Бизнесь-модель, которая должна работать

Для чего нужно видеть свою бизнес-модель?

Для того, чтобы видеть откуда деньги приходят и куда они уходят.

Бизнес-модель любой компании состоит из 9 базовых компонентов в которых происходят свои бизнес-процессы. Бывает так, что 1 из компонентов создают иллюзию неработоспособности всей модели, а бывает так, что во всей модели всего 1 компонент действительно является эффективным. Для того, чтобы ваша бизнес-модель была максимально конкурентоспособной в настоящих условиях, рекомендуется разбирать каждую ячейку отдельно и проверять её на исправность.

Порядок компонентов в данной статье не имеет никакого отношения к градации по важности, здесь каждая звено является неотъемлемой частью.

1) ЦА — целевая аудитория.

ЦА — портрет (фактический и потенциальный) вашего клиента. Чем подробнее описана ЦА, тем эффективнее работают КС и УТП. Основные критерии, по которым нужно формировать ЦА: Пол, возраст, географическое расположение, семейное положение, уровень платежеспособности, уровень образования, отрасль, хобби. Всегда надо чётко понимать и видеть свою ЦА, разделять массовый рынок от нешивого.

2) УТП — уникальное торговое предложение.

Простыми словами УТП — почему потребитель должен купить у вас, а не у конкурентов. То есть УТП должно чётко отражать 2 момент: какую проблему решает и какую ценность в себе несёт. И эта ценность, должна быть выше установленной рыночной цены.

3) КС — каналы сбыта.

Под КС мы понимаем те инструменты и механизмы, используемые для реализации нашей продукции. Пример: социальные сети, баннеры, холодные звонки, сайт, шоурум и так далее. Нужно всегда мониторить и видеть, какие каналы сбыта являются самыми эффективными с точки зрения ROI, соответствуют ли выбранные каналы сбыта нашей ЦА. А также должна быть категория — на что внимание не обращают вообще, то есть совершенно не рабочие.

4) ТК -технологическая карта.

ТК может быть не только в общепите и промышленности, а точнее она должна быть в каждой компании. ТК — своего рода дорожная карта, которая содержит в себе все элементы и процессы для создания нашего конечного продукта. Очень важно смотреть, как каждый компонент и процесс влияет на себестоимость вашего продукта.

5) КР — ключевые ресурсы.

КР делятся на 4 основных типа: интеллектуальные, человеческие, финансовые и инфраструктурные. Каждый из этих типов играют одинаковой важности роли. Основной вопрос, который здесь нужно решить — каких ресурсов не хватает в вашей модели и почему?

6) СР — структура расходов.

СР — то, куда уходят деньги. Сюда мы относим: бюджетирование и финансовый план, ключевые затраты (аренда, ФОТ, реклама). Здесь нужно всегда смотреть какие ресурсы самые дорогие и почему? А также, какие виды деятельности обходится дороже всего? Задача этого пункта — сокращение текущих расходов.

7) СД — структура доходов.

Если СР показывает нам куда уходят деньги, то СД откуда приходят. То есть от каких сегментов ЦА, рассматриваем какие сегменты ЦА наиболее выгодны и саму цепочку монетизации. Насколько она актуально и как её можно дополнить.

8) ПП -партнёрская программа.

Под партнерами мы понимает не только партнёров по рекламе, но и всех внешних объектов, которые обеспечивают хозяйственную деятельность компании. Это поставщики и контрагенты, одних и вторых нужно всегда анализировать, скорее даже не их самих, а те условия, которые они предлагают нашей компании. ПП всегда может быть выгоднее чем сегодня.

9) КСК — коммуникация с клиентами.

С помощью чего выстраивается общение с вашими клиентами (телефон, почты, социальные сети, живые встречи, письма). КСК нужно для того, чтобы отвечать на 2 вопроса: какие ожидания у вашего клиента? оправданы данные ожидания или нет? Если нет коммуникации с клиентами, то о каких продаж говорите?

Задача этой статьи — познакомить вас с понятием БМ и её составляющими, так как отсутствие чёткого понимания и видения модели влечет за собой непредвиденные и нежеланные издержки.

Поэтому раз в квартал или хотя бы год, пересматривайте свою бизнес-модель на предмет актуальности, ведь это деньги и конкурентоспособность вашей компании.

А в вашей компании проводится аудит бизнес-модели?
Да, штатными сотрудниками.
Да, приглашенными специалистами.
Нет, зачем понимать откуда и куда идут деньги.
Нет, руководители считают, что весь анализ - пустая трата времени.
Планируется ввести постоянный анализ.
Бизнесь-модель, которая должна работать
1616
21 комментарий

цаутпксткБМкрппксксдср
Я всё.

1
Ответить

Спасибо, очень интересное мнение.

Ответить
Комментарий удалён модератором

Так и ларёк с пирожками у вокзала справляется без разбора бизнес-модели. Мы говорим про бизнес, который нацелен на рост и развитие. А не про тот бизнес, для которого 1 млн. рублей уже большие деньги.

Ответить

Про финансовую составляющую модели - совершенно не внятно. СР/СД намекает на Бюджет доходов-расходов, но фин модель должна учитывать также ещё и кэш флоу как минимум. В итоге - два бюджета (бдр и бддс - доходы расходы и Движение денежных средств) плюс прогнозный Баланс - вот они описывают финансы компании как в плане, так и по факту.

Желательно также четко понятные инвестиционные проекты: как и зачем вы вкладываете деньги в основные средства.

Ответить

Денис, полностью согласен с Вами, это Вы уже детализируете СР/СД. Допустим у меня в компании у каждой составляющей бизнес-модели есть еще по 10 подпунктов. Задача данной статьи - просто показать руководителям и собственникам компании структуру любого бизнеса. Работая над БМ можно не только сократить издержки, но и увеличить доходы. Всё просто.

Но при инвестиционных проектах происходит инвестирование не только в основные средства, надо это помнить. А денежный поток сам по себе находится в доходной части.

Ответить

- (промахнулся с ответом) -

Ответить