Хороших налогов не бывает

Как уменьшить налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса

Анна Ермолаева, заместитель директора банка «Восточный» по МСБ и региональному корпоративному бизнесу – Директор департамента развития продуктов и процессов МСБ
Анна Ермолаева, заместитель директора банка «Восточный» по МСБ и региональному корпоративному бизнесу – Директор департамента развития продуктов и процессов МСБ

В последние годы налоговое бремя стало настоящим камнем преткновения для людей, которые ведут или только собираются открыть собственный малый или средний бизнес. Их пугают тем, что после выплаты положенных налогов от их дохода в лучшем случае не останется ничего, а в худшем – они еще и будут должны государству. Мой банковский опыт работы с малым и средним бизнесом говорит, что это совсем не так – но только в том случае, если вопросы налогообложения планируются, просчитываются и учитываются в бизнес-плане.

Немного теории

Хороших налогов не бывает

Закон № 209-ФЗ дает конкретные характеристики, по которым государство определяет категорию вашего бизнеса. От того, к какой категории относится ваше предприятие, зависит, какая форма налогообложения для вас доступна и какие налоговые льготы вы можете получить. На сегодняшний день действуют три основные системы налогообложения для малого и среднего бизнеса:

Хороших налогов не бывает

В период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные ИП вправе в течение двух налоговых периодов (максимум двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

А теперь давайте посмотрим, как все это можно применить на практике для вашего бизнеса.

Вы открываете новый бизнес

Открывая свой бизнес, люди нередко увлекаются построением бизнес-схем и продумыванием конкретных стратегий, оставляя бумажную волокиту “на потом”. А между тем, правильный выбор организационно-правовой формы вашего бизнеса и системы налогообложения может значительно облегчить нагрузку на владельца бизнеса и повысить его прибыль даже в первые годы.

Первое, что нужно сделать, – понять, хотите ли вы стать ИП или открыть ООО. Начинающему предпринимателю здесь очень пригодится помощь специалиста – например, используя портал бизнес-навигатора, который поможет вам узнать о вашем бизнесе все и даже больше, а также рекомендации финансового консультанта помогут сделать правильный выбор. Они смогут подсказать вам, какие неявные налоговые льготы или подводные камни возможны для вашего вида деятельности в вашем регионе.

Если это ваш первый бизнес в качестве ИП, вы можете воспользоваться налоговыми каникулами и в первые два отчетных периода работать по нулевой налоговой ставке и не выплачивать налоги (страховые взносы по-прежнему необходимо осуществлять).

Дополнительно необходимо обратить внимание, что ряд видов деятельности подлежит регистрации, это прописано в ст. 12 закона № 99-ФЗ, а также в ряде других законов, регулирующих отдельные виды деятельности. В частности, лицензированию подлежат, например: охранная деятельность, оказание услуг по трудоустройству, оказание услуг связи, образовательная деятельность, фармацевтика и др. Если лицензии у вас нет, к вам могут применить штрафные санкции, вплоть до конфискации имущества. Так что заранее узнайте, относится ли ваш бизнес к видам деятельности, на которые надо получать лицензию, и в какой государственный орган вам нужно за ней обратиться.

Пример

Вы планируете открыть ветеринарный кабинет в Самаре и выбираете самую удобную систему налогообложения. Площадь помещения – 50 кв.м. У вас есть три сотрудника, которым вы ежемесячно выплачиваете зарплату в размере 25 000 руб. каждому и за которых отчисляете страховые взносы: 22% в Пенсионный фонд, 2,9% в Фонд социального страхования, 5,1% в Фонд обязательного медицинского страхования. Общий размер ежемесячных страховых взносов составит 30% от фонда заработной платы 75 000 руб. – т.е. 22 500 руб.

ЕНВД

ЕНВД считается из расчета базовой доходности, умноженной на площадь помещения и скорректированной коэффициентами К1 (коэффициент-дефлятор, значение на 2018 год – 1,868) и К2 (понижающий региональный коэффициент, для ветеринарной деятельности в Самаре – 0,5).

Соответственно, ежемесячная сумма налога по ЕНВД составит 1800 руб. х 50 кв.м. х 1,868 х 0,5 = 84 060 руб.

Вы можете уменьшить ее на сумму страховых выплат, поскольку такая возможность прописана в местных законодательных актах: 84 060 – 22 500 = 51 560 руб.

Общий налог ЕНВД + страховые взносы = 84 060 руб.

УСН-15

Предположим, что ваша выручка в месяц составляет 1 200 000 руб., а расходы на материалы и сырье – 820 000 руб.

Налогооблагаемая база – 380 000 руб. Сумма налоговых платежей – 57 000 руб.

