Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт

Когда бизнес массово перевел обучение в онлайн, то закономерно упал уровень живого взаимодействия между участниками. Какой бы классной ни была презентация, каким бы харизматичным ни был спикер, весь интерактив сводился к «поставьте плюсики в чате». Но все изменили онлайн-доски — работа на них вернула ощущение живого контакта с другими людьми.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт

Привет! Меня зовут Владимир Казаков, и я занимаюсь обучением уже 15 лет. Начинал как преподаватель в вузе, а потом перешел в корпоративное обучение, где много кодил и занимался разработкой кастомных LMS-систем, курсов и интеграций. Успел принести пользу в Мэри Кэй, Райффайзене и Корпоративном университете Сбера. Сейчас работаю в департаменте исследований и разработки (R&D) МТС Линк, где продолжаю обучать людей и помогаю им профессионально расти.

В статье расскажу, как интерактивные доски делают онлайн-обучение таким же вовлекающим и интересным, как и очное. Поделюсь опытом и покажу примеры практик, которые вы можете прямо сейчас начать использовать в своей компании.

Почему онлайн-доски — классный инструмент

Большинство компаний ежегодно закладывает бюджет на обучение. В основном для онбординга новых сотрудников и развития профессиональной экспертизы у действующих. Востребованность в обучении есть, причем аутсорс — история редкая: в 2023 году 84% компаний разрабатывало контент самостоятельно силами внутреннего штата, часто — совсем небольшого.

В итоге оказывается, что обучать сотрудников нужно, а выделить достаточно ресурсов на это не всегда получается. Учитывая, что большинство учеников предпочитают практику, встает вопрос: как проводить такие синхронные (да и асинхронные) занятия эффективно? За последние годы практически все мои дистанционные курсы строились на использовании онлайн-досок, и вот почему.

Доски создают ощущение живого тренинга

В очном обучении мы видим глаза людей и понимаем, что у них происходит, где возникают трудности, а где — нет. На вебинарах с презентациями этого сильно не хватает: максимум можно отвечать на комментарии в чате или попросить выйти в эфир.

В онлайн-досках можно делать то же самое, что и на очном тренинге: клеить стикеры, рисовать схемы, сортировать карточки и активно взаимодействовать друг с другом. Контакт со спикером тоже есть: курсор и реакции помогают понять, на что сейчас смотрит человек и как реагирует на задание.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт

Честно говоря, когда несколько лет назад я увидел онлайн-доски, то подумал: «Кто додумался проводить презентацию в Figma?». Потом я сам оказался на доске с другими участниками вебинара и… растворился в обучении. Уровень взаимодействия был таким, что я словно побывал на живом тренинге. Единственное, чего не хватало — запаха маркера 🙂

Досками легко пользоваться

Онлайн-доски устроены так, чтобы можно было сразу начинать ими пользоваться. Например, в Досках от МТС Линк простой интерфейс, а весь набор инструментов расположен на боковой панели. Можно делать подписи, использовать маркеры, рисовать фигуры, добавлять стикеры — в общем, всё, что было на очном тренинге, доступно и здесь.

За последние несколько лет доски стали настолько привычными, что если сейчас запустить какое-то другое приложение, например онлайн-формы, то пользователи могут в нем заблудиться. Да, бывает такое, что требуется объяснять «правила игры» (не перемещать чужие стикеры и не удалять фреймы), но с каждым годом такого становится всё меньше. Особенно в крупных компаниях и корпорациях.

Доски помогают вести обучение синхронно и асинхронно

Ссылка на доску может работать постоянно, а не только в момент вебинара. Вы можете собирать на ней вопросы перед стартом обучения или проверять домашние задания после.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт

В Досках от МТС Линк можно поделиться доступом только на просмотр или редактирование — в зависимости от того, что мы хотим реализовать в рамках обучения. Вы можете установить пароль на вход, но я считаю, что делиться по прямой ссылке достаточно безопасно: она сложная и ее просто так подобрать не получится.

Лайфхак: пусть на время обучения доска будет доступна по прямой ссылке, а после — по паролю или запросу.

Примеры практик в корпоративном обучении

Онлайн-доски можно применять на вебинарах как с большой аудиторией (50 человек и выше), так и с маленькой. Мне кажется, что максимум учебной пользы происходит именно в небольших группах на 15–25 человек. Ниже — примеры практик, где я оценил, сколько подготовки нужно на их внедрение в учебный процесс и насколько сильно они повысят уровень вовлеченности.

