{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Владелец агентства с оборотом 35 млн/год благодаря управленческому учёту увидел реальную доходность проектов — и офигел

Как часто бывает в бизнесе, ощущения не совпали с действительностью. Оказалось, один из ключевых по выручке клиентов приносит лишь несколько процентов прибыли, а некоторые проекты вообще убыточны.

Любовь Соловьёва
Аттестованный главбух, налоговый консультант, финансовый аналитик. Руководитель аутсорсинговой компании «Солнечная бухгалтерия». 💰 Сэкономила клиентам 70+ млн руб. Телеграм-канал

Мы в «Солнечной бухгалтерии» занимаемся комплексным финансовым сопровождением бизнеса — бухгалтерией и управленческим учетом.

Сила управленки в том, что она помогает представлять финансовые отчеты в удобной и релевантной для собственника форме. Например, можно узнать прибыль не только по бизнесу в целом, но и по его отдельным направлениям. Кейс как раз об этом.

Клиент — собственник маркетингового агентства с ИП на УСН

Агентство существует с 2016, основные направления его деятельности следующие:

  • Создание сайтов

  • Рекламные тексты

  • Видеопрезентации и организация мероприятий

  • Реклама в Яндекс-директ

  • Продвижение в соцсетях

  • Консультации

  • Обучение руководителей клиентов
  • Закупка рекламы в Телеграм + реклама в собственном канале

Проект в агентстве — это либо отдельный клиент, либо группа клиентов, которые заказывают однотипную услугу, например, рекламу в соцсетях.

Основной доход агентство получает от абонентского обслуживания: клиент каждый месяц платит фикс и получает определенный набор услуг.

Управленческий учет уже был внедрён, но не позволял выделить финансовые результаты по клиентам. Собственник не знал реальную доходность проектов и какие из них приносят основной доход.

Это довольно популярная ситуация. Одна из ее причин в том, что многие сотрудники агентства одновременно заняты в нескольких проектах. Владелец мог только догадываться, что определенные проекты отнимают слишком много времени, а дохода приносят мало. Однако учета по проектам не было, поэтому нельзя было узнать, как на самом деле.

Вот как мы провели анализ и получили эти результаты.

Собрали исходные данные для расчета и сразу увидели проблемы

Прежде чем приступить к расчету финансовых результатов, нужно собрать все необходимые исходные данные. Здесь были две проблемы.

❌ Личные расходы собственника включены в расходы бизнеса. Юридически агентство организовано в формате ИП. А предприниматель имеет право оплачивать личные расходы со своего расчетного счета. Таким образом, в исходных данных были смешаны расходы бизнеса и собственника.

Отчет о движении денежных средств — ОДДС. Красным выделены личные расходы собственника, которые были включены в расходы бизнеса

✅ Исключили личные расходы собственника. Теперь прибыль агентства по начислению определяется только с учетом расходов, относящихся к бизнесу. Расходы собственника проводятся за счет чистой прибыли и не попадают в отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).

В ОДДС расходы собственника оставили, но вывели их в отдельный блок в рамках финансовой деятельности. Теперь в отчете можно отдельно рассмотреть денежные потоки агентства, относящиеся к бизнесу. Если нужно показать отчет стороннему пользователю, расчеты с собственником можно скрыть.

❌ Не учитывались некоторые доходы и расходы. В силу специфики расчетов некоторые доходы и расходы агентства ранее вообще не попадали в отчетность.

Например, агентство вело Телеграм-канал клиента «Клиника» и по договоренности с ним размещало в этом канале рекламу других клиентов. Доходы от этой рекламы шли на продвижение этого же канала. Результат был нулевой — реклама только окупала саму себя, поэтому эти обороты не учитывались ни в доходах, ни в расходах. Как будто ничего и не было.

Начали включать эти данные в отчеты. По факту доход приносит все-таки направление рекламы в канале, а расходы — ФОТ, на тех, кто размещает рекламу в обе стороны — относятся к продвижению самого клиента и его канала.

Мы стали собирать эти данные и отнесли их в доходную и расходную части: доход — от рекламы в канале клиента, расход — размещение рекламы в других каналах. Теперь можно оценивать это направление как самостоятельно приносящее доход и увидеть реальные затраты на продвижение канала.

Отделили проекты от направлений

Собственник самостоятельно установил список проектов, по которым нужно определять финансовые результаты. Здесь возникла проблема, связанная со «смешением» проектов и направлений работы.

❌ Доходы с одних проектов по факту относились к другим. Помните клиентский Телеграм-канал «Клиника». Кроме бизнеса самого клиента, там рекламировали другие бизнесы, из-за этого выручка между проектами распределялась некорректно.

ООО «Клиника» — владелец Телеграм-канала, в котором размещается реклама самой клиники и других клиентов агентства: ООО «Стоматология» и ООО «Массаж».

С точки зрения собственника есть три проекта:

1) «Реклама в ТГ Клиника»

2) «Стоматология»

3) «Массаж»

«Стоматология» или «Массаж» рекламируются в канале «Клиники», а весь доход по ним учитывается в проекте «Реклама в ТГ Клиника». В результате по проектам «Стоматология» и «Массаж» доход будет занижен, а по проекту «Реклама в ТГ Клиника» — завышен.

Предложили не относить такие доходы к проекту, а сделать их статьей дохода. Именно так стоит поступить с доходами с «Рекламы в ТГ Клиника» из примера выше. Это позволит оценить доходы и расходы по этой статье, не занижая доходы по проектам.

Увы, пока что у собственника другое мнение.

Распределили доходы и расходы между проектами

Здесь тоже не обошлось без трудностей.

❌ Информация о распределении зарплаты была закрытой. Владелец бизнеса не хотел давать персональную информацию о зарплатах сотрудников.

Пока расходы не распределяли по проектам, это было неважно, так как зарплату при определении финансового результата учитывали общей суммой по бизнесу в целом. Однако многие сотрудники заняты в нескольких проектах, поэтому для учета по проектам деньги на зарплату нужно было разделять.

Теперь собственник сам распределяет зарплату между проектами, а нам даёт только общие данные без выделения сотрудников. В качестве базы для распределения выбрали затраты труда в часах.

Отчет по распределению ФОТ помог сразу увидеть, какие проекты забирают основную долю оплаты труда без необходимости искать эти данные в таблицах. Если собственник захочет развить какой-то из проектов, он сможет перераспределить деньги в ФОТ.

❌ Налог относили к расходам и распределяли между проектами в месяце уплаты. Для справки: ИП на УСН должен платить налог раз в квартал, в течение месяца после завершения отчетного периода. Например, налог за 1-й квартал необходимо перечислить в течение апреля.

Из-за этой ошибки налог за 1-й квартал полностью попадал в расходы первого месяца 2-го квартала. То есть финансовый результат в январе-марте получался завышенным, а в апреле-июне — заниженным.

✅ Начали относить налог к расходам периода получения дохода. Доходы распределяются напрямую, но с учетом особенностей выделения проектов, установленных собственником. Например, на проект «Клиника для детей» попадают все поступления от этого контрагента, кроме оплаты за рекламу в телеграм-канале «Клиника», которая относится к отдельному проекту.

Мы разработали порядок распределения доходов и расходов для других подобных ситуаций. Например, расходы распределяются тремя способами:

  1. Напрямую, где это возможно. Например, это налоги от суммы поступивших средств или услуги сторонних организаций по продвижению конкретной компании.

  2. Зарплату распределяем по данным, которые предоставил собственник.

  3. Расходы, которые относятся ко всем проектам, распределяем пропорционально выручке. Это, например, аренда, зарплата административного персонала или услуги банка.

Анализ финансовых показателей помог собственнику увидеть, насколько сильно отличается доходность по разным проектам.

Вот отчет о прибылях и убытках в разрезе проектов. При средней по бизнесу рентабельности 14% в компании есть убыточные и низкодоходные проекты с рентабельностью до 3–6%. При этом есть отдельные проекты с рентабельностью до 62%. Есть и убыточные проекты, например, «Реклама в ТГ Гостиница».

Отчет по доходности с января 2022 по март 2023. Интересно, что самая высокая рентабельность у рекламы в телеграм-канале — 39%.

Теперь собственник видит, сколько денег приносит каждый проект с учетом всех расходов, и может принимать обоснованные решения.

