9 мифов о планировании финансов в Бизнесе, которые могут привести к убыткам

Во время разработки финансовой стратегии Компании часто встречаюсь с неверным пониманием этого процесса. Даже у опытных экспертов и Бизнесменов со стажем. В этом посте написал самые распространённые ошибки при планировании, которые приводят к потере денег.

Миф № 1. Считайте доходы по максимуму, мы же крутая Команда!

Если строить планы исходя из максимальных доходов, то можно с удивлением для себя обнаружить, что такое редко происходит и не систематично. Если ставить завышенный план необоснованно по ощущениям, то возникает иллюзия того, что уже и делать ничего не нужно. Так же заметил, что планирование доходов в Бизнесе тяжело даётся, мало кто хочет говорить об управлении будущими продажами, слишком много рисков.

Не рекомендую завышение дохода, опираясь на эмоции и ощущения, без детального расчёта рисков и анализа возможностей. Лучше придерживаться принципа Доходы по минимуму, а Расходы по максимуму. И каждую цифру для себя обосновать с помощью анализа, логики и опыта. Такой план будет приближен к реальности и побудит к действиям.

Миф № 2. Да чё там расходов этих, считайте расходы по минимуму

Это было бы идеально! На практике расходы получаются больше, чем планировали. Поэтому полезней планировать максимальные бюджеты и на ранние сроки. Например, с 15 по 30 число планируется оплата поставщику 100 000 – 150 000 рублей. Значит, ставить оплату на 15 число и сумму 150 000 рублей. С доходами ровно наоборот. Если ожидаемая дата поступления в диапазоне с 15 по 30 число сумма 200 000 – 250 000 рублей, то ставить на 30 число ожидаемое поступление 200 000 рублей. И действовать исходя из этого.

Так же на практике не учтенные мелкие расходы влияют на бюджет. И способ признания расходов тоже влияет. Об этом в ближайших постах расскажу.

Миф № 3. Планируй, не планируй, всё равно будет как будет

В планировании ценность представляет не сам план, а процесс планирования. Планирование это анализ и поиск решений в процессе разговора о рисках и возможностях. И того Что, Как и Зачем реализовывать. Планирование помогает избавлению от иллюзий. Они в Бизнесе приносят убытки. План живой инструмент. В процессе реализации плана важно быстро реагировать на изменения. Если воспринимать план как отдельный документ, который составлен формально, и с ним не надо работать, то тут уж никуда не денешься — Планируй, не планируй, всё равно будет как будет.

Миф № 4. О плохом говорить не надо, у нас рисков нет!

Целесообразней строить работу в русле полезно не полезно для дела, а не хорошо-плохо. Сама позиция «У нас будет всё хорошо и избегать разговора о проблематики», означает её не видеть и не исправлять. Это похоже на корабль, который тонет, а капитан не хочет этого видеть. Полезно учиться видеть риски, считать и снижать их, перекладывать на других участников рынка.

Миф № 5. Все циферки ни к чему учитывать, миллион туда — миллион сюда, а на кармане миллиард

Ну или минус миллиард. Это как повезёт. Все цифры и не нужно учитывать. Только те, которые формируют результат и которыми можно управлять.

Миф № 6. У нас уникальная ниша, у нас всё по особенному, у нас это не работает.

Каждый бизнес уникален. Коробочные решения не работают. Задача адаптировать методы и инструменты управления финансами под компанию.

Миф № 7. Показатели — шмаказатели нам не нужны, нужны деньги.

В практике встречались компании, где Предприниматель не вникал в цифры и успешно вёл дела. Придерживался нескольких принципов. Например, дело развивал только на заработанные деньги, предоплату на счету не трогал, формировал резерв с каждого поступления на счёт, рассчитывал каждую сделку сам. Кому-то этого хватает. А кому-то нет. В любом случае уважение к цифрам не помешает. И принимать решения с помощью цифр как минимум удобней.

Миф № 8. Финансисты, вы там сами спланируйте так, чтобы ничего не делать и деньги были.

Встречается такой миф — Финансиста нанял и у денег куча будет. Он сам всё сделает, а я только деньги заплачу. Так не работает. Без участия Предпринимателя ничего не получится, ведь он сам будет план осуществлять. И риски нести, и выгоду получать.

Необходимо сотрудничество Предпринимателя и Финансиста с разделением зон ответственности и полномочий.

Миф № 9. Сейчас мне сделают финмодель и бизнес попрёт в гору.

Финмодель это один из основных инструментов разработки финансовой стратегии и планирования. Если вы купили Финмодель, то вы купили Финмодель. А не решение своих вопросов. Сама по себе она прикольная, но мала полезная.

Чтобы сделать финмодель, нужно проанализировать и подготовить данные предыдущего года. Это займёт недели две.

А после поиск решений и разработка финансовой стратегии в течении 8 — 16 часов (2-4 встречи) совместно с Предпринимателем. И ещё в течении года раза 2 – 3 короткий анализ и коррекция. Так формируются нужные решения, обеспечивается результат и точность прогнозов.

11
6 комментариев

Что это за манера - писать Бизнес. Предприниматель, Финмодель с заглавной буквы? Это имена собственные?

Конечно нет.
Это способ сделать акцент.

Это, конечно, все очень хорошо, но теоретически. Практически, мой опыт бюджетов, как аналитика в крупных международных компаниях, показывает, что твоему региональному руководству, головное говорит цифру, ниже которой нельзя и у тебя, как сотрудника есть только три выбора - либо рисовать доходов побольше, либо расходов поменьше, либо пытаться это все скомпоновать, чтобы хоть как-то с реальностью дружило

Да, встречал такое. Малый и средний бизнес не исключение.

Вопрос качества расчёта доходной части. Обычно это упирается в качество и риски системы управления. И расчёт последствий этой системы. Нередко такая работа саботируется самим управлением. Как следствие перекладывание ответственности, поиск виноватого или "замыливание" проблем.