Как онлайн-доски помогают решать продуктовые задачи: от генерации идей до составления карты пути пользователя

Как онлайн-доски помогают решать продуктовые задачи: от генерации идей до составления карты пути пользователя

Привет! Это Александр Данилов — руководитель дизайна цифровых продуктов МТС Линк. Я использую доски для структурирования мыслей, аналитики и проведения совместных сессий с командой. В статье поделюсь примерами, как с помощью онлайн-досок регулярно улучшать IT-продукт.

Составление путевых карт

Для чего нужно: анализ этапов взаимодействия пользователя или клиента с продуктом, организация внутренних процессов в командах

Инструменты: стикеры, изображения, комментарии и связи

Когда нужно составить Customer Journey Map (карту пути клиента) или расписать User Flow (путь пользователя), то лучшее место для этого — онлайн-доска. Она помогает визуализировать сложный и ветвистый путь, который можно обсудить с коллегами синхронно или асинхронно, чтобы принять совместное решение.

Работать с подобными картами в документах и таблицах не просто неудобно, а часто даже невозможно. Есть шанс, что вы пропустите важные шаги, а указанные правки от коллег потеряются. Двигать карточки и элементы интерфейса на онлайн-доске гораздо проще и нагляднее.

Как онлайн-доски помогают решать продуктовые задачи: от генерации идей до составления карты пути пользователя

Также карту можно составлять и для внутренних процессов. В работе над любым продуктом всегда много этапов и людей: их взаимодействие может быть запутанно, а зоны ответственности — пересекаться друг с другом. Без визуализации разобраться сложно. Например, UX-задачами занимается сразу несколько специалистов: исследователи, дизайнеры, менеджеры по продукту, разработчики, редакторы. Как эти задачи появляются, кто и когда их приоритизирует? Составив карту пути задачи, вы сможете увидеть, насколько оптимально построены процессы.

Пример доски с регламентом работы по UX-задачам, где работа делится на этапы, ответственных и периоды. Артефакты указывают, в каком виде информация обновляется, а теги и критерии задают рамки.
Пример доски с регламентом работы по UX-задачам, где работа делится на этапы, ответственных и периоды. Артефакты указывают, в каком виде информация обновляется, а теги и критерии задают рамки.

Расшивка узких мест

Для чего нужно: локализация проблем

Инструменты: майнд-карта

Я использую расшивку узких мест для составления плана развития сотрудника. Например, коллега прошел перформанс-ревью, где мы выяснили его точки роста. Как ответить на вопрос «По каким причинам человек сталкивается со сложностями на тех или иных навыках?». Можно устроить сессию вопросов, но зачастую суть проблемы не лежит на поверхности и ее нужно раскапывать.

Выяснить это можно с помощью инструмента «майнд-карта» на онлайн-доске. Тут можно использовать классическую схему «пять почему». В итоге за несколько простых шагов нам, скорее всего, удастся понять первопричину проблемы и решить, куда коллеге двигаться дальше в карьере.

Пример перформанс ревью с сотрудником, в котором майнд-карта используется для расшивки узких мест. 
Пример перформанс ревью с сотрудником, в котором майнд-карта используется для расшивки узких мест. 

Также узкие места расшиваются еще и в ежедневных задачах. Мы работаем по гибкой методологии Agile, при которой подразумеваются еженедельные фиксирующие встречи, где мы смотрим, как двигаемся к поставленным целям.

Когда работаешь недельными итерациями, видишь свой прогресс. Можно оглянуться и поискать узкие места, которые не дают достигать результата: открываешь доску и используешь майнд-карту, чтобы докопаться до сути.

Мозговой штурм

Для чего нужно: совместная генерация и приоритизация идей

Инструменты: стикеры, фигуры и комментарии

В мозговых штурмах я люблю короткие часовые сессии: за полчаса ребята из команды успевают погенерить идеи, а в оставшееся время проголосовать и приоритизировать проблемы. Приоритизация — не менее важная часть мозгового штурма, чем сама генерация.

Приоритизацию просто провести с помощью матрицы «усилия — влияние», когда вы ищете самые эффективные, но относительно простые в исполнении действия, которые приведут к нужному результату. Создаете на доске четыре отсека и перетаскиваете стикеры с идеями по четырем параметрам.

Пример проведения брейншторма с командой. 
Пример проведения брейншторма с командой. 

