Банки и финтех: кто кого?

Чтобы заработать большое состояние, требуется большая смелость и большая осторожность. Амшель Майер Ротшильд

Сейчас ни для кого уже не секрет, что в России банковская сфера развита не хуже, чем в странах с более долгой и консервативной экономической историей, например, Европе или США. Сфера банковских услуг, стремительно проникающая в жизнь каждого, развивалась очень быстро с 1990-х годов и из-за отсутствия консерватизма в глазах российских потребителей, смогла, догнав по развитию западных партнеров, не останавливаться в темпах развития. Так, например, Россия лидер в Европе по росту безналичных платежей.[1] Можно сказать, что российский банковский рынок в принципиальном смысле вполне здоров и, возможно, только экономические проблемы в стране не дают стремительно наращивать темпы развития.

В наше время информационная революция уже произошла. Никто не удивляется ни наличию у каждого компьютера и доступа в интернет, ни тем возможностям, которые появились с этими технологиями. Нельзя отрицать, что информационные технологии с каждым годом все прочнее входят в нашу жизнь и сегодня представить без смартфона современного и развитого человека с активной жизненной позицией невозможно. Этот процесс проникновения новых технологий во все сферы жизнедеятельности происходит постоянно и не замедляется.

Банковский рынок не находится на пороге изменений. Он уже внутри них. Появление феномена смартфонов, тот факт, что люди стали носить с собой устройство, с почти неограниченными возможностями для модификации и использования, породил вполне закономерную вещь: все банки стремятся к созданию максимально удобного приложения. Конечно, не все, есть и явные аутсайдеры, но как показывает история, такие решения в большинстве своем недальновидны.

Но, как и все большие организационные структуры, банки не всегда могут справиться с гибкими и быстрыми тенденциями на рынке.

И здесь, на появившуюся в рыночной системе возможность, приходит так называемая «финтех-отрасль». Это компании, синтезирующие инновационные технологии и финансы, для того чтобы составлять конкуренцию традиционным организациям в сфере финансов (в основном, банкам).

Центральный банк в конце 2016 года создал специальную организацию «Ассоциация финтех». В нее вошли как крупные банки, так и сравнительно небольшие организации. Цель этой ассоциации – поддержание диалога между регулятором (ЦБ в основном) и представителями отрасли. Такие меры, по мнению правительства, должны улучшать климат на рынке и помогать в развитии цифровизации экономики.

Если проводить аналогию, то финтех компании можно сравнивать с пехотой и отрядами спецназа, а классические финансовые организации вроде банков или страховых компаний с танками и другой тяжелой техникой.

Деятельность таких компаний основана на нахождении неэффективностей рынка и их заполнении собственными услугами. Но если раньше это требовало очень больших ресурсов (вложения в физическую реализацию новых технологий), то сейчас, когда мобильные устройства получили наиболее широкое распространение, порог входа в эту сферу значительно снизился. Более того, некоторые банки даже упрощают доступ к различной информации для финтех-компаний (например АК Барс Банк на форуме Finopolis представил API для простого подключения партнеров к инфраструктуре банка). Облачные технологии, блокчейн, криптовалюты, в частности – все это увеличивает возможности как для финтех-стартапов, так и для крупных компаний, запускающих проекты в этой сфере.

Финтех-компании предлагают самые различные услуги. От кассового сервиса и обслуживания, помощи в организации финансов малого бизнеса, до особых схем пенсионных накоплений, краудфандинга и покупки долей в произведениях искусства.[2] В этом тексте намеренно не будут упоминаться названия этих компаний, поскольку этот рынок еще не устоявшийся и переживает бурный рост. Но можно сказать точно, что развитие технологий породило огромный поток новых компаний и идей на консервативный рынок финансовых организаций.

Основным отличием таких организаций от банков и других классических финансовых институтов является размер и узость рынка. Каждая из таких финтех-компаний, как правило, обслуживает определенный тип потребителей и хороша только в своей небольшой нише. Зато именно в ней конкурировать за потребителя будет уже очень сложно.

Кроме того, из слабых сторон можно отметить сильную зависимость от законодательства, особенно в странах с нестабильной законотворческой политикой. Финтех-компании сложны в оценке как стоимости, так и рисков, поэтому сложнее получают финансирование, что также сказывается на возможностях для развития.

Сильной стороной финтех-компаний является более легкая возможность адаптации под изменения рынка, отсутствие внутренних административных барьеров для роста и развития. Также такие компании, за счет своей узкой специализации, способны завоевывать сильную лояльность клиентов и адаптироваться под конкретные предпочтения именно этого сегмента.

