Финтех по-казахски. Как развивается финансовый рынок Казахстана

Ближайшее десятилетие экономическое развитие государств будет определяться, прежде всего, уровнем инновационности и цифрового развития финансовой среды.

Об этом говорили участники ПЛАС-Форума «Финтех без границ. Цифровая Евразия», который прошел в октябре 2022 года в Казахстане. Участники форума обсудили такие темы, как развитие национальных и международных платежных систем, цифровизация госсервисов, Open Banking и Open API, цифроваяй ипотекае и цифровые профили клиента. Мероприятие собрало более 1,2 тыс. делегатов из 28 стран.

Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

В рабстве у цифры?

По словам вице-президента, регионального менеджера Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане Кристины Дорош, эра финтеха, которая называлась финтех 1.0, подошла к концу. «Это было время, когда инвесторы верили в бизнес-идеи финтеха, были готовы практически бесконечно инвестировать средства в саму идею, не дожидаясь монетизации, были легко доступны государственные, частные и венчурные капиталы. Финтех 2.0 характеризуется тем, что выживут лидеры категорий. Компании, представляющие финтех, начнут консолидироваться, поглощать, сливаться. Небольшие игроки просто будут уходить с рынка», – предположил эксперт.

Основным драйвером развития финтеха станет его способность масштабироваться с точки зрения получения прибыли, создавать и генерировать денежные потоки. Сама бизнес-идея или технологическая идея, какая бы она замечательная не была, без бизнес-моделей, обеспечивающих монетизацию и масштабирование, будет бесполезна, заключила Кристина Дорош.

«Ближайшее десятилетие экономическое развитие государств будет определяться уровнем инновационности и цифрового развития финансовой среды», – уверен управляющий партнер медиахолдинга «ПЛАС» Константин Гризов.

Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

Ex-CEO rozetka.uz, ex-Alibaba Георгий Фесенко считает, что если в Казахстане финтех подходит к своим пикам развития, то Узбекистан только встает на этот путь развития. «Узбекистан – огромная страна с развивающейся экономикой, быстрорастущим средним классом. Сегодня могу сказать, что Узбекистан полтора года назад и сейчас – это две совершенно разные страны. Если финтех в Казахстане подходит к своим пикам развития, то следующим шагом должен быть выход в Узбекистан. Так как это очень большой и интересный рынок и здесь поле непаханых возможностей для развития ритейла и финтеха», – уверен Георгий Фесенко.

Управляющий партнер компании Al Fusion Алексей Ильин назвал драйвером настоящей цифровизации технологии intelligent automation. Это технологии управления операционным производством современного банка, где вместе могут работать программные роботы и искусственный интеллект. Роботы используются для работы с рутинными ручными операциями, задачами, а искусственный интеллект – для работы с данными.

Коммерческий директор компании VisionLabs Илья Романов отметил, что компьютерное зрение относится к наиболее крупному сегменту ИИ, и сегодня в этом направлении заняты более 100 компаний на рынке СНГ. «Прогнозируется, что к 2023 году совокупный объем рынка таких решений достигнет 9,62 млрд долларов. Сегодня компьютерное зрение широко применяется для многих компонентов цифровой экономики, таких как «умный город», интеллектуальные транспортные системы, автономные автомобили, цифровые сервисы банков. Уже более 40 организаций в СНГ внедрили биометрические платформы, и в дальнейшем это количество будет только расти», – рассудил эксперт.

Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

Алексей Ильин отметил, что сейчас активно используется такой термин, как «роботизированная автоматизация». Это самый быстрорастущий сегмент программного обеспечения. Его доля на рынке в 2018 году составляла 800 млн долларов, по прогнозам специалистов, в 2022 году этот показатель достигнет 2,4 млрд долларов.

