Какой бизнес по франшизе чаще всего открывают россияне?

Как развивается франчайзинг в России? Какой бизнес по франшизе чаще всего открывают в России и с чем это связано? Какая доля бизнеса в России открывается по франшизе? Какие франшизы стали самыми прибыльными в прошлом году?

Рынок франчайзинга в России: цифры, факты, динамика

Российский рынок франчайзинга за шесть лет вырос почти в два раза и показывает позитивную динамику: по итогам 2024 года оборот рынка франчайзинга вырос на 17 % к предыдущему году и достиг 3,72 трлн рублей. «Россия — один из лидеров по количеству франшиз на душу населения. Мы опережаем США, Германию и Китай. Но это не значит, что рынок перенасыщен. Напротив, есть огромный потенциал в регионах, особенно для франшиз с инвестициями 3–6 млн рублей», — рассказал Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микробизнес» «Сбербанка».

Количество брендов, продающих франшизу, выросло на 12 % в 2024 году по сравнению с 2023-м. За прошедший год на рынок вышло более 500 новых франшиз. Это самая большая цифра роста предложения за последние годы. По данным franshiza.ru, на начало 2025 года в России насчитывается около 3860 франшиз.

По данным Роспатента в минувшем 2024 году российские юрлица зарегистрировали 8206 распоряжений правом по договорам коммерческой концессии (ДКК) в отношении товарных знаков (договор покупки франшизы). Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрий Зубов отмечает: «Франшиза — это эффективная модель развития успешного бизнеса и стандартов качества. Франчайзи получает готовую финансовую модель и возможность использовать известный товарный знак, которому доверяют клиенты. А франчайзер расширяет присутствие своего бренда и, конечно же, получает регулярный доход по договору коммерческой концессии. Потребители охотнее покупают товары или пользуются услугами бренда с высокой репутацией».

Большая часть новых франшиз — отечественные бренды: порядка 95 % новых франшиз в 2024–2025 годах — российские инициативы.

Отечественный рынок франчайзинга проходит этап “взросления”. Выросло количество франшиз, но еще далеко не все выдерживают давление затрат на ФОТ, конкуренции и запросов франчайзи на качество. В следующих годах часть слабых моделей будет естественным путем “отфильтрована” динамикой спроса - будущие бизнесмены будут покупать только проверенные и прозрачные модели.

Какие франшизы чаще всего выбирают россияне

На основе обзоров, рейтингов и аналитики можно выделить несколько устойчивых сегментов:

  1. Розничная торговля / магазины FMCG / минимаркеты / товары повседневного спроса
  2. Общественное питание / доставка еды / кафе / точки фаст-фуда / готовые продукты
  3. Услуги населения / сервисы / ремонт / мелкие локальные услуги
  4. Образование, доп. услуги детям / развивающие программы
  5. DaSreda: Пункты выдачи, логистика, точки самовывоза, мини-склады

Россияне чаще всего выбирают франшизы в перечисленных сферах из-за небольшого порога входа, понятного предмета бизнеса, открытых историй успеха аналогичных моделей, а также из-за узнаваемого бренда с которым легче выходить на рынок.

Как распределяется спрос по порогам вложений

По инвестиционным категориям аналитики отмечают, что 39 % самых популярных франшиз ориентируются на вложения в диапазоне 1–3 млн рублей, и 27 % — на сегмент 3–6 млн. По оценкам Businessmens.ru, 71,5 % заявок на франшизы в 2024 году были в диапазоне вложений до 1 млн рублей. Причем 61,3% из этих заинтересованных обращаются за франшизами от 300 тыс. до 1 млн рублей. 29,5% заявок относятся к франшизам стоимостью более 1 млн рублей, и этот сегмент постепенно растет. Среди них особенно выделяется категория дороже 6 млн рублей. Доля таких предложений незначительна, однако постепенно повышается. Если в 2022 году она составляла 2,9%, а в 2023 году – 3,5%, то в 2024 году – 3,8%.

Мотивы будущих франчайзи

Наибольшим спросом пользуются франшизы, где ассортимент, цены и сам бренд легко адаптируются под регион франчайзи и удачно вписываются в небольшие города. 28% заявок поступает из Москвы и Санкт-Петербурга. 72% из регионов и в первую очередь их столиц (Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Уфа, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону), а также из-за рубежа (Алматы и Минск).

Готовый бизнес в среднем ценовом диапазоне (1–3 млн руб) часто открывают за счет собственных накоплений или кредита с господдержкой.

Абсолютное большинство не готовы самостоятельно разрабатывать маркетинг, логистику, стандарты и поддержка управляющей компании становится решающим фактором в выборе франшизы. Однако сегодня бизнес по франшизе выбирают не только неопытные предприниматели, но и бывалые бизнесмены, для которых открытие множества небольших точек выглядит удачными инвестициями.

Франчайзинг в России в 2025 году — это зрелый, но все еще растущий рынок. Он не универсален, не лишен рисков, но дает шанс войти в бизнес с меньшим риском. По данным Businessmens.ru количество франчайзинговых точек в ближайшее время (2025-2026 год) преодолеет стотысячную отметку. К 2029 году число их число может превысить 120 тыс. точек (+23,7%).

Начать дискуссию