Финтех расширяет рынок. Эти компании, конечно, забирают часть пользователей от банков и классических институтов себе, но за счет узкой специализации это не сильно значимый кусок. А вот за счет появления новых, до этого не существовавших идей, рынок начинает расширяться. Люди, которые раньше не инвестировали в искусство, не вели продвинутый учет личных финансов, не вкладывали в перспективные на их взгляд проекты (краудфандинг), узнают, что это можно делать, и у рынка за счет этого прирастает объем.

Везде, где неповоротливые банки не увидели возможность, появляются финтех-компании. Безусловно, это в основном новаторские идеи, и их базовый сегмент потребителей – это относительно молодые и современные люди. Именно на этой части клиентов в основном проходит борьба между банками и финтехом.

Поскольку ни один банк не желает терять клиентов, большинство активных игроков на рынке финансовых услуг обращают пристальное внимание на происходящие изменения. Особо крупные игроки – Альфа-банк, ВТБ, Сбербанк и другие, развивают собственные финтех-проекты внутри уже существующей компании. Можно сказать, что это достаточно распространенная практика – создание стартапа внутри большой компании, базируясь на уже накопленном большом количестве ресурсов. Так, эти банки создают различные приложения, программы инвестирования, онлайн-консультантов, программы учета личных финансов и многое другое, что позволяет им держаться в ногу со временем и не терять клиентскую базу.

Но нельзя забывать, что все же построение и запуск нового проекта внутри крупной компании все равно связан с некоторыми ограничениями со стороны контролирующего органа банка, который может не увидеть потенциал или заставить внести совсем ненужные изменения.

У такой модели есть и несравненный плюс. Большой банк может позволить себе большие денежные и ресурсные вливания в технологический стартап, как например в случае с биометрическими финтех-проектами.

В целом, политика «выращивания» финтех-стартапов в крупном банке имеет как разумную идейную составляющую, так и результативность, поскольку все крупные банки двигаются вперед в развитии, во многом благодаря таким решениям.

В случае с небольшими и средними банками ситуация обстоит несколько иначе. Логично предположить, что вкладывать деньги в развитие собственных стартапов с неясным исходом для не очень крупного банка достаточно рискованно.

Для того, чтобы снизить эти риски до минимума, но при этом не потерять клиентов за счет прихода на рынок других компаний, таким банкам все равно необходимо создавать новые финтех-продукты. Но поскольку статистически большинство стартапов проваливаются, а ресурсов на пробы у таких банков нет, то достаточно справедливой стратегией будет вывод собственных финтех-продуктов с небольшим временным лагом. Это позволит концентрировать усилия только на жизнеспособных продуктах, уже проверенных конкурентами.

Конечно, такой способ действия на рынке имеет потенциальную опасность в уходе части клиентов из банка. Но за счет консерватизма и банальной лени большинства людей, уйти может и должна успеть только совсем небольшая часть, а расходы на разработку мертворожденных продуктов будут сэкономлены.

Такие банки должны создать отдел по анализу и мониторингу рынка, который будет следить за появлением новых продуктов у конкурентов, анализировать их успешность и предлагать высшему руководству новые идеи с заведомо высокими шансами на успех.

Даже те клиенты, которые могут уйти из-за запозданий в инновациях у конкретного банка, имеют высокие шансы на возвращение, поскольку преимущества банка, который они когда-то раньше выбирали, не изменились, а теперь к ним еще и добавилась та, так нужная им опция.

В целом, можно сказать, что у банковской системы есть все шансы удержать текущее состояние рынка и расклад сил на нем. У них есть почти все ресурсы для создания конкурентноспособных финтех-продуктов и, что самое главное, остальной комплекс банковских услуг. Люди, в большинстве своем стремящиеся к упрощению, с гораздо большим энтузиазмом будут пользоваться услугами одного банка и его несколькими новыми опциями, чем услугами банка и еще нескольких сторонних финтех-компаний.

Подводя итог, отметим, что изменения на рынке финансовых услуг – это уже наступившая неизбежность. И традиционным банкам, для того чтобы оставить за собой ту же долю рынка, нужно просто поддерживать развитие и копирование инноваций на возможном для них финансовом и ресурсном уровне.

[1] https://www.kommersant.ru/doc/4112014

[2] https://vc.ru/finance/56110-fintehi-kotoryh-poka-chto-net-v-rossii

22
1 комментарий

Наверное, в России все так и будет развиваться, как вы пишете в своей статье

Ответить