ЖаБность, страх потерять деньги, эффект ореола — антидрайверы инвестиций. Почему это бьет по кошельку инвестора?

Одна американская компания решила проверить достоверность самой странной байки Уолл-стрит. Для этого ее сотрудники проанализировали доходность счетов различных инвесторов. Оказалось, что самые успешные инвесторы — мертвые и неактивные клиенты.

Другими словами, мертвые инвесторы добиваются успеха на инвестиционном рынке быстрее живых. Это связано с тем, что долгосрочные инвестиции приносят доход, если их владелец не совершает непонятных телодвижений, панических покупок/продаж под воздействием жаБности или страха потерять денежки.

Я Владимир Афанасьев, собственник школы программирования для детей #АйДаКодить (codims.ru) и системного интегратор ICE Partners (icepartners.ru). Работаю как консультант по инновациям, цифровизации и развитию продуктового подхода. Эксперт ФРИИ и трекер МТS Startup Hub. Опыт 200+ команд. Вдобавок - частный пилот и IRONMAN.

Про свой опыт и мироощущение пишу в канале «Вроде работает, но надо тестить» t.me/vroderabotaetno Большой фанат выстраивания процессов и высокой степени неопределенности.

Инвестиционные решения далеко не всегда принимаются рационально, на них часто влияют эмоции и ожидания. Под давлением эмоций инвесторы попадают в ловушки, что оборачивается убытками, демотивацией, выгоранием.

Контроль эмоций — главная компетенция инвестора

В 1979 году психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски опубликовали статью, в которой изложили теорию перспектив. Ключевая мысль теории — в условиях риска и неопределенности человек принимает решения не рационально, а отталкивается от своих эмоций. После выхода статьи экономисты-теоретики встали на дыбы и назвали теорию спекуляцией: в их стройные математические модели никак не вписывались человеческие эмоции и ожидания.

Но процесс был запущен, и за последующие годы учеными были обнаружены разные поведенческие эффекты (отклонения от рационального поведения), которые влияют на принятие экономических решений и ситуацию на финансовом рынке. В итоге в 2002 году теория перспектив была удостоена Нобелевской премии по экономике.

Позже появилась наука нейрофинасы, которая объединила в себе экономическую теорию, нейробиологию и психологию. Нейроэкономические исследования смогли объяснить такие нелогичные вещи, как снижение стоимости акций в пасмурную погоду. Оказалось, что недостаток солнечного света влияет на эмоциональное состояние людей, в том числе усиливает страх перед неопределенностью.

Согласно нейроэкономическим исследованиям, ключ к успеху на инвестиционном рынке — умение управлять своими эмоциями. У профессионалов со временем вырабатывается к ним своеобразный иммунитет. Именно этим опытные инвесторы отличаются от новичков, для которых эмоции (особенно жаБность и страх потерять денежки) — главные триггеры ошибок и провалов.

Исследование компании DALBAR показало, что избыточная эмоциональность уменьшают ежегодный доход инвесторов на 4,32% при вложении денег в акции и на 5,56% при вложении денег в облигации.

Страх потерять деньги и эмоциональные распродажи

2022 год — один из самых турбулентных и эмоциональных за последние десятилетия. В начале года рынок испытал сильнейший стресс: только за один день, 24 февраля, индекс Мосбиржи свалился более чем на 10%. После этого торги остановились почти на месяц, обвалились котировки, заморозились активы. За февраль рынок скатился вниз на треть. Летом появилась некая стабильность, но уже осенью рынок опять стало трясти: в сентябре индекс Мосбиржи рухнул на 18,5%.

Февральские события вывели из равновесия даже опытных инвесторов. Главной эмоцией российского инвестиционного рынка стал страх потерять деньги. Многих это подтолкнуло к эмоциональным распродажам, которые в итоге закончились серьезными убытками.

Более хладнокровные инвесторы выбрали выжидательную позицию и рассуждали примерно так: «Продать я всегда успею. Для чего мне избавляться от акций во время такого жуткого падения и осознанно вгонять себя в убытки? Стоимость моих активов тотально недооценена, и это рано или поздно изменится».