Инвестиции в цифру

Сами компании активно развивают «цифру». К примеру, несколько лет назад Technodom начал инвестировать в разработку собственной цифровой платформы, запуск состоялся в январе 2022 года. Платформа построена на современной архитектуре с использованием микросервисов. На платформе – единая история заказов и покупок клиентов по всем каналам. В будущем туда будут заведены техносервис, различные гарантии, программы лояльности и коммуникация с клиентами. Два года назад компания начала переезжать в «облако» вместе с Amazon, сменив локальную инфраструктуру на базе решений SAP. «Это несколько уровней Data lakes, техпроцессы по загрузке данных в облако, BI-инструментарий. В последнем случае мы остановились на Qlik Cloud», – рассказал директор по цифровым технологиям Technodom Роман Богдашкин.

Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

СEO и сооснователь Kaspi.kz Михаил Ломтадзе сообщил, что за последние три года компания инвестировала в технологии электронной коммерции около 150 млрд тенге. Сегодня в суперприложении Kaspi.kz зарегистрированы более 400 тыс. партнеров МСБ – поставщиков товаров и услуг, супераппом пользуются 12,8 млн физических лиц.

«Слово «цифровизация» сегодня произносится чаще, чем многие самые распространенные слова в мире. Особенно в банковском секторе и финтехе. Мир развивается так динамично, что счет идет на секунды. Например, что такое четыре секунды? Это много или мало? На самом деле четыре секунды – это время, которого достаточно, чтобы остановиться, подумать и принять решение. Мы пришли к выводу, что должны стать неким мостиком между корпоративными клиентами и розничными, и создали свое ноу-хау. Это финтех быстрого принятия решения. То есть создали возможность как раз за эти самые четыре секунды получить кредит», – отметила председатель правления Евразийского банка Ляззат Сатиева.

Кошелек нового поколения

Объем безналичных транзакций населения в Казахстане за январь-август 2022 года составил 63,1 трлн тенге, отчитался Нацбанк. Это больше, чем за весь 2021 год (50,2 трлн тенге). По сравнению с 2017 годом объем безналичных транзакций физлиц в РК вырос в 32 раза. Ежедневно на одного человека в Казахстане приходится в среднем 1,1 транзакция на сумму 14,9 тыс. тенге (в 2017 году – 0,1 транзакция на 2,6 тыс. тенге).

Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

По словам Ерлана Ашыкбекова, ключевыми технологиями и решениями, которые будут менять платежную среду в ближайшее время, станут биометрические технологии, расширенная аналитика данных, мгновенные переводы, управление цифровыми согласиями клиента (на использование его персональных данных), Open API и Open Banking, цифровые валюты центральных банков (CBDC).

По мнению операционного директора Tarlan Payments Максима Чернышова, в течение следующих пяти лет использование банковских переводов, кошельковых и бесконтактных платежей будет расти значительно быстрее, чем платежные карты. По его словам, в Европе доля карт в 2021 году составляла около 41% платежей в электронной коммерции. К 2026 году ожидается, что этот показатель упадет до 33%. Спикер предложил три категории компаний, которые выиграют гонку в новом мире финансовых услуг:

  • необанки (цифровые банки, pureplay, платежные банки и финансовые агрегаторы): ожидается, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе появится 100 новых финансовых учреждений к 2025 году;

  • большие традиционные банки: 100 крупнейших банков региона существуют в среднем 70 лет, что означает, что у них есть опыт управления экономическими подъемами и спадами;

  • средние и малые банки: в регионе еще возможны нишевые предложения;
  • финтех;
  • маркет-инфраструктура: платежные сети, разделяемые сервисы и ассоциации финансовых сообществ.
Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

В свою очередь, консультант компании IBS PROJECT Константин Хоткин отметил, что, несмотря на внедрение различного рода финтех-решений, во многих странах объемы использования наличной валюты все еще остаются достаточно высоким, и тенденции к отказу от наличных не наблюдается. Большинство людей по-прежнему используют банкоматы именно для снятия наличных.

