Простой калькулятор для расчета стоимости компании

На основе трех самых популярных методов оценки бизнеса

Простой калькулятор для расчета стоимости компании

Каждый предприниматель рано или поздно задумывается над тем, сколько стоит его компания. Сценарии могут быть самые разные: полностью продать бизнес и переключиться на новую сферу, привлечь инвестиции за долю в компании и масштабировать бизнес или самому для себя понять, сколько стоит созданный тобой актив и как можно увеличить его стоимость.

Меня зовут Наталья Джораева, я профессиональный финансист и основатель информационной платформы для предпринимателей Гет-Инвестор. Предлагаю разобраться, какие подходы чаще всего применяются на практике к оценке бизнеса и посчитать примерную стоимость своей компании с помощью простого калькулятора.

Забегая вперед, отмечу, что в реальных переговорах никогда не бывает единственно правильной оценки, которую нельзя было бы оспорить, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Имеет значение даже то, насколько срочно вам нужно провести сделку и кому в принципе эта сделка нужнее: вам или покупателю.

Поэтому, готовясь к переговорам с потенциальными инвесторами, рекомендую придерживаться двух правил:

  • Стремиться к тому, чтобы расширить круг покупателей/инвесторов, не замыкаться на одном-двух. При этом учитывайте фактор дополнительной выгоды для потенциального инвестора - так, компания, которая получит синергетический эффект от покупки вашего бизнеса, скорее всего будет готова заплатить более высокую стоимость при прочих равных условиях.
  • Заранее подготовить убедительные аргументы в обоснование своей оценки, чтобы уверенно защитить ее во время переговоров.

Об аргументах для обоснования оценки мы и поговорим далее.

Скачать калькулятор для оценки бизнеса по ссылке.

Затратный метод

На практике этот метод обычно используется для оценки капиталоемких бизнесов с дорогостоящими активами на балансе: недвижимостью, оборудованием и так далее.

Суть метода состоит в том, чтобы оценить, сколько останется имущества у компании, после того, как она расплатится за счет него по своим внешним долгам и обязательствам: с подрядчиками, сотрудниками, поставщиками и банками. Этот остаток и будет оценкой бизнеса.

Из описания очевиден главный минус метода: он не учитывает созданные вами наработки в виде клиентской базы, уникальных конкурентных преимуществ и в целом будущие перспективы роста.

Поэтому подойдет, в первую очередь, тем бизнесам, которые не планируют какого-то существенного развития, обладают более-менее значимым имуществом и не обременены высокими долгами.

Разумеется, все цифры в расчете должны подтверждаться данными бухгалтерского и/или управленческого учета компании: перед сделкой покупатель обязательно их проверит.

Пример. Небольшое производственное предприятие уже 2 года владеет оборудованием, стоимость которого с учетом износа составляет 15 млн рублей. Кроме того, на складе имеется готовая продукция на сумму 3 млн рублей, от клиентов ожидается оплата за поставленную ранее продукцию на сумму 4,5 млн рублей, а на расчетном счете есть 500 тысяч рублей. При этом компания еще не до конца расплатилась по кредиту, который брала на покупку оборудования, долг по кредиту - 10 млн рублей. Задолженность перед поставщиками сырья для производства составляет 1,5 млн рублей.

Оценка затратным методом = Активы - Пассивы = 15 + 3 + 4,5 + 0,5 - 10 - 1,5 = 11,5 млн рублей.

Простой калькулятор для расчета стоимости компании

Сравнительный метод

Этот метод довольно прост с точки зрения расчетов, его называют еще “методом мультипликаторов”. Мультипликатор - это коэффициент, который показывает отношение стоимости компании к некому базовому показателю. Например, мультипликатор к выручке, равный 3, говорит о том, что стоимость компании оценивается в 3 ее годовых выручки. А мультипликатор к прибыли, равный 5, показывает, что компанию оценили в 5 годовых прибылей.

Какой мультипликатор применить для оценки своего бизнеса, подскажет конкурентный анализ или анализ сопоставимых компаний. Но придется приложить усилия: нужно сделать подборку бизнесов, выставленных на продажу, из вашей ниши и близких к вашему по масштабам. А для оффлайн-бизнеса - желательно еще и из вашего региона.

Преимущество сравнительного метода оценки - в относительной простоте расчетов, поэтому он довольно популярен на практике. Однако есть и минусы - сложности с поиском информации о цене продажи бизнесов из некоторых ниш (например, для онлайн-бизнеса) и их финансовых показателях. Кроме того, этот метод, как и затратный, не учитывает потенциал роста и масштабирования вашей компании. Хотя, вполне возможно, что как раз для этой цели вы привлекаете инвестиции и делаете оценку, и не учесть будущий рост в оценке - значит, существенно занизить ее.

Пример. Оцениваем некий оффлайн-бизнес с годовой выручкой в 19 млн рублей и операционной прибылью до уплаты налогов 8,2 млн рублей. Для этого в публичных источниках подбираем 5 сопоставимых компаний, выставленных на продажу, из нашей ниши и региона. Вычисляем мультипликаторы по выручке и операционной прибыли, разделив на них цену продажи каждой компании. Получаем усредненные коэффициенты, которые можем применить уже к собственным цифрам по выручке и прибыли.

