{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды Fintech: Необанк

Всем привет! Мы — Цифровые привычки и входим в ТОП-5 подрядчиков Сбера. Мы активно развиваемся в сфере финтеха и следим за трендами.

Сегодня рассмотрим один из финтех-трендов, который с 2019 года стремительно набирает популярность по всему миру — необанки.

Необанк или цифровой банк — это банк, который предоставляет финансовые услуги в режиме онлайн. Несмотря на то, что подобные банки начали появляться в конце 90-х, сам термин «необанк» ‎впервые был описан в книге «Digital Bank» Криса Скиннера в 2014 году.

Первым прототипом необанка стал британский First Direct, который открылся в 1989 году. У банка не было отделений, а услуги оказывались по телефону круглосуточно. Уже в 1995 году в США появился первый в мире виртуальный банк Security First Network, который также не имел отделений, но услуги оказывались уже в Интернете.

Особенности необанка

Главной особенностью необанка является отсутствие офисов и отделений, в которых клиент может выполнить ту или иную операцию. То есть для пользователей он существует только в онлайне. Но отсутствие физических филиалов не является обязательным.

Компания IBM в 2019 году выделила 4 разновидности цифровых банков:

  1. Модель А. Необанк, который является частью традиционного банка, но находится под другим брендом. В такой модели цифровой банк по максимуму перенимает инфраструктуру «материнского»‎ банка. Так, в случае неудачи, традиционный банк не понесет репутационных потерь. Примером такого необанка выступает Сингапурский FRANK.
  2. Модель В. Необанк, который является дочерней компанией традиционного банка. Представляет из себя онлайн-пространство «материнского» банка, при этом находится под его же брендом. Так финансовая организация может выстраивать свой бренд в Интернете и расширять спектр услуг для клиентов. В качестве примера можно привести американский необанк Simple.
  3. Модель С. Необанк с собственным названием и стратегией продвижения, находится под традиционным банком. Формат, при котором создается более гибкая цифровая версия «материнского» банка. В отличие от модели А не использует приемы и принципы работы традиционного банка. Примером такого необанка является французский Hello Bank.
  4. Модель D. Созданный с нуля необанк. При этом отсутствие физических отделений не обязательно. Главное, чтобы услуги преимущественно оказывались в цифровом пространстве. Например, отечественный Тинькофф Банк.

Для работы необанку не требуется полноценная банковская лицензия, достаточно оформить финансовую или платежную — все зависит от услуг, которые планирует оказывать банк. Деятельность подобных виртуальных банков регулирует как Центробанк, так и Министерство финансов.

Настоящие цифровые банки хорошо масштабируются, а их внимание сосредоточено на улучшении пользовательского опыта.

Преимущества:

  • Скорость обслуживания;
  • Отсутствие необходимости посещать физический офис банка;
  • Управление финансами в режиме реального времени;
  • Персонализированные предложения.

Недостатки:

  • Прекращение работы из-за технических сбоев;
  • Проблемы обеспечения кибербезопасности;
  • Предоставление ограниченного спектра услуг.

Примеры успешных цифровых банков

В 2016 году в Великобритании начал свою работу Atom Bank, которому удалось привлечь 110 миллионов фунтов стерлингов в депозитах уже к 20 декабря того же года. Atom предоставляет своим клиентам широкий спектр услуг: открытие депозитов, кредитование, получение ипотеки и т.п. Кроме того мобильное приложение банка активно использует биометрию: аутентификация происходит с помощью технологий распознавания лица и голоса.

N26 — это один из крупнейших необанков Европы, который был запущен в 2015 году в Германии. К концу 2016 году его клиентская база насчитывала более 200 тысяч клиентов из восьми стран.

В 2006 году в России открылся первый дистанционный банк — Тинькофф Кредитные Системы (нынешний Тинькофф Банк), который к 2015 году эволюционировал в полноценный необанк. Банк занимается выпуском платежных карт, депозитами и ипотекой. На третий квартал 2020 года общее число клиентов Тинькофф Банка составило 18.5 миллионов человек.

В 2015 году в России открылся первый цифровой банк для предпринимателей и предприятий — Точка. Банк оказывает услуги по открытию ООО и ИП, ведению бухучета, взаимодействию с налоговой, проверки контрагентов и т.п.

Стоит упомянуть NUUM — необанк для геймеров от компании МТС. Он появился в декабре 2020 года и уже в августе смог войти в ТОП-10 приложений русского AppStore.

Что сейчас происходит с необанками в России? В 2021 году Сбербанк стал лучшим цифровым банком России по версии «World’s Best Digital Bank Awards 2021»‎. Тинькофф Банк одержал победу в номинации «Самый инновационный цифровой банк». Это говорит о том, что отечественные необанки активно развиваются и совершенствуются.

