Сколько стоит время собственника?

Часто вижу начинающих собственников бизнеса, которые замыкают процессы подбора персонала на себя. Некоторые аргументируют это, что «хочется попробовать получить опыт в подборе самому». Кто-то полагает, что в «подборе персонала нет ничего сложного и можно справиться самостоятельно». Другие считают, что подбор персонала нельзя делегировать, что никто лучше собственника не знает, кто именно нужен компании. При этом это талантливые люди в своей ниши, хорошо знающие свой продукт и аудиторию. Однако такой подход приводит к тому, что собственник «вязнет» в текущих, операционных задачах по подбору персонала – нет времени оглядеться, заняться стратегическим видением и самим продуктом.

В итоге занятие любимым бизнесом превращается в бег по кругу – собственник каким-то образом нанимает людей, иногда просто стремясь “заткнуть дыры”. В компанию приходят какие-то люди, они могут быть способными и профессиональными, но ввиду отсутствия системы подбора и отлаженных HR-процессов, они надолго, как правило, не задерживаются и уходят. И все повторяется снова. Каждый новый поиск съедает десятки часов собственника, которые можно было бы инвестировать в развитие бизнеса.

На прошлой неделе ко мне обратился собственник стартапа Иван, который за последние 3 месяца сменил 2 человека на позиции ведущего маркетолога. На вопрос – сколько времени ушло у тебя на подбор сотрудника? Он не знал. Мы посчитали и получилось, что за последние 3 месяца подбор забрал у него порядка 20% времени каждый рабочий день. Насколько компания могла бы расти быстрее, если бы это время и внимание было сфокусировано на более стратегических задачах.

После этого мы с Иваном провели диагностику подбора. С его стороны были допущены классические ошибки – он действовал методом перебора … «ну вроде ты нам подходишь…давай возьмем, а там посмотрим». И другая распространенная ошибка — это выбор сотрудника по принципу “он такой же как я”. Это является ошибкой. При формировании успешной и высокопродуктивной команды важно нанимать людей не похожих на себя, хотя бы исходя из командных ролей каждого по Белбину. Также не был описан портрет кандидата и этапы подбора.

При найме сотрудников важно учитывать важные составляющие ДО начала поиска сотрудников, ВО ВРЕМЯ поиска и ПОСЛЕ найма.

ДО начала поиска сотрудников:

Описать портрет кандидата, ценности

Стоп-факторы: по каким критериям кандидат точно не подойдет на эту роль

Написать продающее описание вакансии

Компании-доноры: откуда лучше хантить людей

Выстроить воронку найма

Определить этапы подбора

ВО ВРЕМЯ поиска:

Структурированное интервью

Оценить кандидата: интервью по компетенциям, case-интервью, модели STAR, PARLA

Провести cultural fit

Использовать Реферальную программу

Всегда давать обратную связь кандидатом после коммуникации — забота об HR бренде работодателя

ПОСЛЕ найма: рекрутмент еще не закончен. По моему мнению рекрутмент закончен, когда кандидат прошел ИС (испытательный срок) и обе стороны довольны — и нанимающий менеджер и кандидат. Что здесь важно:

Грамотно провести pre-onboarding

Welcome-meeting, познакомить с офисом, командой/отделом

Выдать План задач на период испытания

1-on-1 встречи с менеджером и HR менеджером

Корректно завершить испытательный срок

В итоге за несколько часов мы с Иваном разработали стратегию поиска и альфа-версию процесса рекрутмента в компании. Впереди еще много работы. Это выстроить процесс Адаптации, внедрить инструменты one-on-one и ИПР (Индивидуальный План Развития), и потом уже перейти к процессам Performance Review, Корпоративной культуре и тд. Но уже сейчас мы закладываем фундамент системы найма и адаптации персонала, что сохранит ему сотни часов времени и порядочную сумму денег на неэффективном подборе сотрудников.

Часто, после совместной работы со мной по HR-процессам у собственника возникает ощущение «А что так можно было»? Да, можно делегировать подбор, можно выстраивать систему найма так, чтобы в компанию приходили подходящие по hard и soft skills сотрудники, и можно выстраивать HR-процессы, чтобы профессионалы оставались надолго в компании.

Самое дорогое, что есть у предпринимателя – это время и внимание. Распоряжайтесь этими ресурсами внимательно и делегируйте HR профессионалам.

Если нужна помощь по вопросам подбора персонала и выстраивания HR процессов, пиши в телегу — @alexandra_parasukhina , буду рада помочь!
Много полезного про HR для бизнеса в канале —

22
1 комментарий