверное, ещё с десяток уже позабытых обещаний

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sandel Mundindel

"Она впереди на несколько лет по технологиям батарей"
нет. LG Chem, CATL. LG уже обошли Панас и по объемам
"впереди по автономному вождению"
нет. Waymo, Volvo
"впереди по инкуственному интеллекту"
в чем ? в управлении стеклоочистителями ? вот здесь - может быть
"но никто из автопроизводителей не тратит столько на R&D"
o_O   Tesla - $1.5B, VAG - $14B
"это будут электрокары от Теслы"
не будут. затопчут вашу Теслу
"обгонит Эппл в ближайшие 10 лет"
нет. Ябло само собирается электрокар производить

но вот про ARK у вас там ниже полезная инфа

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Demidov

Тесла не тратит больше всех на R&D, как вы инвестируете с такими провалами в фактах? При этом я не считаю, что Тесла переоценена в разы, как тут считают многие. У меня у самого Тесла и это лучшая машина из тех, что сейчас есть на рынке. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrii Verkhola

Volkswagen, daimler, и т.д. тратять на R&D больше денег чем преславутая Теsla.

Ответить
Развернуть ветку
Syzygy

Странно, что вас минусуют. Хотя нет, не странно. В России, увы, процветает обратный карго-культ. Казалось бы - все апокалиптический прогнозы по тесле проваливались. Компания медленно, но верно ползёт вверх, с каждым годом ускоряясь. И всё равно находтяся долбоклюкии, которые предвещают скорый крах.

Ответить
Развернуть ветку
Yura Dovgal

Ну да как когда-то Нокиа била в переди планеты всей, а где они сейчас? . По технологиям Гугл, Амазон, Епл, Микрософт круче точно. По авто немци и японци загрызут качеством, а китайци ценой. 

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

у меня простые вопросы: на сколько дальше едет тесла? на сколько быстрее заряжается? может у неё непревзойдённый никем автопилот и теслы работают как такси? и да, на сколько помню тесла разрешила всем использовать свои патенты пару лет назад, я не знаю касается ли это новых, но старые похоже не помеха для конкурентов. давайте будем честны, акции теслы держаться только на Маске и частично спейс икс. если завтра маск внезапно умрёт то мне страшно представить что будет твориться на рынке

Ответить
Развернуть ветку
Yerlan Sakhantayev

Насколько я знаю, Яндекс в Казахстане тестирует беспилотники, может даже в бетта-версии. Китай юзает вовсю и наполняет свой рынок. Эппл и Хюндай объединяются в этой теме. Поэтому заявлять, что конкуренты дремлют я бы не стал. ИИ не есть монополия Теслы.

Ответить
Развернуть ветку
Друг Бригады

Пожалуй, в избранное. Гыыы

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

У меня вопросик. Вопрос у меня.

Что по этому поводу думает тот чувак из the big short?

Когда все лопнет, кто выиграет? Деньги перетекут в другие акции? Испарятся? США развалится на части? Биткоин вырастет? Китай захватит мир? Что делать то, как заработать?

Я пока вижу что надо следить за твиттером Маска и сливаться с толпой

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

Выиграют владельцы реальных активов, генерящих денежный поток: производство, земля, вот это вот всё. Т.е. крупный не-финансовый капитал.

Гейтс недавно стал крупнейшим землевладельцем в США, например.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Илья Пестов
Автор

Майкл Бьюрри высказывался про $GME недавно: “However, what is going on now – there should be legal and regulatory repercussions. This is unnatural, insane, and dangerous.” 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Oleg Oleg

Да, большая часть денег испарится. Потому что сейчас это активы которые вложены в акции цена на которые резко упадёт

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey Chudakov

Про биткоин тоже вычислили с подтверждёнными фактами, что пузырь. Стоимость искусственно завышается операциями со стейблкоином Tether, дело которого расследует Нью-Йоркская прокуратура, а сами операции по факту являются мошенническими.

