Ozon и Wildberries в мировом топе, суды на стороне селлеров и клиентов банков, возврат, как общероссийский тренд

Собрали для вас главное и самое интересное из мира маркетплейсов на этой неделе. И не только из этого мира.

Поехали!

Ozon и Wildberries вошли в топ-10 мировых площадок по количеству посещений

Ozon и Wildberries в мировом топе, суды на стороне селлеров и клиентов банков, возврат, как общероссийский тренд

На первом месте рейтинга по итогам прошлого года - американский Amazon с 4,7 млрд заходами в месяц. Wildberries в этом рейтинге занял 9-е место по популярности в мире. Пользователи заходили в среднем 343 млн раз в месяц.

На 10-й строке Ozon. Его посещали 316 млн раз в месяц. Если брать российский рынок электронной торговли отдельно, то на Wildberries и Ozon пришлось 78% от общего числа заказов за второе полугодие 2023 года. А если добавить к этому Яндекс.Маркет и Мегамаркет, то на четыре маркетплейса вместе пришлось 92% от всех интернет-заказов в России, а их совокупный оборот составил 4,4 трлн рублей.

При этом в 2023 году в России рынок интернет-торговли расширялся быстрее, чем в других странах — сразу на 36%.

Но пока Amazon на первом месте, нашим площадкам есть куда расти!

Ozon выплатит продавцу почти миллион рублей за утилизацию товара

Ozon и Wildberries в мировом топе, суды на стороне селлеров и клиентов банков, возврат, как общероссийский тренд

Такое решение вынес арбитражный суд Москвы.

В октябре 2022 года один из селлеров Ozon оформил возврат товаров со склада маркетплейса в Хабаровске в Калининград. Стоимость партии составляла 896 тысяч рублей. В течение месяца предприниматель пытался узнать статус товара, но получал от Ozon противоречивую информацию.

8 ноября Ozon сообщил, что товар утерян, а 30 ноября – что он утилизирован. Продавец потерял 480 единиц товара, а вдобавок был вынужден заплатить Ozon 57 тысяч рублей за утилизацию. Селлер пошел в суд. Арбитраж признал, что предприниматель сделал все возможное для получения товара, а Ozon действовал незаконно. Суд постановил компенсировать продавцу все потери.

А Wildberries суд обязал отменить штрафы почти на 5 миллионов рублей, которые площадка выставила продавцу

Ozon и Wildberries в мировом топе, суды на стороне селлеров и клиентов банков, возврат, как общероссийский тренд

Всё из-за размытых формулировок в оферте и нечеткой работе сотрудников поддержки.

История такова: бизнесмен захотел продавать на Wildberries ветеринарные препараты против паразитов. Препараты безрецептурные. И для начала он уточнил у техподдержки, может ли он разместить эти товары в разделе «Ветаптека». Поддержка дала добро. Однако, чуть позже (когда селлер уже продал товара почти на миллион) маркетплейс вдруг заблокировал карточки продавца и начал его штрафовать. На 25 тысяч рублей за каждую карточку. Всего штрафов набралось на 4,6 млн. И Wildberries сразу списал с баланса продавца тот самый заработанный им миллион в счет погашения штрафа.

Предприниматель пошел в суд. Там юристы Wildberries сослались на пункт оферты, который запрещает продажу ветпрепаратов, а на аргументы о том, что в поддержке такую торговлю разрешили, маркетплейс заявил, что ответы техподдержки не имеют значения, это просто ошибка сотрудников, а селлеру нужно было внимательнее читать оферту, которую он подписал.

Но суд с этим не согласился и встал на сторону продавца. Судья решил, что если формулировки в оферте размыты и трактовать их можно по-разному, то неправ тот, кто эти правила писал. А переписку с техподдержкой суд признал юридически значимой.

Почти половина россиян возвращают вещи на маркетплейсы

Ozon и Wildberries в мировом топе, суды на стороне селлеров и клиентов банков, возврат, как общероссийский тренд

К таким выводам пришли аналитики ЮMoney. Они опросили более 1500 пользователей и узнали, что 52% из них время от времени возвращают купленную одежду обратно продавцу. Больше всего возвратов (42%) приходится на маркетплейсы. Более половины опрошенных (59%) предпочитают получить назад свои деньги, а не другой товар.

Основные причины, по которым опрошенные возвращают одежду, — это неподходящий размер (44%), плохое качество и брак (33%). Реже делают возврат, когда получают неполный комплект (8%) или товар не того цвета и не с тем рисунком (7%), а также когда просто передумали (5%). Среди причин отказа, которые предложили сами респонденты, — нарушение сроков доставки и снижение цены купленного товара.

Сколько же в России маркетплейсов? Ответ может вас удивить…

Ozon и Wildberries в мировом топе, суды на стороне селлеров и клиентов банков, возврат, как общероссийский тренд

В Ассоциации компаний интернет-торговли посчитали, что в стране есть уже около 20 компаний, работающих по модели маркетплейса.

Помимо очевидных лидеров рынка, это еще множество нишевых площадок, региональных маркеплейсов, платформ для оптовиков и так далее. Главное – модель примерна та же.

При этом президент АКИТ Артем Соколов считает, что отдельного рынка маркетплейсов на данный момент в России нет. По крайней мере, по его словам, ассоциация обычно в своих исследованиях оценивает рынок интернет-торговли в целом, без выделения маркетплейсов в отдельную категорию.

Верховный суд разрешил россиянам зарабатывать на ошибках банков

Ozon и Wildberries в мировом топе, суды на стороне селлеров и клиентов банков, возврат, как общероссийский тренд

Верховный суд вынес решение по громкому делу о споре Тинькофф банка с одним из своих клиентов.

Иск Ильи Филимонова первым дошел до Верховного суда. Но он такой не один. Началось все весной 2022 года, когда, как говорят в Тинькофф банке, из-за «краткосрочных технических сбоев» некоторые клиенты банка смогли заработать на «конвертации валюты по некорректному курсу». Илья Филимонов, например, заработал так почти 70 тысяч евро, совершив 96 операций по покупке-продаже долларов и евро с использованием промежуточной конвертации через британский фунт. Так же поступили и некоторые другие клиенты банка. После чего банк сначала заблокировал их счета, а затем списал полученную ими прибыль. Начались суды.

Практика складывалась по-разному. Тот же Илья Филимонов дело изначально проиграл, а затем его иски отклонили апелляция и кассация. Там решили, что клиент «злоупотребил правом» с целью получить «неосновательное обогащение», потому как «многократные однотипные операции» говорят о «желании воспользоваться ошибкой банка». В итоге дело Филимонова дошло до ВС. И там решили, что сбои в работе банка – это проблема банка.

И теперь суды нижестоящих инстанций должны будут это учитывать.

А с вами был блог от MPSellers Business Club. Растите, развивайтесь, любите и подписывайтесь на наши каналы в других соцсетях👇

Telegram-канал, в котором собрана эксклюзивная информация по теме e-com

Начать дискуссию