Таблица победителей “World’s Best Digital Bank Awards 2021” по Центральной и Восточной Европе. Скриншот: Global Finance

Причины популярности необанков

Пользователи стали чаще отдавать предпочтение необанкам. Все благодаря их доступности, функционалу и особым фишкам: виртуальные и одноразовые карты, снятие наличных в любой точке мира без комиссий, доступ к криптовалюте и т.п. Кроме того, цифровой банк позволяет пользователям настраивать автооплаты счетов, накапливать бонусы и просматривать финансовую аналитику.

Необанки активно используют современные тренды. Например, борьбу за экологию и благотворительность. Цифровой банк BUNQ за каждые потраченные клиентом 100€ сажает дерево. Также большинство банков позволяют каждый месяц перечислять фиксированную сумму благотворительным организациям в автоматическом режиме. А часть из них показывает, кто из ваших контактов поддерживает ту же организацию, что и вы.

Стоит отметить и тесную связь банка с клиентами. Необанки часто проводят пользовательские опросы на предмет внедрения новых механик, услуг и предложений. Это позволяет им внедрять тот функционал, которым будут пользоваться клиенты.

Стоит ли доверять необанку свои деньги

Доверяют ли пользователи необанкам? Да. Например, в бразильском Nubank количество уникальных пользователей перевалило за 30 миллионов. Это указывает на популярность цифрового банка и на доверие клиентов.

Согласно исследованию Payments cards & mobile к 2026 году около половины мира будут пользоваться услугами цифровых банков. Количество пользователей с 2.5 миллиардов на момент 2021 года достигнет более 4.2 миллиардов.

Индекс использования цифрового банка в мире. Источник: Payments cards & mobile

Statista прогнозирует увеличение скачиваний мобильных приложений необанков к апрелю 2022 года. Отметим, что резкий прирост загрузок наблюдается с начала 2020 года, когда началась пандемия коронавируса.

Прогноз по количеству скачиваний мобильных приложений популярных необанков в 2022 году. Источник: Statista

Ранее мы вынесли кибербезопасность к недостаткам необанков. Давайте разбираться.

Если цифровой банк, в который вы внесли денежные средства, является частью кредитной организации и юридически оформлен, то в России работает ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Он регулирует вклады ‎и в необанках.

Если цифровой банк является самостоятельной организацией, то уже не входит в гарантированное страхование. В таком случае к компании предъявляются следующие требования:

  • Самостоятельное страхование денежных вкладов клиентов;
  • Запрет на использование клиентских средств в обороте;
  • Обеспечение безопасности клиентских счетов.

Отметим, что необанки модели D постоянно проверяются Центробанком и Министерством финансов.

Безопасность — это приоритетное направление любого цифрового банка. Например, необанк MOX выпускает пластиковые карты без реквизитов, все данные находятся в приложении. Британский StarlingBank использует геолокацию пользователей в случаях потери карты или компрометации данных. Так сотрудники банка могут узнать, кем была совершена транзакция: клиентом или мошенником.

При всех вложениях банков в кибербезопасность зачастую атаки совершаются непосредственно на клиентов.

По данным опроса Visa в 2021 году, только 0.2% россиян знают, как обезопасить данные банковских карт. При этом банки (традиционные и цифровые) создают собственные программы по повышению финансовой грамотности клиентов. Подобные программы есть у Сбербанка, Тинькофф Банка, ВТБ и Альфа-банка.

Примечательно, что около 15% опрошенных готовы рассказать данные карт мошенникам по телефону, а 65% и вовсе не обращают внимание на адрес страницы в Интернете, на которой производят платеж. Получается, что даже при достаточном уровне кибербезопасности цифрового банка пользователь остается незащищенным от приемов социальной инженерии. И это относится не только к цифровым банкам.

По словам Сергея Голованова, ведущего эксперта Лаборатории Касперского‎, чаще всего злоумышленники используют социальную инженерию, а не уязвимости в ПО (источник: РИА Новости).

Подводя итоги

Бесспорно, необанки будут продолжать увеличивать клиентскую базу и находить новые способы для привлечения пользователей. Например, начнут интегрироваться с мессенджерами, как это сделал Starling Bank с мессенджером Slack (источник: PaySpace). Или, как Experian, начнут развиваться в направлении кредитного скоринга (источник: Select). Также ожидается развитие цифровых банков в сторону B2B сектора.

Вытеснят ли необанки традиционные? Сейчас страны активно занимаются цифровизацией во всех сферах экономики. По прогнозам McKinsey к 2025 году традиционные банки могут потерять от 10% до 40% доходов из-за цифровых банков. А аналитики Wells Fargo отметили, что к 2026 году цифровизация в банках может сократить более 100 тысяч рабочих мест.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда