Биология инфляции

О! Это тема навсегда. Но вот так вы на нее еще не смотрели!

Биология инфляции

Начну с любопытного факта. Все знают, что алкоголь раскрепощает поведение человека. Вместе с тем, далеко не всем известно то, что этиловый спирт оказывает тормозящее влияние на мозг, депрессант, другими словами. То есть, после употребления алкоголя наш мозг "затормаживается". Это - весьма приблизительная картинка, но для иллюстрации сгодится. Вопрос: если он затормаживается, то почему пьяница такой разухабистый? Ответ - потому что сильно затормаживается тормозящая область мозга. Ну вы поняли, да? Алкоголь это - искусственный тормоз для естественного тормоза. Запомнили? Отлично! Теперь - к нашим баранам.

Если мы представим упрощенную модель экономики, где присутствует значительное число продавцов и еще большее - покупателей, то любой продавец будет изо всех сил стараться продать свой товар по-дороже. Это - не очень этично, но, все знают, что нормально. Однако, нормально это лишь до тех пор, пока в естественных условиях существуют ограничители для такого поведения.

Ограничителей по-сути только два: во-первых, способность покупателей дать продавцу то, что тот хочет и во-вторых, наличие других продавцов, конкурентов, то есть. Эти конкуренты всегда рады оттеснить с базара зарвавшегося в своих хотелках коллегу, предложив цену чуть ниже, но желательно не ниже себестоимости. Все эти соображения хорошо проработаны и изучены, и я их привожу только для того, чтобы вы, дорогой читатель, уловили мою несложную мысль.

И вот тут мы подошли к самой сущности природы инфляции. Мы оставим на потом вопрос жадности продавцов (просто зафиксируем факт его наличия) и посмотрим, что может повредить естественным тормозящим механизмам.

Увы, многое.

Если, скажем, покупатели все одновременно стали богаче, то можете не сомневаться - продавцы поднимут цены соответственно. Это - узнаваемый кейс печати необеспеченных денег или раздачи вертолетных купюр.

В случае, если продавец на рынке один, то будьте уверены - он разгуляется так, что чертям жарко станет. Оно конечно, когда на рынок прибудут обозы конкурентов, прежний монополист скорее всего исчезнет в пучинах конкурентной борьбы.

Но единственный продавец - крайний и нечастый случай. Чаще выбор стоит между просто много и ограниченное число. Случай "просто много" похож на нынешние маркетплейсы - там сейчас существует ситуация близкая к так называемой чистой конкуренции. Для ценообразования это - идеал (продавцы этом не рады, но об их переживаниях поговорим как-нибудь в другой раз). Что произойдет, если часть поставщиков исчезнет с площадки? Начнется незаметное движение: где-то локально возникнут перебои с поставками, начнут выстраиваться небольшие очереди и некоторые купцы поймут, что цены можно приподнять. Постепенно за ними последуют коллеги. И мы получим рост инфляции.

Проблемы с логистикой. Перекройте путь движения товаров к потребителям - цены подскочат так быстро, что не успеете понять что случилось. Часто логистические трудности возникают из-за естественных причин, но еще чаще - из-за искусственных преград, чинимых кем-то, кто может.

Еще одна помеха нормализации цен, последняя в тексте, но отнюдь не по значению - неравномерность в наличии денег у покупателей. Да, тот самый коэффициент экономического неравенства Джини. Здесь речь не о справедливости (хотя она актуальна всегда), а о том, что сильное неравенство в располагаемых средствах провоцирует инфляцию. Опять же, это - один из факторов отмены торможения жадности продавцов. Занудствовать с аргументацией не стану, но если кратко, то причина связи между неравенством и инфляцией в том, что бедные покупатели оказываются вне зоны интересов продавцов.

Этот эффект хорошо известен жителям городов, в которых находятся офисы очень богатых компаний. Если ты не работаешь в такой компании, то страдаешь от того, что цены ориентированы на счастливых сотрудников супер-фирм.

Очень важно понимать, что перечисленные источники роста цен хоть и не всегда, но чаще всего, имеют причиной глупые или злонамеренные действия людей, облаченных властью либо большими деньгами. Жадность же продавцов является той пружиной, которая просто вздувает цены в ответ на случайное или преднамеренное снятие тормозов.

6
Начать дискуссию