Оценка сравнительным методом = (Выручка Х Мультипликатор по выручке + Прибыль Х Мультипликатор по прибыли) / 2 = (19 Х 2,1 + 8,2 Х 4,1) / 2 = 37 млн рублей

Простой калькулятор для расчета стоимости компании

Доходный метод

Доходный метод, как следует из названия, основан на прогнозе будущих денежных потоков по проекту. Это тот метод оценки, который позволяет в полной мере учесть и потенциал масштабирования, и наработанные компанией нематериальные активы - ноу-хау, клиентскую базу, профессиональную команду, то есть все то, что поможет воплотить в жизнь стратегию роста.Проще говоря, это оценка на основе финансовой модели, которая представляет собой детальный финансовый прогноз на 3-5 лет. Иногда срок прогноза может быть и больше, в зависимости от стадии развития компании и отрасли.

Финансовая модель — это гибкий финансовый план вашего бизнеса, построенный в «эксель». Финмодель включает в себя ключевые вводные параметры, такие как план продаж, ценовая политика, прогноз найма новых сотрудников, план закупки оборудования и т. д. Затем на основе этих вводных рассчитывается прогноз доходов и расходов, в том числе налоговые выплаты. Если в работе с поставщиками и клиентами используется отсрочка оплаты или предоплата, то считается также потребность в оборотном капитале. Оборотный капитал — это деньги, которые потребуются вам, чтобы поддерживать складские запасы и/или производственный процесс, пока не поступили платежи от клиентов.

Финансовая модель должна быть интерактивной, чтобы при изменении исходных параметров все расчеты автоматически пересчитывались, а на выходе формировался прогноз финансовой отчетности:

  • Отчет о прибылях и убытках — для понимания масштабов продаж и уровня прибыльности.
  • Отчет о движении денег — для понимания размеров кассового разрыва. Кассовый разрыв — это сумма, на которую ваши расходы за период (например, месяц) превышают поступления. Величина кассового разрыва и есть та сумма инвестиций, которая требуется проекту для реализации его планов.

На основании прогнозного денежного потока компании на перспективу 3-5 лет и строится оценка доходным методом.

В чем преимущество данного метода? Финансовая модель, в отличие от оценки на основании фактических данных, дает четкое представление о стратегии компании, ключевых факторах, влияющих на продажи и прибыль, и ваших бизнес-приоритетах. И помогает учесть эти факторы в оценке, даже если прямо сейчас бизнес еще не генерирует существенный денежный поток. Это способ для основателя бизнеса сформировать более четкую переговорную позицию, дать инвестору комфорт и понимание драйверов роста вашего проекта.

На первый план оценке бизнеса на основе финмодели выходят ваши аргументы в обоснование вводных для этого прогноза. План должен быть реалистичным, основанным на вашем понимании рынка и бизнес-модели, но при этом и достаточно амбициозным, чтобы отразить в оценке потенциал компании. За помощью в построении финансовой модели можно обратиться к нашей команде.

Пример. Компания построила финансовую модель, результатом которой стал представленный ниже прогноз денежных потоков. Инвестор готов вложиться в проект, если доходность на инвестиции составит не менее 30% годовых. Такую ставку дисконтирования мы и будем использовать в расчетах. Темп прироста денежного потока за горизонтом планирования консервативно оценим в 1% год к году.

Оценка бизнеса исходя из представленного ниже прогноза составляет 32,7 млн рублей, автоматический расчет можно посмотреть в нашем калькуляторе (ссылка на калькулятор в конце статьи).

Простой калькулятор для расчета стоимости компании

Подведем итоги

Итак, мы рассмотрели 3 основных подхода, которые используются на практике для оценки бизнеса. Каждый метод имеет свои плюсы и минусы: применяйте несколько методов параллельно для взаимной проверки и достижения оптимального значения оценки.

Простой калькулятор для расчета стоимости компании

Вот несколько рекомендаций предпринимателю, который планирует привлечение инвестиций или продажу доли (или всего) бизнеса, чтобы избежать необоснованно низкой оценки:

  • Используйте методы оценки, наиболее подходящие для вашей ниши и стадии развития бизнеса.
  • Будьте готовы защищать свои цифры и логически обосновать и подтвердить любую вводную.
  • Знайте и учитывайте свою оценку, но будьте готовы услышать и аргументацию второй стороны - вашего потенциального инвестора.
  • Правильно выбирайте инвесторов - оценка одной и той же компании скорее всего будет отличаться для разных покупателей.

Скачать калькулятор для оценки бизнеса по ссылке.

1212
14 комментариев

Отличная статья! Спасибо

1

Татьяна, спасибо! От вас очень приятно получать такие отзывы )

Хорошая практичная статья!

1

Владимир, спасибо, рада, что получилось полезно )

Интересный материал, спасибо

1

Полина, и вам спасибо за обратную связь )