Важно: многие практики потребуют подготовки — перед началом вам нужно будет создать план выступления, а потом перетаскивать или копировать заготовки. После завершения доска будет привязана к группе в Досках или к участникам — они смогут вернуться и что-то вспомнить, перечитать, перепройти.

Если у вас много групп, для которых нужно готовить одинаковый контент, то в Досках есть функция дублирования в один клик.

Голосования

Подготовка: легкая

Уровень погружения: средний

Голосование — хорошая вещь для базовой активности на тренинге. Например, можно спросить, насколько понятна тема в начале и конце лекции, а затем попросить поставить эмодзи или нарисовать цифру от 0 до 10. Подойдет и для перебивок: «сколько будет длиться перерыв, 5 или 10 минут?».

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт

Голосования повышают вовлеченность людей в обучение. Они уже не пассивные слушатели, а участники процесса, пусть даже сейчас их спросили о незначительной вещи. Это лучше, чем отправить плюсик в чат. Голосования позволяют выразить себя и свои эмоции за счет самых разных стикеров (в Досках их много, и они симпатичные).

Еще голосование — хороший вариант, чтобы начать внедрять доски в свои тренинги и приучать людей взаимодействовать с ними. Это один из способов способ обучения в новой среде, когда людей погружают во что-то новое неявно. Например, так делал Microsoft с играми «Сапер» и «Солитер» — они были добавлены в Windows, чтобы научить людей кликать мышкой и перетаскивать файлы.

Занятия с инструкциями

Подготовка: сложная

Уровень погружения: высокий

Люди делятся по группам, где каждый читает на доске только свою инструкцию, а затем начинает выполнять задание. Например, участники делятся на покупателей и продавцов. У покупателя есть список вопросов по товару, а у продавца — ответы для отработки возражений. Фишка в том, что не на все вопросы покупателей есть готовые ответы для продавцов, но многие логично вытекают друг из друга. Цель — научить человека импровизировать и глубоко погружаться в беседу, а не следовать скрипту.

В занятиях с инструкциями важно доверие: нельзя ограничивать показ некоторых областей доски только для одного человека. Поэтому придется следить, чтобы никто не подглядывал. Держите лайфхак: можно отслеживать курсоры участников и так понять, что кто-то смотрит не туда.

Составление и сортировка карточек

Подготовка: сложная

Уровень погружения: высокий

Вариант тестирования, когда вы создаете колонки, в которые ученикам нужно поместить ответы из готового набора. Обычно у каждого ученика или группы своя копия доски, в которой он должен будет выбрать подходящие, на его взгляд, варианты. После завершения задания ментор или участники тренинга проверяют колонки и смотрят, какой выбор был сделан.

Когда я учился на скрам-продакт-оунера, то всё наше обучение строилось на досках. В какие-то моменты появлялись задания в стиле «давайте выберем, что относится к Scrum, а что — к Kanban». У каждого ученика была своя область на доске, расположенная как можно дальше от другой. На выполнение задания давалось время, а после мы искали ошибки друг у друга и обсуждали сделанный выбор.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт

Тестирование

Подготовка: средняя

Уровень погружения: средний

Набор контрольных вопросов по пройденному материалу, где ответы спрятаны за стикеры или фигуру. Например, вы спрашиваете термин или определение, которое упоминали на текущей сессии. Участники могут отвечать голосом или записать свой вариант рядом. Как только выскажутся все, вы удаляете заглушку и показываете верный ответ.

Чем полезны онлайн-доски в корпоративном обучении: примеры упражнений и личный опыт

Рабочие тетради

Подготовка: очень сложная

Уровень погружения: крайне высокий

Иногда доски могут быть как рабочие тетради — яркие, подробные, многосоставные с иллюстрациями и инструкциями для каждого блока заданий на фрейме. Создание таких обучающих курсов прямо на досках — это сложная и долгая история, но зато она позволяет перенести всё обучение в одно пространство.

***

Это далеко не все примеры — их гораздо больше. Если подумать, то любое упражнение, которые вы делали с обычными стикерами на очных занятиях, можно повторить на онлайн-доске. Это может быть даже удобней: каждый раз, когда я сталкиваюсь с настоящими стикерами, то оказываюсь в ситуации, когда текст не помещается, а место для размещения заканчивается 🙂

Итоги

Онлайн-доски превращают лекцию или вебинар в активный урок с практикой. Когда вовлеченность людей растет, то и материал усваивается лучше. Да, новые практики потребуют подготовки и планирования, но вы можете начать с уже готовых презентаций и добавить к ним голосования, тесты или сортировку.

Попробуйте сделать это в Досках от МТС Линк — они доступны бесплатно.

44
Начать дискуссию