Ответить
Развернуть ветку
Vitaly

Тот чувак зашортил Теслу по-крупному)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артём Сычёв

Думаю, что крах начнется, когда появится дефицит кэша. Пока инвесторы вливают все больше на фондовый рынок - будет все ок. Пузырь надувается в т.ч. и благодаря доступности фондового рынка широким слоям населения. Все больше людей, которые хранили деньги под подушкой, видя доходность, несут их на биржу. Но однажды этот поток иссякнет. Новая убыточная компания придёт за деньгами - а все, закончились. И начнутся по лесенке банкротства.

Кажется, что компании со здоровым P/E, это не должно сильно задеть. Они все так же будут функционировать.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

А  с чего он начнется, если лидеры знают что "дефицит кеша = великой депрессии".
Поэтому принято решение печатать и печатать....   при этом "пока"  это не приводит к негативному эффекту

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Yarro S

«Компании со здоровым P/E» - это ритейл, отели и прочая шляпа. Это все равно, что вкладывать в телеги и конюшни в 1920. 

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Denis Smirnov

Затрагивает все компании, потомучто сначала срабатывают стоп лоссы и уходит в цепную реакцию, а посколько все сидят на маржинах приходится продавать всё, чтобы были деньги и не выкидывало по маржин коллам.  А потом из-за плохого состояния экономики даже здоровые компании расти могут долго, месяцами.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Topchef

Как бывает в вопросах "жизни и смерти", толчком может стать какое-то проходное событие с долей иронии. Например, заглючит софт, "печатающий" компьютерные деньги. Или наоборот "напечатает" 100500 триллионов по ошибке. В новостях скажут "поломался печатный станок, потому обвалился рынок".   

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

Вопрос: Почему Америка стоит на краю пропасти?
Ответ: она наблюдает, как мы там барахтаемся.

(с) советский анекдот 80-х

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Статью не читал, сразу понял, что очередной знаток фондового рынка рекламирует свой телеграмм канал. И (чудо) в конце правда канал!

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Нет, это, пожалуй, единственный тут человек, который умные мысли говорит и на чей канал можно подписаться.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
V. Pupkin

с секретными сигналами?

Ответить
Развернуть ветку
Наумов Сергей

Только вот на канале 15к подписчиков, и в нём есть ссылка на эту статью на vc. Всё честно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Разве это плохо, когда сразу понятна мотивация?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Hard

Не согласен с автором.
Общая денежная масса США увеличилась в 2.5 раза, т.е. деньги подешевели, в подтверждение все мировые ЦБ понижают ставки. Новая реальность, старые инструменты уже не работаю. Новые участники торгов увеличилось в несколько раз. 

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Деньги не идут в реальную экономику, вот в чем дело. Американцы могут их напечатать хоть квинтилионы, до людей они не дойдут, а будут абсорбированы фондами и банками. Отсюда мораль, богатые богатеют, бедные бледнеют. Поскольку "бройлерные" компании могут позволить себе работать в убыток хоть сто лет, то и реальная конкуренция тоже исчезает. Теперь нельзя как форд в гараже или Джобс запелить бизнес. Снижается мотивация людей создавать реальные продукты и услуги, поскольку "бройлеры" без особых усилий раскатать их. Сейчас популярны компании чьи модели в реальном рынке убыточны, та же доставка еды.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitry Derbenev

Поддерживаю - ценность денег падает, спрос на акции компаний которые могут стабильно генерировать предсказуемый денежный поток или имеют потенциал захвата новых рынков (логично будучи убыточными при этом) растёт.
Если посмотреть на акцию как на товар - рост при повышенном спросе абсолютно логичен.
Про убыточность - как думаете стал бы Facebook успешной компанией если бы с самого начала монетизировался рекламой? Думаю нет

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Mikhail Bayburtyan

А что именно новая реальность? Дешевые деньги?

Ответить
Развернуть ветку
John Hard

Посмотрите количество открытых новых счетов у амер.брокеров, толпа робингудов скупает весь хлам и пений стак.
На минуточку американцы кэш больше  полугода получают поддержку в сумме  $500 -$1900 от фрс, все сми писали про пакеты.
+ ФРС каждый день делает QE на $40 млдр не только гос.сектор но и частный. 
ЕЦБ скупает свой и частный долг, этим все сказано. 
Удачи шортистам и автору. 