CEO компании «Бухта» Асет Нурпеисов отметил, что за последние 10 лет количество безналичных платежей и карт увеличивается, поэтому банки все более срастаются с бухгалтерией. «В бухгалтерии Казахстана сейчас растет количество безналичных транзакций. Если раньше можно было рассчитаться наличными деньгами, сейчас государство со своей стороны ограничивает обращение наличной валюты, всячески усложняя взаимодействия с наличными деньгами. То есть сегодня гораздо проще работать через банки, когда все операции осуществляются прозрачно. Но для предпринимателя проще взять из сейфа наличные и отдать их своему контрагенту, таким образом совершить сделку», – отметил эксперт. По его мнению, в решении данного вопроса может помочь как раз интеграция бухгалтерии с банками.

Деньги будущего

Мир платежей меняется. Конвергенция индустрий финансов, ритейла и так называемых бигтехов, значительный рост популярности децентрализованных финансов и изменения паттернов потребления стимулируют участников финансового рынка адаптировать свои продукты к новым условиям. Одним из шагов является адаптация к таким изменениям цифровой финансовой инфраструктуры, в том числе цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ или CBDC).

По словам председателя правления, Центра развития платежных и финансовых технологий Национального Банка Республики Казахстан Бинура Жаленова, ЦВЦБ – это «третья форма денег»: дополнительная форма национальной валюты, эмиссия которой осуществляется центральным банком в цифровой форме, т. е. в виде токенов. Он отметил, что цифровые валюты центрального банка совмещают в себе преимущества наличных и безналичных денег, а также открывают новые возможности:

  • позволяют осуществлять офлайн-платежи, обеспечивая высокую степень проникновения и повышая устойчивость проведения платежей;

  • позволяют существенно оптимизировать цепочку расчетов и обеспечить мгновенные и атомарные кросс-граничные переводы, устраняя риски для контрагентов;

  • упрощают платежную интеграцию (в т. ч. могут использоваться для проведения платежей в среде Интернета вещей, IoT);
  • позволяют записывать право собственности непосредственно в токен, гарантируя видимость и прозрачность транзакций;

  • позволяют встроить бизнес-логику напрямую в токен за счет программируемости, для реализации сложных платежных операций (например, с нотариальными, юридическими и социальными функциями).
Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

Октябрьское исследование BIS показало, что уже более 65 центральных банков по всему миру проводят эксперименты с ЦВЦБ, а в 26 странах реализуются пилотные проекты. Раньше всех в Европе приступил к пилотированию Банк Швеции, и сейчас прорабатывает регуляторный подход и технологические аспекты внедрения. Народный Банк Китая проводит как планомерное развертывание е-CNY на локальном рынке, так и трансграничные пилотные проекты.

Банк России в апреле 2021 года опубликовал концепцию цифрового рубля, в рамках которой наиболее предпочтительной заявлена двухуровневая розничная модель ЦВЦБ и гибридная архитектура, сочетающая в себе использование распределенных реестров и специальных централизованных компонентов для процессинга операций. До конца 2021 года планируется разработка прототипа цифрового рубля с внешними участниками.

Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

Бинур Жаленов рассказал, что одной из ключевых предпосылок разработки цифрового тенге является возможность расширения финансовой инклюзивности и демократизации доступа к цифровой платежной экосистеме. Среди основных технологических свойств цифрового тенге, уже реализованных в рамках прототипа, спикер выделил расчеты в офлайн-режиме, которые позволяют использовать цифровые платежи в сценариях с ограниченным или неустойчивым доступом в интернет, обеспечивая качественную альтернативу наличным расчетам; настраиваемая анонимность предполагает возможность защищенного конфиденциального хранения средств на кошельке пользователя и возможность проведения транзакций в анонимном режиме по аналогии со свойствами наличных, однако при этом позволяет банкам обеспечивать соответствие требованиям ПОД/ФТ; программируемость позволяет определять целевое назначение цифровой валюты (например, для социальных выплат).

Решение о запуске цифрового тенге будет принято на основе результатов пилотного проекта, обсуждения с рынком и экспертным сообществом, а также исследования влияния на финансовую стабильность и денежно-кредитную политику.

