Мнение: Uber обязательно разорится и будет закрыт или поглощен

Капитализация в $45 млрд, доход $17 млрд за 2021 год, 72 страны и 10 тысяч городов — не много ли я на себя беру, говоря о несостоятельности Uber? Добро пожаловать под кат — ознакомьтесь с моими доводами, и поспорьте с ними в комментариях!

Мнение: Uber обязательно разорится и будет закрыт или поглощен

Уже более пяти лет в частных разговорах я доказываю, почему Uber — нежизнеспособный бизнес, и рано или поздно разорится. Настало время причесать все мои доводы, и показать широкой аудитории. Потому что конец Uber не за горами — надвигающийся кризис смоет его (и сотни других дотационных компаний) с рынка. Я — Владимир Торопов, диванный критик, некогда имевший отношение к такси в одном провинциальном городе России. Вот мои доводы:

Убыточность компании

На первый взгляд, модель компании — подключить как можно больше водителей, привлечь как можно больше пассажиров, и срастить их в своем приложении, взяв комиссию с суммы поездки. Однако так делает много кто в мире, тут Uber не уникален. Uber на самом деле делает другое — он обещает постоянный рост стоимости акций своим инвесторам, а для выполнения обещаний сжигает деньги инвесторов в постоянной борьбе за долю рынка. Красивые отблески пламени освещают весь мир — это, пожалуй, самая яркая из компаний-единорогов, кто еще может похвастать термином в свою честь? “Уберизация” есть, а теслизации — нет, нет даже эпплизации и амазонизации.

Но в реальности уберизация — это 4-5 миллионов обычных граждан, не водителей такси, которым дали возможность подвезти других граждан за небольшое вознаграждение. Водители очень нужны Uber — именно от их количества зависит скорость подачи и общий опыт клиентов. Для того, чтобы привлечь и удержать водителей, используются разные ухищрения — доплаты за поездки, разные челленджи — выполни 100 заказов за пять дней и получи 200 долларов бонус, например; в приложении используется геймификация — задержаться на два часа и получить шильдик “Вы таксуете великолепно!” На стимуляцию водителей и привлечение и удержание пассажиров расходуются очень значительные средства. Для Uber и его главной задачи — роста доли рынка — очень важно, чтобы растущее число водителей выполняло растущее количество поездок.

Стимуляция водителей не единственная статья расходов — в компании работают 30 тысяч человек, ведутся разработки, в том числе и по беспилотному транспорту, открываются новые подразделения, происходят поглощения других компаний. Все эти активности приводят к убыткам почти каждый квартал. За первый квартал этого года сожгли $6 млрд.

Uber net income с третьего квартала 2018 по первый квартал 2022, <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.macrotrends.net%2Fstocks%2Fcharts%2FUBER%2Fuber-technologies%2Fnet-income%23%3A%7E%3Atext%3DUber%2520Technologies%2520annual%2520net%2520income%2Ca%2520953.16%2525%2520decline%2520from%25202018.&postId=426380" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">источник</a>
Uber net income с третьего квартала 2018 по первый квартал 2022, источник

Можете назвать меня старовером, но я не верю в то, что операционно убыточные компании могут, не меняя модель, существовать без постоянных инвестиций. Uber существует только потому, что ему удается убедительно лгать о своей будущей победе. Поговорим о беспилотном будущем?

Беспилотный транспорт

Конечно, в компании видят все риски, и активно пытаются искать выходы — и главным (единственным?) способом вывести экономику Uber в плюс объявили беспилотные автомобили. Это объяснение отчего-то удовлетворяет всех: «Мы сейчас берем комиссию от суммы поездки, а в беспилотных автомобилях будем забирать всю сумму». Ну типа да, 100% — это больше, чем 25%. Озолотимся.

Вот только сравнивать рыночные условия, так сильно различающиеся по технологиям — глупо. Примерно так же глупо, как рассчитывать продавать водопроводную воду по расценкам водоносов, после внедрения водопровода. Расценки на беспилотные такси точно будут ниже расценок такси с живыми водителями.

После внедрения беспилотных автомобилей технология довольно быстро станет доступна всем игрокам — а конкурентов у Uber по всей планете предостаточно. Да, кто-то будет в первых рядах, кто-то во вторых — но все выжившие в конкурентной борьбе получат доступ к технологии. Выживет ли в этой борьбе Uber? Первым ли он получит технологию? Получит ли её вообще? Сможет ли разработчик/производитель таких машин прикрутить к ним не самое сложное приложение и самому заработать на этом, оставив не у дел текущих лидеров? Сколько секунд уйдет у клиента Uber, чтобы установить другое приложение, зарегистрироваться в нем, и уехать в первую поездку в другой компании? Что если сотни тысяч автомобилей Tesla с автопилотом станут райдшеринговой сетью? Много вопросов, да?

О беспилотных автомобилях мечтают и в Didi, например
О беспилотных автомобилях мечтают и в Didi, например

Словом, если немного призадуматься, появление беспилотных автомобилей не даст Uber никаких преимуществ. Более того — у Uber есть только одна стратегия, и они продолжат демпинговать и перетягивать на себя долю рынка даже после внедрения беспилотного транспорта. И будут опять убыточными, но растущими. Пока инвесторы были согласны с этой стратегией, они инвестировали в Uber, субсидируя амбиции дисраптора рынка.