PS изучайте историю 

Бред с тюльпанами, который был в маленьком городишке и соотносить с реальностью нашего мира масштабами, развитой системой и количеством рынков глупо. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Chester Rush

Самое забавное в этом то, что я читал такие статьи два-три года назад, и авторы предрекали вот-вот, вот-вот. В итоге за два года часть компаний удвоила оценку, а уж особо хайповые выросли в десятки раз. 

Можно было два года зарабатывать, а можно ждать кризиса, чтобы заработать на нем, выбор каждый делает сам. Но как говорят классики, когда все кричат, что будет кризис, то никакого кризиса не будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Цена банкета увеличение госдолга США на 4 триллиона за год. 

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

вопрос не про крики, а про объективные фин данные. вы можете поднять стоимость мёртвой компании на миллиарды, но в какой-то момент она просто обанкротится и ваши акции станут равны нулю

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valentin Dombrovsky

Всё это, конечно, так, НО не стал ли рынок вообще работать по иным законам в связи с выходом на биржу большого количества частных инвесторов? Не являемся ли мы свидетелями большой трансформации «правил игры», когда акции превращаются в своего рода «имиджевый товар» и торгуются не по фундаментальным показателям, а по условной «репутации» компании? 

Действительно, пузырём грозят уже давно, но ведь чтобы пузырь лопнул, что-то должно его спровоцировать — по сути должен произойти процесс резкого ухода инвесторов с рынка. Если этого не происходит сейчас, во время пандемии, что может стать толчком, когда она завершится? 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bayburtyan

Имиджевый товар? Как, например, новый айфон? Ну, смотрите, если после IPO новой модной условной Тесла-2, "инвестор" готов будет не продать свои акции Тесла-1, зафиксировав прибыль, а выбросить их или подарить маме, чтобы она была счастливой обладательницей менее имиджевых акций, то да, правила игры действительно поменялись.
А, для этого еще надо, чтобы у таких "инвесторов" ликвидности было больше, чем у институциональных и той части розничных инвесторов, которые на рынке для того, чтобы играть по старым правилам, по которым можно заработать.
В этом случае правильнее говорить не об изменении правил игры, а о смене самой игры. Когда вместо шахмат начинают играть в шашки, Вы же не говорите, что для игры в шахматы поменялись правила.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Сергей Баженов

"...чтобы пузырь лопнул, что-то должно его спровоцировать..."
Примут закон в ЕС об ограничении соцсетей - это и станет триггером для остального рынка после падения их акций.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Yury Y

оно то уже так но наверно в обозримом будущем всё вернётся на круги своя, проблема в том, что имидж слишком волатилен и не платит дивиденды.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Так и не нужно знать когда. Если от всех ведущих аналитиков прогноз - пузырище, то чего в него лезть то?

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Валентин Невидемский

Как только начнут открывать границы и снимать ограничения. Инфляция начнет перетекать с фондового рынка в потребительский сектор. Это случится когда подействуют вакцины, то есть примерно к концу года, если на текущие темпы вакцинации смотреть. И да, похоже что это будет именно коррекция, а не апокалипсис.
Где получить ярлык?

Ответить
Развернуть ветку
Торговец

Автор оторван от реальности. Кому какое дело как обстоят дела у компании, единственная реальная причина по которой люди вообще торгуют акциями это желание извлечь прибыль из своего капитала. Извлекать прибыль можно по разному, можно читать книжки 50 летней давности и недоумевать почему цена бумаги растет ведь p/e (о, Госпади!) сильно переоценен, и сидеть в убытках с чувством собственной правоты. А можно принять рынок таким какой он есть, подстроиться под новую реальность и зарабатывать. А реальность говорит нам что успехи эмитента слабо связаны с коттировками его акций. Значение имеет лишь желание/нежелание инвесторов покупать. Хороший пример - доллар, он не стоит бумаги на которой он напечатан, но в долгосроке растет и будет расти пока люди в него верят. Хватит жевать сопли рыночной несправедливости - пришли на рынок зарабатывать, так зарабатываете, а не занимайтесь словоблудием.