Борьба за ИТ-кадры

Эксперт в области цифровизации финтех-продуктов, CEO, сооснователь red_mad_robot Central Asia, ex-директор департамента цифрового развития «Альфа-Банк Казахстан» Агиис Конкабаева уверен, что в ближайшие годы в мире возникнет дефицит ИТ-специалистов.

«Сейчас мы живем на стыке смены 4G на 5G. При этом некоторые компании уже влияют на развитие 6G. А это уже – подключение искусственного интеллекта к мобильным сетям. Это то, что будет влиять на «цифру» в целом в последующие 10 лет. Если следовать теории созидательного разрушения, то мы сейчас в разгаре шестой волны инноваций, которая продлится следующие 25 лет. Она как раз и будет ознаменована развитием AI, робототехники, подключением Big Data. Соответственно, все эти технологии создают новые профессии. Мы с вами живем в мире, когда больше 70% профессий до сих пор еще не появились, но появятся, а 50% текущих профессий в ближайшие десятилетия будут не востребованы. Если посмотреть прогнозы известных консультантов, то к 2025 году дефицит только инженерных специальностей составит 17 млн. Если говорить в целом по ИT-сфере, то мировой дефицит будет составлять порядка 25 млн», – подчеркнула эксперт.

Источник фото: ПЛАС-Форум
Источник фото: ПЛАС-Форум

Kaspi.kz развивает собственную лабораторию по подготовке ИТ-специалистов. За 2022 год на обучение было подано 12 тыс. заявок. 200 студентов были отобраны и прошли обучение в корпоративном университете Kaspi. Из них 50 остались работать в компании после завершения программы. Михаил Ломтадзе отметил, что среди наиболее востребованных направлений, по которым Kaspi набирает с рынка специалистов, есть Big Data, UX Design, UX Analysis.

Тренды финтеха

Вице-президент, региональный менеджер Visa в странах Центральной Азии и Азербайджане Кристина Дорош выделила несколько трендов, которые окажут серьезное влияние на развитие финтеха в ближайшем будущем:

  • Embedded finance (встроенные финансы). Раньше определенная монополия на проведение платежей была у банков, сейчас это становится доступным и нефинансовым сервисам. Банки в свою очередь с помощью API, других каналов получают возможность предоставлять свои сервисы нефинансовым партнерам. Таким образом, образуется синергия. Наглядный пример embеdded finance в нефинансовых сервисах – это платежи в известных приложениях для вызова такси, как Uber.

  • Metaverse. Яркие примеры слияния цифровых миров с реальным миром – это концерт Арианы Гранде, собравший виртуально более 1 млн фанов; фешн-шоу Gucci Garden, которое компания провела в Metaverse, продавая сумочки Gucci за баснословные деньги. И, конечно же, это игровые платформы, которые уже сейчас представляют собой целые миры, в которые активно встроена монетизация. Банкам и финтеху важно понять, как они могут быть там, в Metaverse, какие там существуют «боли», и как они их могут решить с помощью собственных сервисов и технологий.

  • Криптовалюты. Тренд затрагивает весь спектр от цифровых активов, криптовалют до цифровых денег центральных банков, развитие которых активно продвигается, в том числе в Казахстане. Так, в конце сентября Евразийский банк и казахстанская криптобиржа Intebix провели первую законную сделку по покупке цифровой валюты. Евразийский банк объявил о планах выпустить криптокарту в Казахстане до конца года. В октябре 2022 года в Казахстане нижняя палата парламента Казахстана Мажилис одобрила законопроект о легализации майнинга в первом чтении. Майнеров могут обязать лицензироваться в Казахстане. Также в стране появится новый финансовый институт – казахстанские криптобиржи, которые будут поддерживаться за счет обязательства майнеров обменивать до 75% своего капитала на таких площадках начиная с 2024 года. С вознаграждения майнеров будет взиматься в республиканский бюджет корпоративный подоходный налог, налог на доход майнинг-пула и плата с операций на криптобиржах.

11
реклама
разместить
1 комментарий

Ближайшее десятилетие экономическое развитие государств будет определяться, прежде всего, точно не финтехом.

1