Выжидательная позиция позволила многим инвесторам не только сохранить деньги, но и заработать. Например, некоторые держатели акций «Газпрома» и «Русала» смогли выгодно продать их уже в мае.

Нет ничего хуже состояния, когда инвестора охватывает паника и он превращается в истеричку. Страх активизирует миндалевидное тело мозга, которое отвечает за эмоциональные реакции. Эмоции берут верх над мышлением и действия становятся примитивными, необдуманными, агрессивными.

Когда рынок штормит, стоит сосредоточиться на долгосрочных целях и дать своему портфелю отдохнуть. Эту тактику используют многие опытные инвесторы, которые чувствуют себя высокоэмоциональными. Чем чаще инвестор заглядывает в портфель, тем сильнее становится его страх потерять деньги и тем чаще он совершает панические продажи.

Как понять, что пора душить жаБность?

Как здорово наблюдать, когда растут зеленые циферки в портфеле. Но вместе с ними в голове инвестора растет и жаБность. Эта противная сущность не дает ему вовремя продать зеленые активы. Например, акции выросли на 200%, и очевидно, что это слишком высокая цена для показателей бизнеса. Но жаба требует: «Подожди, не продавай, цена еще подрастет!» В итоге акции проседают, и инвестор теряет деньги.

Исследование Гарвардского университета показало, что прибыль на фондовом рынке влияет на человека почти так же, как и кокаин. Она активирует отделы мозга, которые отвечают за удовольствие, что заставляет нас забыть об осторожности.

Жаба живет в башке любого инвестора, но очень важно уметь вовремя ее придушить. Ключевой признак того, что жабе пора сдохнуть — самолюбование и дисконтирование прибыли. У инвестора возникает мысль: «Я красавчик! Я крут! Я сделал в этом году 200%. Если я буду иметь такой доход следующие 5 лет, то меня будет новая тачка, супер-пупер поездки, крутой бизнес».

Здесь нужно понять, что аномальная прибыль — не результат твоего гения. Ты просто попал в тренд. И, как правило, после сильного взлета активов, они летят вниз. Если в этом момент жабу не придушить и не скинуть акции, то начнутся убытки.

ЖаБность, страх потерять деньги, эффект ореола — антидрайверы инвестиций. Почему это бьет по кошельку инвестора?

Инвестиционные стратегии и рыночный шум

Все инвестиционные стратегии можно разделить на активные и пассивные. В первом случае инвестор принимает активное участие в жизни своего портфеля и пытается заработать в краткосрочной перспективе — от недель и дней до часов и минут. Пассивная стратегия — инвестор сформировал портфель и надолго про него забыл.

Пассивное инвестирование позволяет сэкономить не только время, но и нервы: вся движуха активов остается «за кадром», поэтому инвестор не сталкивается со страхом потерять деньги и другими негативными эмоциями. Но свойственное людям желание заработать здесь и сейчас подталкивает инвесторов к активному инвестированию, которое связано с постоянным риском и эмоциональным напряжением.

Как правило, при активном инвестировании главным источником информации становится рыночный шум — слухи, домыслы, советы, прогнозы «финансовых гениев», несущих свои «знания» в массы на биржевых форумах и в трейдерских социальных сетях.

Человеческий мозг ненавидит неопределенность. Активное инвестирование — это сплошная неопределенность, в которой к тому же нужно очень быстро принимать решения. В таких экстремальных условиях мозг пытается найти хоть какие-то подсказки, позволяющие снизить уровень неопределенность. Такой подсказкой и становится инвестиционный шум. Инвестор с радостью хватается за слухи и на их основе принимает решения. Понятное дело, что такая тактика приводит к провалу.

Как правило, профессиональные игроки делают ставку на долгосрочные инвестиции. С возрастанием таймфрейма влияние рыночного шума неуклонно стремится к нулю. Чем меньше таймфрейм, тем больше влияние рыночного шума и тем выше вероятность совершить ошибку. Многие опытные игроки считают, что критические интервалы — M30 и менее.

Сделка будет тем безопаснее, чем больше обоснований для нее найдется. Рыночный шум к обоснованиям не относится.

«Грабли» венчурных инвесторов

Если доля риска традиционных инвестиций может быть разной, то венчурные инвестиции всегда связаны с высоким уровнем неопределенности. Вкладывание денег в инновационные проекты — рискованная сфера инвестирования, так как большинство стартапов не выживают.

Чтобы снизить вероятность неудачных инвестиций, венчурным инвесторам нужно избегать эффекта ореола и гипножабы. Также им важно уметь контролировать свои эмоции при взаимодействии со стартапами и понимать, что роль инвестора отличается от роли предпринимателя.

Эффект ореола и гипножаба

У любого человека есть два режима мышления:

  • Система 1 (быстрое мышление) — опирается на эмоциональные реакции, первичные впечатления.
  • Система 2 (медленное мышление) — опирается на осознанные умозаключения, анализ, верификацию.

Довольно часто неопытные инвесторы при выборе проектов задействуют только быстрое мышление, т. е. инвестируют на ощущениях, не подкрепляя их анализом. Такой феномен называется эффектом ореола.

Стандартные грабли инвесторов-новичков при взаимодействии со стартапами: вам показывают креативные картинки и уникальную технологию, вы говорите «Вау!» и достаете чековую книжку. А после выясняется, что это решение либо уже есть у других компаний, либо оно офигенное и крутое, но у него нет конечного пользователя.

Когда вы начинаете наезжать на фаундеров, они встают на дыбы и бьют себя в грудь: «Да у нас будет 10 линеек продаж и 100 видов продуктов!» На самом деле это значит, что у них нет целевых пользователей. От вливания денег в такие проекты лучше отказаться.

Самый мощный инструмент фаундеров — гипножаба — способность убеждать инвесторов в успешности своих проектов. И очень часто фаундеры сами верят в эту гипножабу: они уверены, что их проект выстрелит, рисуют у себя в голове слишком оптимистическую картинку, которая не имеет ничего общего с реальностью.

В общем, эффект ореола и гипножаба могут стать ловушками для инвестора и заставить его поступать иррационально. Поэтому важно сверять с реальностью то, что у фаундеров в голове. Это можно сделать с помощью due diligence — действий, направленных на получение достоверной информации об объекте финансирования.

Главное, что должно интересовать инвестора — вопросы, связанные с потребностями рынка:

  • Существует ли спрос на продукт, кто относится к целевой аудитории.
  • Каков объем потенциального рынка.
  • Каков потенциал будущего роста рынка.

Не менее важна оценка команды. Стартап по определению — это множество неизвестных. Если прогнозы не подтвердятся и проект столкнется с трудностями, сильная и сбалансированная команда сумеет найти решение.

Инвестор ≠ владелец бизнеса

В стартапы часто вкладываются предприниматели. И многие из них не учитывают того, что роли предпринимателя и инвестора значительно отличаются. Предприниматель полностью контролирует свой бизнес, принимает решения и несет ответственность за операционку. Инвестор стартапа сотрудничает с чужой командой и может лишь частично влиять на ее решение.

Стремление начинающих инвесторов к микроменеджменту, тотальному контролю стартапа приводит к демотивации и выгорании команды: основатели чувствуют, что это уже не их проект, и они просто работают на инвестора.

Инвестор может заниматься стратегическими вещами, но он не должен лезть в операционку, контролировать «у кого закупается бумага для принтера», вмешиваться в кадровую политику. Нельзя прийти и сказать: «Васька плохо работает, его нужно уволить!» С таким подходом стартап быстро развалится. Команду нужно оценивать до начала инвестиций, а не пытаться ее нагнуть на основании того, что ты вложил в проект бабки.

Пишу про ИТ, людей, процессы, неопределенность и про себя в Telegram. В общем, самые умные мысли там https://t. me/vroderabotaetno

99
Начать дискуссию