15 лет Webinar Group: вспоминаем историю – от идеи до одного из ведущих разработчиков на российском рынке

Привет! Я Александр Бровко, директор по продукту Webinar Group. Компания празднует свое 15-летие. За 15 лет можно родиться и получить паспорт, можно вырастить сад или выучить пару иностранных языков. Webinar же успел стать из идеи стартапом, а потом и одним из лидеров рынка. Я стал участником многих важных для компании моментов и буду рад вспомнить некоторые из них.

<i>Путь компании Webinar</i>
Путь компании Webinar

2008: первые инвестиции и самый удачный домен

В начале двухтысячных активно развивались возможности браузеров, в том числе технология Flash. А в области веб-конференций и видеосвязи лидировал сервис Webex, для использования которого нужно было устанавливать ПО.

Именно тогда, в 2007 году, Александру Альперну — будущему основателю Webinar Group — пришла мысль: пользователям было бы гораздо удобнее созваниваться сразу в браузере по ссылке. Он выдвинул гипотезу, что возможности браузера в этом направлении будут расширяться, и сделал на это ставку.

Удивительно, но в 2008 году MVP Webinar стал чужой продукт. Александр Альперн предложил основателям зарубежного сервиса Digital Samba, работавшего на технологии Flash, продавать услуги сервиса в России под другим брендом — и они согласились, запросив 50 тыс. € в год за лицензию. Бюджет на запуск сложился из субсидий от Правительства Москва (около 20 тыс. $), вложений брата Александра (7 тыс. $); будущий сооснователь Webinar Сергей Иванов и инвестор Ренат Хасаншин вложили по 30 тыс. $.

Домен webinar.ru партнеры купили всего за 140$, и это было большой удачей: люди вбивали в поиск слово “вебинар” и сразу находили сайт. Первый звонок с вопросом о сервисе поступил через полчаса после его открытия. Звонили из Института банковского дела — он и стал первым клиентом. К 2010 году клиентов было уже около 500 (в их числе Qiwi, Danone, «Актион-медиа», Mary Kay), а оборот компании составил 36 млн руб.

2012: объединение с главным конкурентом

К 2010 году стало ясно: Webinar должен стать самостоятельным продуктом, разработанным полностью внутри компании. Начала формироваться команда разработки.

В то время одной из самых сильных экспертиз обладала компания COMDI, основной конкурент Webinar. При этом маркетинг и продажи у Webinar функционировали более успешно. В 2012 году после долгих переговоров основатели компаний Александр Альперн и Дмитрий Грин объединили Webinar и COMDI — так появилась Webinar Group. При этом решение для онлайн-встреч стал развиваться под брендом Webinar.ru, а сервисы для проведения онлайн-трансляций закрепились за COMDI. Идея синергии сработала: мы сразу стали крупнейшим игроком на российском рынке.

<i>Александр Альперн в 2012 году</i>
Александр Альперн в 2012 году

2017: запуск Webinar 3.0

В 2014 году Webinar Group удалось привлечь раунд инвестиций, основную долю которых вложили в разработку. Результатом усилий разработчиков стал запуск в 2017 году Webinar 3.0 на стандарте HTML5 — это позволило развивать сервис как веб-приложение и реализовать ряд важных функций. Например, платформа позволила создавать защищенные онлайн-встречи (пользователям присваивались индивидуальные токены).

2018: расширение продуктового портфеля и создание We.Study

Платформа продолжила масштабироваться. Вскоре стало понятно, что можно не только совершенствовать сам продукт, но и расширять продуктовый портфель. Новым сервисом Webinar Group стала платформа для организации смешанного обучения We.Study. Теперь с помощью наших сервисов можно не только проводить вебинары, но и создавать обучающий контент и выстраивать образовательный процесс в онлайне. Первыми клиентами We.Study стали Ernst&Young, Международная гимназия Сколково, Manpower Group.

2020: развитие онлайн-форматов и появление Webinar Meetings

До 2020 года Webinar Group развивалась согласно продуманному roadmap’у: мы планировали постепенно улучшать существующие продукты и создавать новые, в частности, платформу для онлайн-встреч. Но началась пандемия, и из-за локдаунов компании начали массово переводить бизнес-процессы в онлайн. Онлайн-коммуникации стали единственным способом общаться с коллегами, клиентами и партнерами. Спрос на технологии, которые их обеспечивают, вырос в десятки раз. Платформа Webinar не была исключением: нужно было срочно увеличивать инфраструктуру. Все остальные цели отошли на второй план.