Еще интересные цифры

  • Собственник делал ставку на клиента из строительной сферы, который платит почти 12 млн в год, это треть всей годовой выручки. Однако проект приносит лишь 7% прибыли (порядка 340 тысяч), а его доходность — 3%. Увидев это, собственник также всерьёз задумался о том, что агентство сильно зависит от этого заказчика.
  • У рекламы в Телеграм-канале «Клиники» неплохая доходность — 21%.
  • Выручка от консалтинга всего лишь 4%, его рассматривали как вынужденную необходимость для привлечения клиентов. Однако его рентабельность 52%. Это пользуется спросом и, надеемся, собственник будет наращивать обороты в этом направлении.

Как быть с низкодоходными и убыточными проектами

Это зависит от конкретной ситуации. Например, вряд ли стоит закрывать проект «Стройка», несмотря на рентабельность 3%. Этот проект дает 34% выручки и около 7% прибыли агентства. Поэтому, скорее всего, его не получится быстро заместить за счет других проектов.

Диаграмма из учетного сервиса «Финансист»
Диаграмма из учетного сервиса «Финансист»

В таких случаях стоит подумать, как повысить цены или оптимизировать расходы. В частности, контроль распределения рабочего времени поможет оценить эффективность затрат на персонал по разным проектам. Не исключено, что некоторые функции будет выгоднее отдать на аутсорсинг.

Резюме: как понять, на каких проектах вы зарабатываете и что делать дальше

  1. Включайте в отчет только доходы и расходы, которые прямо относятся к бизнесу. Не смешивайте личные средства собственника и деньги бизнеса, даже если это ИП.

  2. Выделите проекты с учетом особенностей вашей деятельности и важности конкретных клиентов

  3. Разработайте методику, которая позволит максимально точно распределить доходы и расходы между проектами с учетом специфики вашего бизнеса.

  4. Проанализируйте полученные результаты и примите обоснованное решение о том, как поступить с низкодоходными и убыточными направлениями.

Рассказываем, как экономить на налогах, обходиться без проверок и штрафов и получать положенные льготы в Телеграм-канале.

Расскажите, как вы принимаете решения — больше полагаясь на ощущения или же на данные? Если второе, то насколько глубоко копаете?

0
138 комментариев
Написать комментарий...
Олег Хриенко

Я бы не стал так дробить на проекты. Создает почву для ложных выводов. Если убрать "стройку" с маржинальностью 3% внезапно "упадут" проценты по всем другим клиентам. "Стройка" в данном случае позволяет держать адекватный штат, офис, инфраструктуру и т.п. - чем пользуются другие более маржинальные проекты. В целом, маловероятно что агентство выживет, если уйдет этот клиент.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Солнечная

А как бы стали? Если необходимо видеть доходность по каждому проекту. Поделитесь своим опытом. Инфраструктура распределена по всем проектам в виде расхода пропорционально выручке, поэтому «пользование» распределено между проектами. Агентство не планирует отказаться от клиента «стройка», но анализирует ситуацию своей зависимости от базового клиента и при этом низкой доходности этого проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Хриенко

С такими оборотами и средним чеком такая степень детализации, имхо, не нужна. Нет смысла в продуктовом ларьке считать маржинальность продажи хлеба относительно жвачки и делать какие-то выводы. Можно посчитать по всей компании в целом. Можно попытаться разбить на вертикали - примерно равные по объему и вкладу (с точки зрения выручки). Желательно при этом чтобы команда в большинстве своем целиком обслуживала только свою вертикаль.

Если же нужна такая подробная детализация, то надо учитывать ту выгоду которую приносит базовый клиент. Например, сотрудник Вася с окладом 100К 90% времени тратит на стройку и 10% времени на отели. На фрилансе мы бы никого не нашли за 10К. Нашли бы за 30К. Значит +20К - прибыль от базового клиента. А еще экономия на HR-функции, а еще Вася проверен и не срывает дедлайны - надо как-то оценить величину возможных потерь.

Про скидки вам тут уже тоже написали. А ещё вполне вероятно, что различные агентские комиссии вообще стоит относить на счет основного клиента как минимум до того момента, пока не будет понимания, что эти комиссии останутся прежними и без него.

Ну, и еще замечу - что эти 3% скорее всего легко превратятся в ваших расчетах в 30%, если у агентства появится еще один крупный клиент и внезапно окажется, что все исполнители вполне могут вести и его тоже.

Ответить
Развернуть ветку
135 комментариев
Раскрывать всегда