Вы можете уменьшить страховые взносы на сотрудников до 20% (ПФР) и заплатить 15 000 руб. вместо 22 500 руб., сэкономив 7 500 руб.

Общий налог УСН-15 + страховые взносы = 72 000 руб.

УСН-6

Доход, облагаемый налогом по ставке 6%, составит 1 200 000 руб., сумма налоговых платежей – 72 000 руб.

Вы можете уменьшить страховые взносы на сотрудников до 20% (ПФР) и заплатить 15 000 руб. вместо 22 500 руб., сэкономив 7 500 руб.

Общий налог УСН-6 + страховые взносы = 87 000 руб.

ПСН

В случае выбора патентной системы налогообложения стоимость налога на 12 месяцев составит 12 240 руб. Таким образом, при выборе данного налогового режима вы получаете невысокую стоимость налога и отсутствие налоговых деклараций. Вместе с тем, вы не сможете уменьшить стоимость патента за счет выплаченных страховых взносов, как это возможно при применении ЕНВД и УСН.

Очевидно, что в случае ведения бизнеса в статусе ИП выгоднее выбрать ПСН, в остальных случаях – УСН-15.

У вас уже есть стабильный бизнес

В моей практике достаточно часто встречаются случаи, когда предприниматель начинает свой бизнес как ИП: присматривается, выстраивает схемы работы, продумывает дальнейшие планы развития, срабатывается с сотрудниками. Через год-два он готов расширить бизнес и подать документы на его регистрацию перерегистрацию как ООО. При этом нашим законодательством не предусмотрена процедура преобразования ИП в ООО или в другие организационно-правовые формы. Поэтому индивидуальному предпринимателю в таких случаях необходимо закрыть ИП и зарегистрировать ООО, либо открыть ООО, не закрывая ИП, но тогда придется вести двойной бухучет на обе компании.

В чем отличие ИП от ООО? В случае ИП собственник бизнеса – одно частное лицо, которое отвечает по долгам предприятия своим личным имуществом. У ООО может быть несколько собственников, и по долгам предприятия они отвечают только уставным капиталом. А значит, ООО может привлечь инвесторов и партнеров со стороны, официально оформив эти отношения, и получить дополнительный капитал на развитие.

Что касается налогообложения, то на этом этапе можно задуматься о переводе бизнеса в другой регион: как я говорила, с 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани с почти нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, – это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Здесь важно отметить роль ваших финансовых партнеров в развитии вашего бизнеса. Если вы задумываетесь о возможностях получения налоговых льгот или участия в программах финансовой поддержки от государства, можете проконсультироваться с вашим банком и получить совет от профессионалов о том, на какие именно послабления и меры поддержки ваш бизнес может рассчитывать и что для этого нужно предпринять.

Вы также можете воспользоваться государственными программами поддержки предпринимательства, осуществляемыми через различные финансовые организации. Я уже упоминала Корпорацию МСП: она закрывает определенный уровень риска предпринимателя и позволяет ему, к примеру, получить заем в банке на более выгодных условиях. Не стесняйтесь, придя в банк, задать вопрос: «А с какими программами господдержки вы сотрудничаете и как их можно применить к моему бизнесу?»

Я уверена, что правильный бизнес – это не только правильная бизнес-идея, но и разумный подход к правовым и налоговым вопросам. Чем лучше вы в них разбираетесь, тем эффективнее работаете. И не стесняйтесь обращаться за советом к профессионалам, когда это необходимо. Удачи!

77
6 комментариев

«У ООО может быть несколько собственников, и по долгам предприятия они отвечают только уставным капиталом».
Да ну? Ну и много таких фактологических ошибок, видимо, проистекающих от незнания предмета. Видимо лавры тинька не дают спать, решили в смм податься. В целом очень слабый материал, я бы сменил подрядчика/копирайтера.

3

Пили пост на эту тему, интересно было бы почитать )

1

Комментарий недоступен

3

При расчете ЕНВД базовая доходность умножается на ставку налога, которая, как правило, равна 15%. Поэтому в вашем примере ЕНВД в месяц будут не огромные 84060 р., а вполне приемлемые 12609 р.

1

"Законно" снижая нагрузку налогов вы вступаете в конфликт интересов с ФНС. Интерес которой собрать все возможные по закону налоги. Уходя в такие схемы как минимум нужно рассчитывать на дополнительные проверки. Что повлечет рост расходов на бухгалтерское обслуживание.
И конечно же я даже не хочу говорить о "серых методах", потому как даже положительно прошедшая проверка может парализовать на время и принести убытки и донасчитать пусть и копеечную доплату и штраф.
Может сразу выбирать посильную форму налогообложения.

Ну все, закрываем PwC, EY, KPMG и Deloitte.