Жизни такова, какова она есть и больше не какова.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Лейбель

Вау! Как красиво сказано!! Действительно - вся нынешняя цивилизация - это вопрос общественного договора и веры в него.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorenko

Автор как раз вполне себе заземлён и объективен.
"люди вообще торгуют акциями это желание извлечь прибыль из своего капитала" - вот с этой фразы как раз начинается самое интересное, потому как доходность вложенных средств при таких показателях 0,1%. Спекулятивная прибыль от сделок с бумагой это вообще история про то, что сколько просят != сколько стоит

Ответить
Развернуть ветку
Igor Buhovec

Вы мягко говоря заблуждаетесь. На завтрак у вас доллары? И доллар уже не растёт. Он падает. И дальше будет падать.

Ответить
Развернуть ветку
Yury Y

за долларом целая страна, а что за airbnb или убером? и вообще-то доллар не должен стоить бумаги на которой он напечатан, у вас проблемы с пониманием что такое фиатные деньги

Ответить
Развернуть ветку
Ashot Gabrelyanov

все что надо знать о фондовом рынке сегодня 

Ответить
Развернуть ветку
Гуля Ажахметова

Если это случиться Россия как пройдет этот кризис наподобие 2008 или тяжелее?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Я думаю, что значительно легче. Отток западного капитала случился ещё в 2014 и Россия сейчас гораздо более самобытная нежели в 2008. А более того, существует ненулевая вероятность обратной тенденции, ибо российский рынок ценных бумаг на самом деле выглядит очень привлекательно. И, кстати, тот же основатель GME рекомендует обратить внимание на Emerging Market. 

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Ivan Susanin

@Илья Пестов чтобы убедиться, следуют ли ваши деньги за вашим мнением, расскажите, пожалуйста, какая у вас текущая структура портфеля? Шорты на Теслу? Шорты на S&P?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zinovkin

Не надо быть экспертом, чтобы видеть пузыри)
Надо быть всего лишь быть пророком, чтобы понять, когда они лопнут)

Ответить
Развернуть ветку
Агнец невинный

как говорил насим талеб, человечество, в принципе еще не научилось что то точно прогнозировать

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ларин

США, привлеченный капитал для IPO
2013: $1 billion
2014: $2 billion
2015: $4 billion
2016: $3 billion
2017: $11 billion
2018: $9 billion
2019: $13 billion
2020: $83 billion
2021 YTD: $31 billion

Ответить
Развернуть ветку
Агнец невинный

вывод, входить в само начали IPO - выхватывать рост какой получится, и тут же  сливать акции, без оглядки будут или нет они там дальше расти

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Антон Штадлер

Что это?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Смирнов

Фондовый рынок - это как стоматолог: хочешь не хочешь, а раз в 5 лет идешь и лечишь все зубы полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Что вы с ними делаете что лечитт надо все?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Перевозчиков

не ходил к зубному 10 лет. что я делаю не так?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Валентин Жетонофф

А не шарю, но может кто-то мне объяснить, почему это не просто "новая реальность"? Ну т. е. на сколько я знаю раньше во всех странах был золотой стандарт, сейчас его нет. 
Сейчас все держится на вере и только супер сильные потрясения смогу разрушить сложившуюся систему, должно быть что-то колоссально мощное и страшное произойти. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Долгов

Потому что никакой особенной «новой реальности» и нет. Компаниям по прежнему нужна прибыль, а если её нет и новых денег инвесторы не дают, то компания умирает. А сейчас пока много дешёвых (если не дармовых) денег, но долго это продолжаться не может.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Krivonosov

Потому что можно провести зависимость, например, между дивидендной доходностью бумаг и продложительностью жизни. Вот представьте, что вам осталось жить год. И вам предлагают купить бумагу с дивидендной доходностью 40 процентов годовых. Вы откажитесь, потому что это не выгодно, вы сможете потратить только 40 процентов этих денег. А если вам жить еще лет 50?
Теперь возьмите среднюю доходность депозита в банке, например. Подсознательно вы применяете для него тот же принцип. У вас есть некоторая продолжительность жизни, доходность за год и исходя из нее вы уже оперируете понятиями выгодно/невыгодно. Если вам скажут, что доходность бумаги 30 процентов годовых - вы скажете ну блин, классно, за 3 года вложения отобьются, изи мани. А у теслы чтоб отбить вложения надо ждать 1500 лет.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Zinoviev
почему это не просто "новая реальность"?

