Режим НПД: особенности ведения бизнеса самозанятых

В России ежедневно регистрируются более 8.5 тысяч новых плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). К 1 декабря, по данным ФНС, число самозанятых перевалило отметку в 9 миллионов! С 2019 года, когда НПД был введён в качестве эксперимента, они заработали почти 3 трлн рублей и сформировали более 1.6 млрд чеков со средней суммой в 1840 рублей. Согласитесь, цифры внушительные. В этой статье разберём особенности и возможности режима самозанятости.

Режим НПД: особенности ведения бизнеса самозанятых

Стать самозанятыми в РФ могут граждане России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Такой статус открывает широкие возможности для ведения бизнеса. Но самозанятые должны быть внимательными к деталям – они не могут нанимать персонал и одновременно применять другие специальные налоговые режимы. Также права самозанятых не защищены трудовым законодательством: компания может отказаться от договора с ними в любое время. У них нет гарантии трудовой защиты, оплаты больничных и отпусков.

Кроме того, есть список видов деятельности, которые не подпадают под самозанятость:

  • деятельность, связанная с добычей и реализацией полезных ископаемых;
  • перепродажа чужих товаров;
  • реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
  • деятельность в интересах другого лица на основе агентского договора, договора поручения и комиссии;
  • доставка товаров в интересах других лиц (за исключением случаев, когда курьер на НПД использует ККТ).

Самозанятость подходит физическим лицам, получающим небольшие доходы. По закону, самозанятым можно быть, если доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год. При превышении лимита предприниматель автоматически переходит на общую систему налогообложения. Чтобы возобновить деятельность в качестве самозанятого, придётся дополнительно уведомить налоговиков.

Таким образом, если после ближайшего платежа лимит в 2,4 миллиона будет превышен, целесообразно уведомить об этом налоговую и перейти на упрощённую систему налогообложения. В этом случае самозанятому нужно будет уплатить страховые взносы за дни использования УСН.

У самозанятых есть ряд преимуществ:

  • новый налоговый режим позволяет легально вести небольшой бизнес с минимальными издержками. Не нужно бояться проверок соответствия, инспекций или вопросов банка о подозрительных переводах на банковскую карту и расчётный счёт;
  • применение специального налогового режима можно совмещать с работой по трудовому договору на законных основаниях. Зарплата не учитывается при расчёте НДФЛ, и трудовой стаж по месту работы не прерывается. Доход от трудовой деятельности будет облагаться налогом по обычным налоговым ставкам, таким же, как и для несамозанятых лиц;
  • значительно повышаются шансы на одобрение кредита банком и получение визы за границу, поскольку самозанятые граждане всегда смогут подтвердить наличие доходов. Кроме того, банки в настоящее время разрабатывают специальные программы для самозанятых;
  • компании предпочитают взаимодействовать с контрагентами официально, отражая затраты в отчётности. Для этого требуется, чтобы исполнители действовали в правовом поле и не прятались от фискальных органов. Более того, самозанятые могут быть поставщиками услуг для государственных и муниципальных организаций, что ранее было невозможно;
  • любой самозанятый может воспользоваться услугами эквайринга. То есть, продавая через сайт, можно принимать оплату за свои услуги и товары в режиме онлайн.

Интернет-эквайринг для самозанятых

Предприниматели подключают эквайринг, чтобы принимать платежи с банковских карт и увеличивать лояльность клиентов. Безналичная оплата упрощает финансовые операции, позволяет избежать работы с наличными, необходимости организации их хранения и перевозки. Кроме того, если у самозанятого бизнес растёт и количество платёжных операций увеличивается, то автоматизация платежей просто необходима.

Важный момент: самозанятые — это физические лица (не ИП и не ООО), они не могут открыть расчётный счёт в банке. Вместо него у них обычный лицевой счёт. Поэтому подключить обычный эквайринг они не могут — только интернет-эквайринг.

