Почему предприниматели считают, что главный тот, кто платит — Заказчик?

Бизнес, как массовое явление, в Россию привезли Соединённые Штаты Америки. Поэтому и подход к его ведению в России до сих пор сильно отдаёт классическим капиталистическим душком. Во многих наших корпорациях всё ещё ходят в строгих костюмах, сидят на тяжёлых коричневых диванах и угрюмо кивают друг другу перед презентацией. В этой статье я хочу разобрать только один вопрос: почему предприниматели в нашей стране так подчиняются деньгам и клиентским хотелкам.

Причина 1: люди материальны

База — это простая, человеческая, материальная зависимость. Людям тысячелетиями вдалбливалась одна мысль: кто в золоте, тот и прав. Тому, кто платит — надо служить и исполнять его желания по возможному для вас максимуму. Такие установки рождают бессильное поведение:

  • боязнь отказаться от клиента — перестанет платить;
  • боязнь показаться экспертом — придётся брать ответственность;
  • боязнь изменить условия работы — вдруг обидится и перестанет платить.

У меня на этот счёт сложилось простое мнение: ЗАПЛАТИТЬ может намного больше людей, чем оказать ту или иную качественную услугу. Конечно, исполнителю платят за сервис, поэтому слать клиента на четыре стороны и вести себя как будто вы тут эксперт и именно для вас нужно делать всё — это свинство. Но знать границы очень полезно: одно дело давать клиенту бонусы, предлагать различные варианты решения задач, а другое — брать новый блок работ за «спасибо» и обещания о дальнейшем плодотворном сотрудничестве.

Причина 2: русские люди сами по себе достаточно ведомые и доверчивые

Это особенности менталитета — гостеприимство, жертвенность и доверчивость. Как дети, взрослые предприниматели думают, что если они делают свою работу качественно и как минимум стараются вести себя достойно — так делают все. Это не так. Меня и моих знакомых кидали на крупные суммы, «переобувались» в воздухе, старались резко изменить условия оплаты. И вообще, долго складывалось ощущение, что если человек приходит по рекомендации — договор с ним подписывать не надо, он же свой, мол, ну как-то не по-человечески еще и юридически отношения закреплять. Каюсь.

Стоит честно ответить себе на вопрос: почему я не отстаиваю границы и боюсь потерять клиентов, которые лично меня раздражают? Зачастую, причина кроется именно в страхе кого-то обидеть или предстать не в том свете. Ну или стереотипы: я откажусь от клиента, а потом этот клиент скажет другому, потенциальному: «Вот этот от меня свалил, не работай с ним». В этом случае уйти можно красиво и мягко, и клиент о вас через неделю забудет. Думать, что все вокруг хорошие — тоже, на мой взгляд, ошибка. Деньги — кровь бизнеса, и в каких бы вы отношениях не состояли с клиентом или партнером: он, если не дурак, будет пытаться получить как можно больше за как можно меньше.

Причина 3: русские предприниматели насмотрелись на Запад

Классический капитализм, пришедший к нам в 90-ых — стал главным атрибутом свободы, самовыражения и глотком свежего воздуха после 70 лет определённых ограничений. У людей в голове начало складываться мнение: «а заработать-то можно не только на работе». В свободной продаже появились разного рода западные ништяки: от «Левайсов» и «Зиппо» до дорогой бытовой техники и Мерседесов. После ста тридцати в месяц на заводе и ушлой возможности заработать на самогоне, возможности для ведения бизнеса казались невообразимыми, а от того и крайне желанными. И крышу снесло — как людям, так и рынку: появились бандиты, убивающие за деньги; гос. служащие, которые скупали заводы за бесценок и более простые люди, обеспечившие себе богатую жизнь на внутреннем воровстве и крупных откатах.

Почему предприниматели считают, что главный тот, кто платит — Заказчик?

И всё это — на волне жажды денег и богатства. Именно тогда появилось понятие тяжелого русского люкса: золотые унитазы, вычурные и кричащие о достатке владельца интерьеры, золотые Роллс-Ройсы и автоматы Калашникова. В целом, понятие капитализма было перенято нашими соотечественниками и извращено до гротескной формы, ввиду продолжительного финансового воздержания.

К людям, у которых были деньги, относились не то, что с уважением, а с восхищением и даже некоторым трепетом: от этого же пошла романтизация бандитизма, крылатые фразы в духе «лучше плакать в Роллс-Ройсе, чем улыбаться в метро». За крутых клиентов, которые не умеют распоряжаться деньгами и дают по 100$ на чай, шла борьба по всей сфере услуг. И борьба, зачастую — кровопролитная. Сжечь ресторан или автомойку конкурента, который увёл гендира крупного завода было нормой.

В 2023 году мы продвинулись не сильно

Сегодня на российском рынке до сих пор закреплен принцип «Клиент всегда прав». Выгнать истеричного человека из заведения или осадить орущего заказчика, нарушающего личные границы на созвоне — считается моветоном. Потому что как будто бы именно Заказчик выбирает Исполнителя. Но это правда только в том случае, если вы сами в это верите.

В одной из своих предыдущих статей я разбирал, почему инфобизнесмены всех бесят, и вот ещё одна причина: многие из них не берут на личное обучение всех подряд: «я плачу, значит я выбираю!». Нет, для части людей, деньги — не самое важное. Важнее комфортная работа и стабильный, но более медленный рост. Именно поэтому стоит выбирать людей как на работу, так и в партнерство — не по размеру кошелька и опыту, а по личным качествам.

Итого

Итак, вот основные причины, дающие ответ на вопрос из заголовка «Откуда в России взялось мнение — “главный тот, кто платит”»:

  • Люди любой национальности, в большинстве своём, материальные, и психологически зависимые от денег;
  • Именно русским людям — стоит прорабатывать излишнюю доверчивость и ведомость;
  • Именно русские предприниматели — берут пример с ярлычного западного капитализма и слегка отстают от коллег с международного рынка.

А вы что думаете?

Реклама

Меня зовут Егор, я занимаюсь SMM, продакшном и PR. Беру проекты под ключ: прокачиваю имидж и создаю лидогенерационные каналы. Консультации или запросы — в моём Telegram: @e_vinkler.

Начать дискуссию