Успешна ли ваша рекламная кампания и бизнес в целом? Можно ли вливать большие бюджеты в рекламу или нужно пересмотреть стратегию? Разбираем на конкретном SaaS примере один из самых эффективных методов оценки проекта — расчет юнит-экономики.Визуальная схема юнит-экономикиОсновные сокращения юнит-экономикиМаленькие ошибки в расчетах могут приводить к большим потерям в бизнесе.Жизненный опытЧасть 1 — определениеЮнит-экономика — не новый термин. Но стал более актуален в связи с ростом популярности бизнес-моделей, работающих по подписке, например, SaaS.Юнит-экономика отражает финансовые результаты на 1 юнит (к примеру, на 1 клиента). Если вы хотите оценить эффективность рекламной кампании для привлечения 1 нового клиента, то юнит-экономика — это то, что вам нужно.Считаем в 2 этапа:Определяем юнит — это может быть пользователь, платящий клиент или продукт;Рассчитываем выручку, себестоимость и прибыль на 1 юнит.Если вы купили товар за 1 000 руб, потратили на рекламу 500 руб, а продали за 2 000 руб, то считать особо нечего. Но если вы, к примеру, продаете свой софт по подписке (SaaS, software as a service — программное обеспечение как услуга), то расчеты будут куда более интересные. Вы расходуете определенный бюджет на привлечение клиента, включая расходы на рекламу, маркетинг и зарплату отделов маркетинга и продаж. А затем ежемесячно получаете определенный доход до тех пор, пока клиент не отпишется от вашего сервиса. Расходы могут быть как прямые и единовременные (стоимость 1 клика), так и общие (зарплата маркетолога).Разберем на примере SaaS модели. Наш продукт — программное обеспечение, которое продается по ежемесячной подписке.По-началу материал может показаться сложным:Но следуйте шаг за шагом и у вас все получится.Перейдем к примеру_________Часть 2 — вводные данныеИз отделов маркетинга и продаж мы получили такие вводные данные:1. Количество посещений, лидов и регистрацийКоличество посещений сайта с платного трафика (UA) — 10 000 в месяцКонверсия из посещения в регистрацию (C1) — 10%Конверсия из регистрации в оплату (C2) — 10%2. Параметры выручкиСредняя выручка на 1 платящего клиента (ARPPU) — $200 в месяцСредний срок жизни клиента (CL) — 4 месяца3. Расходы на привлечение клиентаСредняя стоимость 1 посещения с платного трафика (CPA) — $1Расходы на зарплату отделов маркетинга и продаж — $13 000 / месПрочие маркетинговые расходы — $4 000 / месЗадача: рассчитать юнит-экономику и оценить эффективность рекламных кампаний._________Часть 3 — расчетыЕсли формулы и расчеты вызывают у вас отторжение, можете воспользоваться онлайн-сервисом Feo. Мы с командой создали этот проект для предпринимателей, чтобы упростить процесс создания финансовых моделей.Поддержите нас на Product hunt1. Определим количество платящих пользователей (B):B = UA x C1 x C2UA (количество посещений сайта с платного трафика) — 10 000 в месяц xС1 (конверсия из посещения в регистрацию) — 10% =Количество зарегистрированных лидов — 1 000 в месяц xС2 (конверсия из регистрации в оплату) — 10% = B (количество платящих пользователей) — 100 в месяц2. Рассчитаем чистый доход на 1 клиента (или LTV)LTV = ARPPU x CLARPPU (средняя выручка на 1 платящего клиента) — $200 в месяц xCL (средний срок жизни клиента) — 4 месяца =LTV (чистый доход на 1 клиента за весь срок его жизни) — $8003. Рассчитаем Churn rate (коэффициент оттока)Churn rate (коэффициент оттока) упрощенно рассчитывается по формуле:Churn rate = 1 / CLChurn rate = 1 / 4 месяца = 25%. Это означает, что каждый месяц из 100 новых пользователей отписываться от нашего сервиса будет 25 человек.В первом месяце: 100 клиентов.Во втором месяце: 100 новых клиентов + 75 клиентов с первого месяца (с учетом коэффициента оттока 25%) = итого 175 клиентов.В третьем месяце: 100 новых клиентов + 75 клиентов со второго месяца + 50 клиентов с первого месяца = 225 клиентов.И так далее.Когортный анализ Подробнее об этом я расскажу в следующей статье про когортный анализ.4. Рассчитаем стоимость привлечения 1 клиента (CAC)CAC = маркетинговые расходы / число платящих клиентов4.1. Переменные расходы — единовременные расходы на рекламуРасходы на рекламу = UA x CPAUA (количество посещений сайта с платного трафика) — 10 000 в месяц xCPA (средняя стоимость 1 посещения с платного трафика) — $1 =Расходы на рекламу — $10 000 4.2. Расходы на зарплату отделов маркетинга и продаж — $13 000 / мес4.3. Прочие маркетинговые расходы — $4 000 / месИтоговые маркетинговые расходы на привлечение клиентов = $10 000 + $13 000 + $4 000 = $27 000Стоимость привлечение 1 клиента (CAC) = $27 000 / 100 клиентов = $2705. Сравним показатели LTV и CACLTV < CAC — нет смысла в реализации проекта или рекламной кампании, т. к. прибыль на 1 клиента меньше или равна стоимости его привлечения. LTV = CAC — работа ради работы. LTV > CAC — все хорошо, экономика положительная, можно масштабировать рекламную кампанию.Разница LTV – CAC отражает маржинальную прибыль на 1 клиента.$800 – $270= $530 Отношение LTV / CAC отражает во сколько раз чистая выручка превышает расходы на привлечение 1 клиента. $800 / $270 = 2.96 В среднем на практике стремятся добиться значение LTV / CAC > 3, что позволяет с минимальными рисками масштабировать рекламную кампанию._________Часть 4 — визуализацияСхема юнит-экономикиСкачать в высоком разрешении_________Часть 5 — поиск оптимального решенияДержитесь, осталось совсем немного. И мы найдем верное решение.Чем выше соотношение LTV / CAC, тем лучше. Это как маховик в рекламной кампании, который можно и нужно раскручивать. Так как в нашем уравнении всего 2 элемента, то нужно работать отдельно над увеличением LTV и отдельно над снижением CAC.Чтобы наглядно проиллюстрировать корреляцию LTV / CAC, нужно построить анализ чувствительности — как каждый из элементов уравнения влияет на итоговое соотношение LTV / CAC.Ниже схематично проиллюстрированы разные соотношения LTV / CAC.Анализ чувствительности LTV / CACДанная таблица приведена в качестве примера и иллюстрирует корреляцию конкретной SaaS модели. Корреляция в ваших проектах будет иной. Для ее построения можно воспользоваться Экселем (через раздел Данные — Анализ “Что если” — Таблицы данных) или специализированными программами, к примеру, сервисом Feo.Наша текущая позиция находится на пересечении LTV = $800, CAC = $270, или отклонение от базовых значений на 0% (центр таблицы), LTV / CAC = 2.96. Это хороший показатель. Давайте посмотрим как он будет изменяться при изменении одного или сразу двух факторов.Однофактроное влияние (LTV или CAC):В случае увеличения LTV на 15% до $920 (делаем 1 шаг вправо от центра таблицы), соотношение LTV / CAC = 3.41.В случае снижения CAC на 30% до $189 (делаем 2 шага вверх от центра таблицы), соотношение LTV / CAC = 4.23.Двухфакторное влияние (LTV и CAC одновременно):В случае одновременного увеличения LTV на 15% до $920 и снижения CAC на 30% до $189, соотношение LTV / CAC = 4.87. Такую рекламную кампанию можно и нужно масштабировать.А вот в случае уменьшения LTV на 50% до $400 и увеличения CAC на 50% до $405, соотношение LTV / CAC = 0.99. Любое вливание денег в рекламу будет приводить к убыткам. Как я писал выше, мы должны искать решения увеличения LTV и снижения CAC, чтобы соотношение LTV / CAC было больше 3. Из вышеуказанной таблицы мы можем видеть все возможные варианты.Победа!Практические советыСчитайте юнит-экономику до и после рекламных кампаний, делайте срез основных метрик и отслеживайте изменения.Юнит-экономику можно разбить по отдельным продуктам и отдельным рекламным кампаниям, если есть такая аналитика. Тогда вы будете видеть те кампании, которые можно и нужно масштабировать, а убыточные кампании изменять или отключать вовсе.В интернете есть множество ссылок на Эксель файлы с предзаполненными формулами для расчета юнит-экономики.Либо ищите специализированные онлайн-сервисы для расчёта юнит-экономики или полноценных финансовых моделей. Как пример, сервис Feo.Пишите в комментариях ваши кейсы по юнит-экономике.Также напишите, стоит ли в дальнейшем писать попроще, или наоборот хочется более глубоких подробных разборов.В следующей статье я расскажу про когортный анализ и построение денежных потоков в юнит-экономике, также на конкретном примере и с визуализацией.Поддержите наш продукт на Product huntПриложение — основные сокращения юнит-экономики#финансовая_модель #юнитэкономика #uniteconomics #ltv #cac