После IPO Uber может получать инвестиции, только продавая свои акции. Есть ли спрос? Когда для текущих инвесторов-держателей акций наступит время продавать акции, и фиксировать прибыль/убыток? Пикантная деталь - один из основателей, Тревис Каланик, вышел вскоре после IPO, получив $2.5 млрд.

Есть желающие инвестировать в компанию, из которой изгнали директора-основателя (а может он сам так ушёл)?

Инвестиции в Uber

Были времена, когда инвестиции в Uber приносили огромные деньги. Вот пример из статьи Observer — некто Крис Закка, венчурный инвестор, вложил в Uber $300 тыс в 2009 году, на момент IPO в 2019 году у него было 4 процента акций Uber. При текущей стоимости акций этот пакет стоит $1,8 млрд. Тот самый случай, когда не прогадал! В принципе, весь венчурный рынок и существует ради таких сделок.

Но чтобы продать дорого и зар��ботать — надо купить дешево. Давайте попробуем посмотреть, кто на какой стоимости акций заходил в Uber.

Мнение: Uber обязательно разорится и будет закрыт или поглощен

Понятно, что все, кто заходил по оценке до $10 за акцию — хорошо заработали на росте их стоимости. Но посмотрите на раунд G, почти перед самым IPO — видите, саудиты и японцы SoftBank заходили почти по 50$ за акцию, давайте попробуем понять, что с их инвестициями теперь.

Смотрим, как изменялась стоимость акций Uber c момента IPO:

Гугл Финансы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Ffinance%2Fquote%2FUBER%3ANYSE%3Fwindow%3DMAX&postId=426380" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">показывают</a>, что 20 мая 2022 года акция Uber стоила $23
Гугл Финансы показывают, что 20 мая 2022 года акция Uber стоила $23

Видим, что сейчас акции по $23, а значит инвестиции всех, начиная с раунда E — SoftBank, саудитов, Glade Brook Capital, а также всех, кто участвовал в IPO (оно проходило по $42 за акцию) — уменьшились.

Вы знали, что Сбер участвовал в IPO Uber? При подготовке этой заметки нашел бравурную статью из 2019 года о том, кто заработает на IPO. Зная текущую стоимость акций, из статьи можно предположить, что на IPO Uber потеряли деньги Яндекс, Сбер, и несколько других известных российских компаний.

То есть люди (ну как люди — фонды) потеряли миллиарды долларов. Понятно, что игра продолжается, у больших фондов стратегии бывают рассчитаны на десятилетия — и акции могут ещё вырасти. Но на каких новостях это могло бы произойти? Последние годы показывают, что гораздо большее влияние на движение стоимости акций оказывает новостной фон, а не финансовые отчеты. Журналисты раздуют повестку — и держатели акций дружно побегут продавать/покупать.

Давайте глянем, какие там есть новости, которые можно раздуть до красивых заголовков.

SoftBank и его фонды

Что такое фонд? Сильно упрощая, это акционерное общество, инвестирующее собственный и заемный капитал с целью его приумножить. Большие фонды получаются тогда, когда в них отправляют свои деньги другие фонды и структуры, типа пенсионных фондов. Пенсионные фонды собирают деньги простых людей для сохранения и увеличения. То есть миллионы простых людей надеются на то, что управляющие пенсионным фондом знают, что делают; управляющие пенсионным фондом надеются, что уж в инвестиционном-то фонде знают, что делают; а там надеются, что условный Uber растет всегда, смотрите на график, это верняк вообще. Примерно так Uber получал финансирование. Ну ладно, я все опошлил, но когда Uber ��яжет на бок, моё описание будет очень похоже на горькую правду.

Теперь смотрим на отчет SoftBank.

Фонд Vision от SoftBank 31 марта закончил прошлый финансовый год с убытком $27.4 млрд, пишет нам CNBC. Понятно, что убыток не только от Uber — но зато из статьи понятно, что теперь они будут тщательнее отбирать объекты для новых инвестиций. Вероятно, выходить из акций Uber они пока не будут, но и докупать тоже не собираются.

Основными источниками финансирования Uber, кроме выручки, остаются деньги на счетах после выхода на IPO (если они остались), различные активы типа UberEats (и как дойные коровы, и как объект продажи), и продажа акций на рынке. Ну может быть ещё SPO, но удастся ли это? Обстановка на рынке сейчас сложноватая.

Общая обстановка

Раскручивающаяся мировая инфляция, последствия COVID-19, надвигающийся продовольственный кризис, рост цен на энергоресурсы, падающие индексы — впереди времена, в которые обычно выживают только эффективные игроки. Операционно прибыльные, нужные людям.

Uber, с моей точки зрения, не выживет в надвигающемся кризисе. Я скептик, конечно, и вам может показаться, что я сгущаю краски. Но в отсутствии дополнительного финансирования Uber просто нежизнеспособен, а продажа на рынке сколь-либо значимого пакета акций может спровоцировать полный обвал стоимости акций. Снять доплаты водителям Uber уже не может - иначе количество водителей снизится, что может разрушить вообще всю схему, а доплачивать скоро станет не из чего. И тут я возвращаю вас к заголовку этой заметки - Uber обязательно разорится и будет закрыт или поглощен.

Если вы несогласны со мной — добро пожаловать в комменты, буду рад почитать ваши разумные аргументы, почему я ошибаюсь.

Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой канал в Телеграм — о бизнесе, стартапах, моих мыслях и находках. Подписывайтесь!

5
4 комментария