<i>Офис Webinar Group</i>
Офис Webinar Group

Мы расширили штат, внедрили роботов для работы с клиентами, закупили оборудование и развозили его по дата-центрам. Софт дорабатывали в ускоренном режиме. Количество пользователей Webinar за месяц выросло с 1,3 до 6,3 млн человек.

Тем временем в COMDI столкнулись с противоположной ситуацией: спрос на услуги по проведению трансляций офлайн-событий заметно упал. Тогда команда переориентировалась на проведение мероприятий полностью в онлайне. Один из масштабных проектов COMDI того времени — онлайн-конференция Startup Village, которая собрала 107 тысяч зрителей.

В том же 2020 году мы представили сервис Webinar Meetings, с помощью которого можно проводить онлайн-встречи с участием до 100 человек прямо из браузера или через мобильное приложение. Мы задумывались о необходимости видеовстреч еще до пандемии, но после многократного увеличения запроса пользователей ускорили разработку и запуск решения. В 2021 году инвестировали 50 млн рублей в развитие этого продукта, и впоследствии он стал основным в экосистеме Webinar Group.

2022: Webinar Group в цифровой экосистеме МТС

2022 год стал для Webinar Group еще одной важной вехой: наши решения дополнили экосистему B2B-сервисов МТС. Телеком-гигант приобрел 75,5% компании за 2,1 млрд рублей, позже доля увеличилась до 84,25%. Целью МТС было создание внутри собственной инфраструктуры сильного решения для всех видов бизнес-коммуникаций, способного конкурировать не только с российскими аналогами, но и с игроками мирового уровня.

Наши цели были созвучны целям Группы МТС. Сейчас мы стремимся к созданию полноценной UCaaS-платформы, включающей в себя ВКС-платформу, корпоративный мессенджер, API, телефонию. Не менее важно, что расширились возможности для продаж: наши сервисы стали доступны не только отдельно, но и в рамках предложения МТС, в том числе бандла #CloudMTS .

2023: 15 лет Webinar Group, год в экосистеме МТС

Получилось, что 15-летие мы празднуем сразу вслед за годом в экосистеме МТС. Так что с чистой совестью подводим итоги года — и нам есть, чем поделиться.

<i>Сегодня в команде Webinar Group более 450 человек, из них 250 разработчиков</i>
Сегодня в команде Webinar Group более 450 человек, из них 250 разработчиков

С июля 2022 года по июль 2023 года общее число клиентов Webinar Group увеличилось на 61%. Более 200 крупных компаний перешли на платформу Webinar с зарубежных сервисов. Среди них СПбПУ Петра Великого, Университет Иннополис, Биннофарм Групп, OBI.

Сейчас 70% мероприятий на платформе проходят в режиме встреч. Среднее количество активных пользователей в месяц (MAU) выросло вдвое, а пользователей, которые за месяц проводят от четырех онлайн-мероприятий, стало в четыре раза больше. Число участников видеоконференций выросло на 20%.

За год на платформе Webinar прошло в 2,3 раза больше мероприятий, чем за предыдущие 12 месяцев. Онлайн-встречи проводились в четыре раза чаще, а число вебинаров выросло на 43%.

По данным big data МТС за первое полугодие 2023 года, Webinar лидирует по объему мобильного трафика среди российских сервисов для видео-конференц-связи. Среди всех решений ВКС Webinar занимает третье место после Skype и Zoom.

<i>Интерфейс платформы Webinar в 2012 году и сейчас. На созвоне 2012 года — Webi Panda, первый маскот компании</i>
Интерфейс платформы Webinar в 2012 году и сейчас. На созвоне 2012 года — Webi Panda, первый маскот компании

Мы уже многое сделали для приближения к запуску UCaaS-платформы: добавили интеграции со всеми распространенными почтовыми сервисами и календарями (в частности, с сервисами Microsoft, Google, «МойОфис» и CommuniGate), интеграцию с SIP для проведения встреч с использованием аппаратных ВКС-систем, внедрили технологию единого входа по протоколам SAML и OAuth2. Уже тестируется наш новый корпоративный мессенджер — за его разработкой можно следить в телеграм-канале We.Teams.

Если вам было интересно узнать о нашей истории, подписывайтесь на этот блог. Очень скоро обещаем поделиться важными новостями!

1010
2 комментария

Мои поздравления!

2
Ответить

Спасибо :)

Ответить