При использовании налогового режима НПД сумма годового дохода ограничена 2,4 млн рублей, поэтому стоит продумать вопрос параллельной регистрации в качестве ИП. Торговый эквайринг для самозанятых, зарегистрированных в качестве ИП, позволит:

  • предложить покупателям дополнительные возможности оплаты по безналичному расчёту;
  • расширить клиентскую базу;
  • снять ограничение в 2,4 млн рублей на годовой доход.
Режим НПД: особенности ведения бизнеса самозанятых

Принципы работы интернет-эквайринга

Этот метод самозанятые с максимальным комфортом используют для осуществления продаж в интернет-магазинах, социальных сетях, мессенджерах и других онлайн-ресурсах.

Существует два основных способа онлайн-оплаты:

  • Платёжная форма для сайта, которая встраивается через готовые модули или API, и позволяет покупателю видеть поле для ввода платежных данных прямо на сайте.
  • Платёжная ссылка или QR-код позволяют принимать оплату от клиента при продажах через соцсети и мессенджеры.

В обоих случаях покупатель может использовать удобные для покупателя методы: банковские карты, pay-методы.

Дополнительные возможности оплаты для самозанятых:

  1. Холдирование (заморозка) средств:

- Продавец не получает деньги до тех пор, пока покупатель не получит товар.

- Позволяет избежать долгого возврата средств в случае отказа покупателя.

2. Рекуррентные (повторяющиеся) платежи:

Как самозанятому подключить интернет-эквайринг и принимать онлайн-платежи?

Для начала нужно зарегистрироваться в платёжном сервисе, например, в Robokassa, заполнить небольшую анкету. Сервис проверит регистрацию в ФНС, верифицирует и активирует магазин. Далее самозанятый получает уведомление в личном кабинете и может приступать к работе.

Как работают самозанятые: несколько историй от клиентов Robokassa

Андрей – владелец пекарни:

«Основной поток клиентов приходил через сайт, который мой компаньон сделал на Тильде. Подключить онлайн-платежи помогли ребята из техподдержки. Но этим дело не ограничилось: оказалось, что быстро и удобно принимать платежи в мессенджерах и ВК.

Теперь, кроме сайта, у меня есть страничка во «ВКонтакте» и свой чат-бот в Телеграме. Это очень удобно – клиент выбирает нужный ему продукт, а я высылаю ему ссылку на оплату. Он платит, мне приходит уведомление и всё – клиент забирает то, что хотел».

Мария – нутрициолог:

«Я предлагаю авторские методики по коррекции веса и формированию правильных пищевых привычек. Раньше пользовалась исключительно Таплинком, а клиенты просто оплачивали переводом на мою личную карту. Не очень удобный способ получения доходов.

Недавно я оформилась как самозанятая. Друзья посоветовали подключить интернет-эквайринг, подсказали, что его можно буквально в пару кликов интегрировать в мой лендинг. Что я и сделала. Сама, своими руками. А я – тот ещё гуманитарий. И в этот самый момент я произнесла своё ключевое «Эврика!» Потому что в одночасье у меня решилось множество задач. Во-первых, у меня сразу упорядочились все платежи. То есть, я сразу вижу: какой клиент, что купил, как купил, когда купил.

Кроме того, через Robokassa я могу не только принимать оплату через мой Таплинк, но могу выставлять счета и отправлять их сразу в чатик с клиентом. Это крайне удобно, потому что конкретно в моём случае основная коммуникация происходит именно через соцсети».

Виктор – разработчик и производитель мебели под заказ:

«Самозанятость я оформил в прошлом году. До этого пробовал работать с клиентами по гражданско-правовому договору. Это было действительно очень утомительно. Подписи, согласования, ожидания оплат. Ни мне, ни клиентам не было удобно. Я искал способ всё упростить. Но открывать ИП или ООО я пока не готов – это слишком много обязательств, бумаг и оформлений. Поэтому, конечно, быстрота оформления и работа через приложение в качестве самозанятого меня порадовала. Потом я понял, что самым нормальным решением с оплатами может стать приём платежей сразу на сайте, в онлайн-режиме. Подключил, немного повозился, чтобы интегрировать. У меня сайт на Tilda и для него даже есть специальный модуль. То есть, в настройках сайта можно сразу войти в «Оплаты» и подключить там интеграцию. Главное, ничего не перепутать, как я в самом начале. Но потом разобрался, конечно.

А в Robokassa нашёл для своего бизнеса кучу полезных функций. Ребята постоянно предлагают какие-то интересные штуки, например, недавно заметил у них функции оплаты по частям. Жаль, поздновато заметил. Для мебели опции очень нужные».

Режим НПД: особенности ведения бизнеса самозанятых

Ирина – дизайнер:

«Я занимаюсь как разработкой дизайнерских проектов, так и продажей уже готовых решений по оформлению интерьера квартир/комнат. Изначально у меня было только ИП. Но поскольку я работаю одна, в первые же дни после появления режима самозанятого, я сразу зарегистрировала и его. Сайт у меня достаточно сложный. Разработала я его совсем недавно, буквально полгода назад. На нём можно сделать и расчёт дизайн-проекта, и получить консультацию, и заказать стандартные решения. А кроме того, можно приобрести специализированную литературу, мои гайды и чек-листы. В общем, сайт у меня разработан на «Битриксе». После его выкладки мне муж очень быстро помог сделать интеграцию с платёжным сервисом и активировать платежи.

В общем, жизнь и бизнес заиграли другими красками! Я вижу в CRM все свои процессы! А ещё у меня запущена рекламная кампания, да. Работает автоворонка, поэтому и поток клиентов тоже автоматизирован.

Также важная вещь. Последние два года я превышаю допустимую для самозанятых сумму в 2,4 млн рублей. Но за счёт того, что у меня оформлено и ИП, и ООО, то я не заморачиваюсь про ограничения годового дохода».

Татьяна – коуч, автор курсов по бизнес-стратегии:

«Подключила оплаты онлайн для продаж моего инфопродукта. Сначала был один курс, но теперь их уже несколько. Есть и дорогостоящий VIP-курс. Активно использую рекуррентные платежи – мне не приходится беспокоиться о своевременной оплате обучения: какие-то курсы имеют цикл из 7-10 занятий, а какие-то длятся 3-4 месяца. То есть, клиент оформляет заказ на сайте у меня. А сайт интегрирован с CRM-системой для онлайн-школ. И я вот сразу вижу – ага, он записался на такой-то поток, ага, он внёс оплату.

Ещё использую рассрочку и кредит. Они очень хорошо помогают продавать тот самый VIP-тариф – ведь люди не всегда готовы оплачивать много за один раз. А так оплата происходит поэтапно: и клиент не ощущает финансового дискомфорта, и я получаю свои деньги стабильно.

Не чураюсь и e-mail-маркетинга. То есть, клиенты получают триггерные письма и уведомления».

Заключение

С помощью режима НПД предприниматель может начать свой бизнес просто, экономно, безопасно и законно. Кроме того, современные инструменты, такие как CRM-системы, платёжные сервисы и агрегаторы, конструкторы сайтов, сервисы рассылки электронных писем и сообщений упрощают работу предпринимателям из любой сферы бизнеса.

#Robokassa #интернетплатежи #эквайринг #приемплатежей #самозанятый

2
4 комментария

Ооо, недавно как раз подключился к вам как самозанятый) Господи, как я раньше жил без вашего сервиса, реально очень удобно.

1
Ответить

Спасибо! Рады стараться! Если вдруг какие-то вопросы или что-то не понятно - Служба поддержки всегда для Вас!

Ответить

Прекрасный сервис для самозанятых) Очень функциональный, реально много полезных штук, короче мне прям нравится. Подключили бы СМЗ раньше, уже б работали с вами)

1
Ответить

Спасибо! С 1 апреля будет доступна опция "Рассрочка и кредит"!

Ответить