Воркшопы

Для чего нужно: совместная активная работа

Инструменты: стикеры, фигуры и комментарии

Воркшопы отличаются от обычных встреч тем, что здесь люди активно взаимодействуют друг с другом. Дизайнерам, конечно, проще собираться в специализированных сервисах, но когда к ним подключаются продакты, разработчики или аналитики, то взаимодействовать друг с другом будет удобно на онлайн-доске.

Воркшоп — это не брейншторм, здесь мы работаем над тем, что уже есть. Например, выбираем из готового списка задачи в работу или обсуждаем, как лучше организовать путь пользователя в продукте.

Пример проведения воркшопа в Досках. 
Пример проведения воркшопа в Досках. 

Роадмапы

Для чего нужно: планирование развития продукта

Инструменты: фигуры и таблицы

В онлайн-досках я с командой составляю роадмап (дорожную карту) один раз в квартал. Создается большая календарная сетка, которая наполняется задачами, и мы начинаем решать, что будем делать в первую очередь. Статус задачи отслеживать можно прямо там — заполнять карточки и прикреплять их к задачам. Другой вариант — переносить задачи в канбан-доски, чтобы статус могло отслеживать больше людей.

Пример подготовки продуктового роадмапа на квартал. 
Пример подготовки продуктового роадмапа на квартал. 

Создание текстовых черновиков

Для чего нужно: построение структуры из разрозненных мыслей

Инструменты: фигуры, стрелки и стикеры

Иногда сделать презентацию, доклад или написать лонгрид — это работа со звездочкой: мыслей много, и их как-то нужно структурировать до того, как переносить в саму презентацию или текстовый редактор. Поэтому я открываю онлайн-доски, создаю стикеры и выгружаю в них все свои мысли по теме.

Я не очень люблю печатать, поэтому использую голосовой набор на компьютере — так получается набросать текст даже быстрее. Дальше группирую все карточки по логике повествования или по ходу слайдов, чтобы получился структурированный текст.

Пример ввода текста голосом на Windows 11: для активации функции используйте сочетание Win + H
Пример ввода текста голосом на Windows 11: для активации функции используйте сочетание Win + H

О чем важно помнить при работе с онлайн-досками

Чем хороши онлайн-доски в продуктовой работе?

  • Помогают визуализировать мысли. Канбан-доски и таск-трекеры для этого не подходят.
  • Дают больше возможностей в расшивке узких мест. Если мы столкнулись с проблемой, то визуализировать ее в полном объеме получится только на онлайн-доске, чтобы посмотреть критичность каждого блока.
  • Помогают проводить совместные сессии: брейнштормы или воркшопы.
  • Дают свободу в построении связей или иллюстрировании: в досках рабочее пространство неограниченно.

В силу своей специфики у досок есть некоторые ограничения, про которые важно не забывать.

  • Всё, что было в досках, остается в досках — выгружать информацию в другие источники может быть непросто.
  • Онлайн-доски не созданы для работы с большими текстами.

В моей практике онлайн-доски выступают как котел, в котором идеи, мысли и заметки превращаются в готовые роадмапы, презентации или задачи. Расскажите в комментариях, как вы используете онлайн-доски в своих продуктовых командах. Возможно, сможете подсказать еще варианты полезных сценариев, которые я возьму на заметку 🙂

Если вы еще не знакомы с онлайн-досками или ищете альтернативу, то попробуйте наши МТС Линк Доски — это бесплатно. С их помощью вы сможете проводить брейнштормы, визуализировать идеи и составлять карты пути пользователя в бесконечном пространстве. А еще — работать совместно и достигать лучших результатов: этот инструмент действительно помогает в том, чтобы превращать проблемы в задачи.

1212
5 комментариев

согласен, что онлайн-доски облегчают работу над проектами, вот я даже и не знаю как без них сделать так, что б процессы были более прозрачными и структурированными

1
Ответить

Для попробовать нужно регаться, вбивать свои контакты. Не, останусь на миро.

Ответить

Добрый день! Регистрация в Досках не займет много времени - нужны лишь фамилия, имя и электронная почта для подтверждения. И, конечно, для безопасности ваших данных необходимо придумать пароль:)
А если вы уже пользуетесь другими сервисами МТС Линк, вы можете войти в Доски в два клика через SSO.
Ждем вас в числе наших пользователей!

Ответить

Спасибо за полезную статью, уже активно используем доски в работе

Ответить