Потому что вот новая реальность.
P.S. Простите.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Губеркан

Berkshire Hathaway в последние годы показывает снижение дохода в целом, и я не исключаю, что сейчас заявления от них про Tesla и многие другие "раздутые" компании, лишь говорят о том, что они оправдываются, что не зашли в них сами и не показали своим акционерам рост прибыли.

Если посмотреть на тот же ARK INVESTMENT с Кэти Вуд, которую сейчас называют "Новым Баффетом", то они как раз вкладываются в перспективные отрасли и компании связанные с инновациями, генной инженерией и робототехникой и при этом показывают десятки % роста капитала в год.

То, что намечается коррекция на рынке, говорят многие, но когда и как она произойдет- никто не знает. Мне кажется, коррекция будет в ближайшие 3-4 года и будет еще прекрасная возможность как вырасти, так и подстраховаться на этот случай.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ермолаев

Баффет основал свой фонд 60 лет назад и прошел через ряд кризисов, а Кэти Вуд существует 6 лет и масштабных кризисов не пережила нисколько, существует в очень благоприятное время: nasdaq за последние 5 лет вырос в 3 с лишним раза.
С тем же успехом - можете записать меня в супер инвесторов, ведь я уже 3 года как обыгрываю индексы!  
На мой взгляд - инвестиционная стратегия показывает себя именно в кризис, становится понятно что у кого под капотом и кто действительно занимался риск-менеджментом, а кто просто катался на хаях.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Yarro S

Просто Баффет нанимает бухгалтеров, а Кэти Вуд - инженеров. 

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Агнец невинный

для тех кто входит в фонд Berkshire Hathaway - вся история с деньгами больше сводится не к тому как их дико преумножить на 100% а к тому , как их сохранить

потомучто ИТшники и сантехники со своими мелкими брокерскими счетами приходят и уходят. появляются и сливаются.

а миллиардные состояния могут житься оооооочень долго даже если не сильно прирастают

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Николай Петров

После слов "Повторюсь, ценность любой акции обеспечивает только её реальная или потенциальная дивидендная доходность" дальше читать не  хочется, т.к. это просто бред. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Пронин

Пузырь не на фондовом рынке, а в отдельных историях. Электроавтомобили - как раз такая история, которая очень-очень вероятно скоро сдуется. На рынке есть множество компаний с P/E 15-30 (что в текущих условиях может считаться более чем нормой) и дивами 3-5% в валюте, что при околонулевых ставках по американским и европейским госбондам считается очень привлекательным уровнем. Если еще прибавить ко всему ожидания инфляции и готовность центробанков в любых объемах вливать очередное QE, то я бы на падение рынка точно не ставил сейчас. Искать аналогии в прошлом не нужно, еще никогда мировая финансовая система не находилась в настолько искривленном и странном состоянии.

Насчет падения затяжного всего рынка в связи с какими-то кризисными явлениями - тоже вероятность минимальная. Свободного бабла у хедж-фондов и корпораций очень много, любая просадка гарантирует старт выкупа активов, и соответственно, разворот.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Пестов
Автор

Множество компаний на рынке с P/E 15-30 и в 2000 было. Но когда среднее по S&P 500 под 40, то это пузырь именно на рынке, а не в отдельных историях. Если бы было среднее, например, 20, а в электрокарах за 50, то я бы уже с вами согласился. 

Чем подтверждён тезис о том, что в корпорациях очень много свободного бабла? 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Dengi

Электроавтомобили не сдуются, так как многие города объявили что с определенного момента будет запрещен въезд в центр на авто с ДВС. Относительно скоро будет уже и не многие, а большинство, и не в центр, а в принципе в город. Потому что люди хотят дышать свежим воздухом

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев