Экономический показатель на основе бутербродов

Помимо бутербродов и супа, Pret A Manger предлагает взглянуть на мировую экономику. Как сеть, ассоциирующаяся у большинства с перекусами в аэропортах, может помочь отследить изменения экономической активности?

Экономический показатель на основе бутербродов

Pret a manger – сеть ресторанов быстрого питания, в ассортименте которых преимущественно готовые к употреблению сэндвичи, салаты и напитки. Компания была основана в 1986 году Джулианом Меткалфом и Синклером Бичэмом, которые месяцами работали в Victoria Central London, толком не обедая, т.к. не могли найти "подходящий сэндвич".

К 1998 году количество кофеен сети возросло до 50, при этом Pret обслуживал 20 миллионов клиентов в год, которые съедали 14 миллионов бутербродов и выпивали десять миллионов чашек кофе.

На сегодняшний день Pret a manger Ltd насчитывает более 450 кофеен в девяти странах мира с более 10 000 сотрудников.

В отчетах 2018 года компания сообщила об обороте в 710 млн фунтов стерлингов, что больше, чем в предыдущем году. Как и для многих предприятий, пострадавших от пандемии, 2020 год для Pret a Manger был весьма неустойчивым, а в 2022 году рост продаж до допандемийного уровня имел место не во всех кофейнях сети.

Так вот, вряд ли основатели Pret a manger могли предположить, что показатели их компании могут быть использованы для оценки макроэкономической ситуации.

Но в мае 2021 года, когда случаи Covid-19 в Европе и США пошли на убыль, а население стало выходить из карантина, Bloomberg решил отслеживать возвращение экономики к нормальному состоянию, используя динамику транзакций в Pret A Manger Ltd.

Экономический показатель на основе бутербродов

Почему выбор пал именно на эту сеть?

Это объясняется специфичностью расположения кофеин Pret: большая их часть концентрируется в бизнес-центрах, деловых районах, аэропортах и вокзалах.

Поскольку сеть кофеен тесно связана с обеденным перерывом в деловых районах Лондона и Нью-Йорка, индекс Pret от Bloomberg, который сравнивал еженедельные транзакции с тем, что было до вспышки Covid-19, показал, насколько быстро сотни тысяч банкиров, менеджеров, юристов и других работников возвращались к обычному для допандемйиного времени режиму.

Кафе Pret в терминалах аэропортов и на вокзалах Великобритании также показали, как быстро восстановились поездки внутри страны и за ее пределы.

А изучив данные о продажах в Гонконге и Париже, экспертам Bloomberg удалось провести сравнительный анализ с показателями в Лондоне и Нью-Йорке и сделать выводы о скорости и степени восстановления деловой активности в крупнейших финансовых центрах мира после первой и второй волн коронавирусной инфекции.

Методика расчета индекса Pret

Pret предоставляет Bloomberg еженедельные данные об объемах своих продаж в основных локациях на эксклюзивной основе. Эта информация позволяет охарактеризовать насколько увеличился спрос на завтраки и обеды, к примеру, в бизнес-центрах по сравнению с допандемийным уровнем. При этом, предполагается, что спрос в этих местах формируются в большинстве своем за счет работников тех самых бизнес-центров.

Базой или исходным уровнем для сравнения является январь 2020 года – допандемийный показатель. Данные о транзакциях сравнивают со средним значением за текущий месяц или неделю, начиная с 8 марта. Каждый пункт (0,01) индекса представляет собой 1% прогресса в направлении возвращения к уровням января 2020 года.

Индекс Pret на 14 июля 2022
Индекс Pret на 14 июля 2022

Итак, Индекс Pret от Bloomberg, рассматривая объем транзакций с января 2020 года в качестве отправной точки, отслеживает изменения в:

  • привычках офисных работников: в марте 2021 года объем работы в центре Лондона упал до трети допандемийного уровня, что свидетельствует о переходе на удаленную работу;
  • спросе на путешествия: с начала 2021 года объем рейсов в лондонских аэропортах постоянно растет, что свидетельствует о возвращении к допандемийным объемам авиаперевозок;
  • степени восстановления после отмены локдауна: Pret в центре Нью-Йорка восстанавливались медленнее, чем в Лондоне.

Восстановление деловой активности происходит не равномерно, некоторым изученным локациям удалось достигнуть показателей допандейминого уровня (Pre-Covid Level) в более короткие сроки, а в некоторых кейсах - даже превысить их.

Кейс Гонконга

По началу Гонконг демонстрировал самый сильный рост количества транзакций среди всех крупных глобальных деловых центров, в которых есть Pret. В марте 2021 года транзакции составляли около 80% от допандемийного уровня и достигли пика в июле прошлого года на уровне 85%.

как изменялся индекс Pret в Гонконге 
как изменялся индекс Pret в Гонконге 

Но в начале этого года продажи начали сокращаться. Объявленный в рамках стратегии нулевого ковида карантин стал помехой для роста в сфере ресторанного бизнеса и розничной торговли. На июль 2022 года индекс Pret в Гонконге составил 0,65. Посмотрим, как поведет себя индекс после смягчения Covid-ограничений.

Кейс аэропортов в Лондоне (Хитроу, Гатвик, Сити и Лутон)

Как восстанавливался индекс Pret после пандемии в аэропортах Лондона 
Как восстанавливался индекс Pret после пандемии в аэропортах Лондона 

Генеральный директор Pret Пано Христу признался, что объем продаж Pret в аэропортах — одна из текущих тенденций, которая удивила его больше всего.

В начале 2021 года объемы продаж Pret в терминалах лондонских аэропортов Хитроу, Гатвик, Сити и Лутон были примерно в десять раз меньше показателя до пандемии. По мере открытия границ и возобновления полетов спрос резко возрос.

С тех пор объем транзакций постоянно повышалось. Последние данные показывают, что индекс Pret составил 1,4. Продажи на июль 2022 года на 40% выше, чем они были до пандемии.

Продажа бутербродов — несовершенный показатель, но данные, собранные Pret, являются, по крайней мере, релевантным индикатором, демонстрирующий восстановление стран, городов и отдельных его районов в режиме реального времени.

Тыркба Ханифа 
к.э.н., доцент, экономический факультет РУДН
1919
2 комментария

Предлагаю объяснение для аэропортов: в самолетах перестали кормить (меньше, хуже), еду надо покупать с собой. Вот например https://www.latimes.com/business/story/2021-08-27/how-covid-has-changed-airplane-food-in-flight-service

6
Ответить

спасибо! отличное дополнение к кейсу

5
Ответить