{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

​Краудфандинг — почему так приятно и так не выгодно?

Photo by Minerva Studio from Canva

Краудфандинг — одна из древнейших форм финансирования, успешно существовавшая ещё без Интернета лет 100 назад. Суть её проста: вместе мы сила. Объединяем социальный капитал и получаем финансовый. Сегодня краудфандингом активно пользуются стартапы, блогеры и различные бизнес-проекты на ранней стадии. Для удобства инвесторов и предпринимателей созданы многочисленные краудфандинговые площадки, где все запросы и проекты структурированы, и заинтересованные стороны без труда находят друг друга. Вопрос лишь в том, насколько это выгодно?

В краудфандинге главное — не количество денег, а количество людей, которые хотят вам эти деньги дать. Пусть даже небольшие суммы. Ставка обычно делается на личность фаундера или идею. Важно заблаговременно выстроить пиар-кампанию или иметь соответствующий бэкграунд. Особенно если вы продвигаете технический проект, нужно развернуть его публике понятной стороной, показать пользу и доступный широкой аудитории смысл.

Краудфандинг — это не только инвестиции, но и возможность поближе познакомиться со своей аудиторией и немного “пошуметь”, привлечь внимание к бренду. Самая простая форма народного финансирования — это добровольный взнос без всяких обязательств, либо за разовое вознаграждение. Но есть и более бизнесовые варианты — кредиты с фиксированной процентной ставкой или возможность стать акционером и получать дивиденды. Преимущество краудфандинга в его альтернативе — традиционному финансированию, под протоколы и требования которого ваш проект может просто не попадать. Бонусом вашу идею начинают продвигать инвесторы, потому что заинтересованы получить свои плюшки.

Непрофессиональными инвесторами движет любопытство, желание испытать интуицию, проверить, выстрелит идея или нет, стремление быть частью чего-то нового, важного и интересного. Это здорово подкупает, когда обычные люди верят в твой проект и хотят вложиться. Правда, эмоции длятся недолго, потом начинается бизнес, и ничего личного. Реальность выглядит так: со стороны инвесторов ожидания превосходят понимание рисков, со стороны предпринимателя вложения нематериальных ресурсов — средний чек.

В первом случае нет ощущения денег и понимания основ науки инвестирования. Про второе расскажу на личном примере. Для запуска стартапа MOST Technologies мы открыли краудфандинговую кампанию с минимальным взносом в 250 евро. Пара десятков людей с радостью захотели стать нашими инвесторами, но оптимизировать работу фаундеров по встречам, разъяснению рисков, подсчётам и ведению документации так и не удалось. Все хотят говорить только с СЕО и чтобы он лично пообещал, что вместе вы пойдете к успеху.

В итоге 2 месяца работы на износ в пределах суммы в 10 тысяч евро, что равняется 1 тикету от бизнес-ангела и примерно 2 встречам по 30 минут. При том, что средний расход стартапа на ранней стадии составляет 30 тысяч евро в месяц. Было приятно, что люди верят не только на словах, но и на деле, но уйти в минус было досадно и совсем не ладно. Мы ведь не новички в бизнесе. Но чтобы с чистой совестью назвать опыт своим, его нужно и получить самому.

В следующем раунде идём дальше и привлекаем лид-инвестора с тикетом от 50 тысяч евро и оптимизируем процессы по финансированию. Для всех, кто участвовал в кампании, мы создали канал в Telegram, где рассказываем про стартапы, инвестирование и риски. Кто знает, может, эти же люди зайдут на раунде В через пару лет.

Мораль сей басни такова: одно дело, когда ты просто ищешь альтернативные инвестиции и другое — когда начинаешь просчитывать каждый шаг. Я не прочь ради дела поработать на чистом энтузиазме, но понимаю, что надолго при таком подходе не хватит. Любые усилия, вложения времени и труда должны иметь адекватный денежный эквивалент. Иначе зачем это всё? Если что-то пошло не так, переходим к плану Б. И как показывает практика, он должен быть не только в бизнесе, но и вне его.

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anna Kulp
Автор

Я 10 лет назад очень мечтала придумать что-то масштабное. А сейчас на каждом раунде слышу: "может, вы возьмете в разработку что-то одно из вашего большого пула?")))
Перемасштабировала))))

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда