Как на самом деле выглядит жизнь стартапера и кто попадает в Forbes «30 до 30»

Честный разговор директора центра Big Data Виктора Кантора с сооснователем компании Rubbles

Как на самом деле выглядит жизнь стартапера и кто попадает в Forbes «30 до 30»

Привет! Я – директор центра Big Data МТС Виктор Кантор. Мы записали подкаст «Техток», в который приглашали на честный разговор самых разных «айтишников» из России – от CTO крупных компаний до основателей стартапов. Для тех, кому разговорный формат не близок, выкладываем сюда самый сок из наших эфиров. Начнем – с Саши Фонарева, сооснователя компании Rubbles, а еще PhD, преподавателя и участника списка Forbes 30 до 30.

Виктор: Саша, привет! У меня в запасе есть сразу две забавные истории про тебя. Я учился в Школе анализа данных Яндекса и параллельно читал курс по машинному обучению в МФТИ. Как молодой препод, я попал в рассылку, через которую искали семинариста и на ШАДовский курс. Мне показалось неправильным вести пары у собственных однокурсников, поэтому я не стал откликаться. Ты же оказался совершенно другого мнения о такой коллизии, стал читать лекции и за несколько лет собрал один из лучших на то время курсов.

Спустя несколько лет я работал в Yandex Data Factory и пробовал тебя захантить к нам, но у тебя уже был Rubbles и бросать его ты не собирался. Мой босс мне тогда сказал «ничего, у них скоро деньги кончатся, позовем снова». Прошли годы, Data Factory уже давно нет, а Rubbles в прошлом году заработал что-то около полумиллиарда рублей.

Я надеюсь, ты расскажешь честно, чего тебе стоило отказаться от больших зарплат в Яндексе и другом «крупняке» ради своего стартапа, зачем ты пошел преподавать, еще будучи студентом, и кому вообще стоит смотреть в сторону собственного дела.

Александр: Привет! Постараюсь!

Виктор: Расскажи для начала в двух словах про Rubbles. Кто вы и чем занимаетесь?

Александр: Есть крупные бизнесы: телеком, промышленность, ретейлеры. У этих бизнесов много данных, на основании которых можно оптимизировать бизнес-процессы: более таргетированно предлагать что-то клиентам, предсказывать оптимальные режимы работы оборудования на производствах, спрос на товары в магазинах и многое другое. Этим мы и занимаемся.

Виктор: Ты еще студентом стажировался в «Яндексе». Жизнь уже удалась, зачем делать свою компанию? Чья была идея создать Rubbles?

Александр: Ближе к концу университета я задумался, чем дальше заниматься. Что мне точно не хотелось делать – это идти на full-time работу в офис. В итоге я продолжил работать в Яндексе на неполный день, преподавать в ШАДе и учиться — получил PHD. Одновременно меня нашли ребята, с которыми мы основали Rubbles.

У Rubbles три сооснователя: я, Владислав Лисицкий и Никита Блинов. У ребят была идея и предпринимательский опыт. Они посмотрели мою лекцию про машиное обучение в ШАДе, и Никита сказал: «Блин, этот парень знает, о чем говорит, надо его позвать к нам!». Мы все с одного факультета, все работали в «Яндексе». Плюс у нас уже был контакт с Никитой: на третьем курсе я задумал поступить в Школу менеджеров Яндекса, которую он к тому моменту закончил, и просто писал выпускникам, чтобы собрать отзывы. Это помогло найти общий язык. Случайности, в итоге складываются во что-то большое.

Сооснователи Rubbles. Фото Александра Карнюхина для Forbes
Сооснователи Rubbles. Фото Александра Карнюхина для Forbes

Виктор: Кажется, навык не бояться и писать людям – один из важнейших факторов успеха.

Александр: Да, мне это много раз помогло. Я и преподавателем в ШАД стал похожим образом: просто написал преподу, что мне это интересно преподавание, и я готов помогать. А через полгода-год он написал, что хочет уйти и предложил мне подхватить работу. Получилось, что я на одно занятие приходил с ребятами как однокурсник, а на другое — уже как преподаватель. Это было весьма амбициозно, так как у меня было мало опыта, но я нашел себе сильного компаньона, мы пособирали разные грабли, и в итоге сделали офигительный курс. На тот момент лучше курса по машинному обучению на русском языке нигде не было, я почти уверен.

Виктор: Давай вернемся к стартапу. Вы — трое молодых парней, у вас есть идея. Как вам удалось ее превратить в проект? Где и как вы нашли человека, который поверил и дал вам денег? И были ли вообще деньги?

Александр: Важно сказать, что с самого начала у нас была сильная команда. Первое время выживали на свои сбережения, точнее на сбережения двух других партнеров от прошлого бизнеса. Дальше у нас появился первый клиент, «Альфа-Банк», и мы стали прибыльными. Как таковых инвесторов у нас очень долго не было, и только после того, как начали нащупывать бизнес-модель, привлекли внешне силы.

Виктор: А как вы умудрились сразу «Альфу» заполучить? Стучали во все двери?

Александр: Да, в целом так и было. Мы стучали во все двери, рассказывали про себя. У «Альфа-Банка» был акселератор «Альфа Camp». Мы поучаствовали, но даже не дошли до конца: ребята из «Альфы» сказали, что мы классные, и предложили сделать проект до окончания акселератора. Первый проект был бесплатным, чтобы убедить клиента в наших компетенциях, потом подписали контракт. «Альфа-Банк» – хороший референс, после него начали присоединяться и другие банки.

Виктор: Было страшно ввязываться в это? У тебя может быть классная позиция и карьерный рост в какой-нибудь крупной компании, а ты идешь делать с нуля свое. Не было страшно, что прогорите, не найдете клиентов? Отвечай честно!

Александр: Было, но скорее не страх, а что-то вроде обиды. Я знал, что у меня классное образование и soft skills, я могу пойти работать в «Яндекс», в «Сбер», МТС — да куда угодно — и получать много денег. Знаешь, как мы определяли свою зарплату в стартапе? Мы садились втроем и расписывали свои расходы: сколько минимум нам нужно на жизнь. У меня зарплата тогда была 37 тысяч рублей, насколько я помню.

Виктор: Как считаешь, правильно сделали, что не привлекали инвестиции в начале? Или стоило? Что бы посоветовал тем, кто только в начале пути?

Александр: Сказал бы – все правильно. В начале вы много денег все равно не привлечете, а инветициями только усложните себе жизнь. Так что продолжайте работать на основной работе, стартапом сначала занимайтесь по вечерам, по ночам, по выходным. Когда увидите, что бизнес “пошел” можно будет увольняться и заниматься только им.

Виктор: Когда ты выбирал, где учиться, Big Data была не супер-востребованной технологией, которая есть буквально везде, а малопонятным словосочетанием. У меня два вопроса: как ты угадал? И куда идти учиться сейчас?

Александр: Думаю, это в первую очередь везение, глубоко продуманной стратегии у меня не было. Помню, как мой научный руководитель в МГУ говорил мне еще в 2012 году: «Вот увидишь, через несколько лет во всех компаниях будут специалисты по Data Mining». Я не верил этим словам, а он уже видел, что индустрия к этому идет.

Я не стал бы гадать, какое направление «выстрелит». Главное – прислушаться к себе, спросить себя, «что мне нравится» и «что у меня получается». И диверсифицировать знания и навыки: учиться совершенно разным вещам из разных сфер, прокачивать soft skills.

Лично мне кажется, что будет развиваться биотех — но это очень зарегулированная область — и автоматизация сельского хозяйства. В нем большая потребность на рынке, и в России есть огромные перспективы.

Виктор: Саша, спасибо большое, что присоединился к нам, было интересно послушать про твой путь и опыт. Напоследок дай какой-нибудь совет ребятам, которые только в начале пути?

Александр: Не стесняйтесь писать незнакомым людям и задавать вопросы. Это может изменить вашу жизнь.

Послушать наш разговор целиком можно в подкасте «Техток» на любой удобной площадке

1717
2 комментария

Настоящая жизнь стартапера это бесконечная боль и страдания.

1
Ответить