Следовать ли криптостартаперам примеру Mastercard? Кое-что о регистрации товарных знаков

Недавняя новость о том, что Mastercard регистрирует товарные знаки, связанные с блокчейном, вызвала вопросы у криптостартаперов. Особенно у тех, кто тоже подумывает об оформлении интеллектуальной собственности.

Напомню, финтех-гигант раскрыл в своей заявке на товарный знак некоторые подробности о планируемых продуктах и технологиях. Компания собирается оптимизировать криптовалютные транзакции, выпустить API для проверки транзакций, поддерживать торговлю криптовалютами, упростить финансовым учреждениям проверку пользователей.

В России есть немало интересных блокчейн-проектов, но их команда не всегда стремится регистрировать патенты и товарные знаки. Кого-то смущает, что криптовалюты только начали вводиться в правовое поле. Закон о цифровых финансовых активах пока очень общий и рамочный, а государственные регуляторы относятся к таким активам настороженно и в первую очередь стремятся обезопасить от них финансовую систему и предотвратить использование в преступных целях.

Стоит ли российским стартаперам регистрировать товарные знаки, связанные с криптовалютами, или лучше не привлекать к себе внимание государства таким образом?

Товарные знаки стоит регистрировать всегда, если вы планируете использовать в бизнесе соответствующие продукты интеллектуальной собственности (названия, логотипы, дизайн и так далее). Сама по себе регистрация товарного знака нежелательное внимание регуляторов может и привлечет, но это не имеет никакого значения, если вы не собираетесь вести незаконную деятельность.

Если вы собираетесь вести незаконную деятельность, регистрация товарного знака с использованием каких-нибудь криптослов — это наименьшая из проблем, которая вам грозит. Именно поэтому бежать все регистрировать, чтобы обогнать конкурентов – это, как правило, самый верный выбор.

Но есть нюансы

Нужно быть внимательными с ограничениями, прописанными в законе. Например, для использования официального знака рубля в регистрации товарных знаков необходимо получать разрешение Центробанка Российской Федерации.

Соответствующие требования могут предъявляться и к другим официально зарегистрированным символам, каковых, впрочем, в криптовалютах немного по понятным причинам.

Как выбирать класс МКТУ при регистрации? Специальных крипто- и блокчейн-классов там вроде бы нет?

МКТУ – международная классификация товаров и услуг. При регистрации товарного знака он обязан принадлежать к одному или нескольким классам и использоваться для товаров и услуг именно этого класса. Другая компания имеет право использовать похожий или такой же товарный знак, если использует его для товаров и услуг не “занятых” вами классов.

Выбор класса МКТУ зависит от деятельности, которую вы будете вести. Обычно товар или услугу можно отнести к уже существующему классу. Например, если это деятельность в сфере финансов, то это 36-й класс. Если это какие-то операции, связанные с покупкой-продажей товаров, то это 35-й класс.

МКТУ регулярно обновляется, 1 января 2023 года вступила в силу уже 12-я редакция. Посмотреть свежую версию можно на площадке Роспатента.

Чтобы защита интеллектуальной собственности прошла быстро и качественно — обращайтесь к специалистам своего дела, компании «Онлайн-патент»!

66
Начать дискуссию