{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как работает финансирование стартапов? Пошаговое руководство

Привлечение финансирования в бизнес – это долгий, сложный процесс. Поэтому важно, чтобы ты понимал: его нельзя пройти необдуманно.

В прошлой статье я рассказывал о трендах технологий на будущий 2023 год. Но какой толк в технологиях, если их не на что делать? Стартап – это постоянный поиск финансов.

Какие каналы финансирования существуют?

  • Бутстрэппинг – тратим свои сбережения и доходы с других источников (перевожу – инвестируем зарплату, пока можем);
  • Семья/друзья – первые лица, готовые тебя поддержать, если ты не побоишься к ним прийти за помощью;
  • Венчурные фонды – холодная расчетливая машина успешного успеха, чей отбор пройти – это победа;
  • Бизнес-ангелы – авантюристы из числа тех, кто уже стал успешен в своём стартапе и теперь готов вливать деньги в чужие
  • Бизнес-кредит – кредит как кредит, только для бизнеса. Возможно, со льготными % ставками, сейчас такие программы есть.

А знаешь, какое соотношение стартапов к каналам финансирования? Давай представим инвестиции как пирог, и каждый кусочек – это сладкий слайс успешного стартапа.

  • Бутстрэппинг, как основной источник, отжирает своим размером 57% пирога;
  • Семья/друзья на втором месте с долей в 38%;
  • Венчурные фонды очень избирательны и дотошны, поэтому их финансирование – это 1% от инвестиционного пирога;
  • Бизнес-ангелы – это выход для всё того же 1% стартапов, не всем везёт найти и вдохновить других стартаперов;
  • Бизнес-кредит получить очень сложно, поскольку стартап – это рисковый актив, поэтому кредит осиливает кусочек только в 1%;
  • Всегда есть некие другие каналы финансирования, например, краудфандинг, но я на них сильно зацикливаться не буду, скажу только, что они все вместе удосуживаются куска в 3%.

Как же добиться инвестиционного превосходства для своего стартапа?

Следуй трем правилам:

  • Понимать, какие инвестиции могут быть привлечены на текущем этапе стартапа;
  • Оценивать, сколько готов отдать инвесторам, а они все всегда хотят акции, иначе им по большей части незачем рисковать своими средствами;
  • Планировать шаги для достижения поставленной инвестиционной цели.

Теперь озвученные правила заложим в понятные шаги. Если твой стартап дальше первого шага – начинай с актуального:

  • Этап идеи, когда нужно определиться, что считать успешной инвестицией для старта.На этом этапе нужно подготовь питч, чтобы продемонстрировать свою бизнес-идею потенциальным инвесторам.
    Реально привлечь до 4 млн рублей, инвесторы чаще всего на этом этапе не заинтересованы в каких-либо процентах плюс всегда есть гранты.
    Для достижения цели идешь и напрямую питчишься перед инвесторами и фондами, собираешь фидбек на то, сколь реалистичны твои ожидания.
  • Идея пошла, нужен сопартиец, потому что вдвоем всегда веселее и сподручнее.Работа должна быть разделена между несколькими людьми.
    Это и инвестору покажет, что проект делается не одним, а есть вдохновленные участники. И сам сооснователь может выступить инвестором, проспонсировав часть работ.
    Максимум за время до привлечения реальных инвестиций, сооснователь принесет несколько миллионов рублей, при том что доля может составлять и 50%, но зато вы разделите обязанности и ответственность.
  • Этап прощупывания спроса. Что-то уже сделано, идея имеет более четкую форму. Вот теперь пошла пора идти за реальными деньгами.
    Классическое FFF: семья, друзья, успешные фаундеры, они же бизнес-ангелы. По чуть-чуть со всех собираем, получаем начальные достаточные средства для начала работы.
    Таким путем можно собрать до 30 млн рублей, отдав вместе с сооснователем до 15% акций. Всё, что получится собрать, важно пустить на критически важные кадры. Распыление денег может не довести проект до следующего шага.
  • Команда есть, продукт пилится, всё здорово.
    Теперь твой путь к бизнес-ангелам и венчурным фондам, которым можно показать потенциал и силу проекта. А они в свою очередь проспонсируют его доведение до минимального продукта.
    Ты сможешь привлечь до 100 млн рублей, отдав до 25% акций. Но самое главное: ты сможешь реализовать продукт.
  • Продукт есть, он продается, бизнес пашет.
    Пришла пора масштабирования. Для тебя это возможность захватить новые рынки, инвесторы слышат фразу: Раунд А.
    Здесь варятся деньги до 600 млн рублей за долю, которая может доходить до 50%, но чаще около 15%. Это твоя цена за новые каналы продаж и новые рынки.
  • Ты молодец, твой продукт лидер, чего ещё желать?
    Своих конкурентов во имя ещё больших продаж и доминирования! Ты пришел в фазу раунда В, когда венчуры вливают в тебя деньги, чтобы ты поглощал конкурентов, тем самым захватывая ещё больший кусок.
    Сколько здесь можно получить? До 1,5 трлн рублей за долю в 15-30%. И все конкуренты будут твои.
  • У тебя не осталось конкурентов. Есть ли предел? Экспансия!
    Ты настолько большой и сильный, что перед тобой стелятся tier-1 венчуры, хедж-фонды и частные инвестиционные компании, цель понятна – твой продукт должен быть у каждого. У каждого из твоей ЦА? Нет, буквально, у каждого! Это этап раунда С.
    Инвестиции до 3 трлн рублей за те же 15-30% компании, и мировое господство у тебя в кармане.
  • Однажды ты решишь, что весь этот единоличный контроль – бремя. Тогда наступит этап IPO.
    Ты придешь в банк и скажешь, что с тебя хватит. И банк поможет твоей компании стать публичной – доли в бизнесе уйдут в свободное обращение, а управление будет сведено (но не обязательно, конечно) к совету директоров.
    Это принесет до 600 млн рублей за долю вплоть до 50%, но сделает возможным неуправляемый рост ценности компании за счет людского капитала в управлении и владении.

Конечно, этапы последовательны в идеальном раскладе, но, допустим, на IPO можно выйти будучи совсем маленькой компанией, даже без рауда А, но вопрос – на сколько она будет интересна инвесторам?

Важное правило при получении инвестиций: каждое вложение в твою компанию – это уменьшение твоей доли, но при этом – увеличение её стоимости.

Так, на этапе идеи, когда у тебя на руках 100% доли твоего проекта – её стоимость равна нулю. При посевном финансировании, у тебя на руках остается примерно 30% от компании, стоимость которой до 20 млн рублей. При выходе на IPO же, имея в своём распоряжении около 15% доли компании, её стоимость может составлять миллиарды рублей.

А как дела обстоят с твоим стартапом?

Мой стартап на стадии:
Идеи
Сбора команды
Предпосевного финансирования (FFF)
Посевного финансирования
Мы на раунде А
Мы на раунде В
Мы на раунде С, и я не знаю, зачем это всё читал
Мой стартап вышел на IPO!
Я так, мимо проходил 👀
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Статья вдохновлена пирогом из блога fundera

Больше о том, как создать стартап и превратить его в единорога, читай в канале «🦆Нестартапер». В закрепе канала чек-лист на проверку, можно ли аккредитовать твой стартап как IT-компанию.

Подпишись на VC! В следующей статье расскажу об основных ошибках молодых стартаперов.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда