Две правки в договоре, которые сделают работу Digital-агентства проще и сэкономят время и деньги

Примерно в 95% договоров, даже в сфере IT и Digital, не хватает двух важных пунктов. Почему они важны и как адаптировать под современность «рыбы» прошлого века, которые я встречаю у потенциальных поставщиков услуг, расскажу в этой статье. И дам конкретные формулировки, которые стоит добавить в ваш шаблон.

Две правки в договоре, которые сделают работу Digital-агентства проще и сэкономят время и деньги

Привет, друзья! Меня зовут Татьяна Никанорова, я — предприниматель, финансовый ментор для бизнесов, собственник Консалтингового центра Профдело, мы настраиваем управленческий учет и строим эффективные финансовые стратегии для бизнеса, а также известны качественным бухгалтерским обслуживанием для ООО и ИП.

Два момента, которые я правлю в таких договорах.

  • Первый момент. Прописываю ЭДО с простой электронной подписью через e-mail, в т.ч. для претензий.
  • Второй момент. Предусматриваю возможность одностороннего отказа от договора, если это услуги.

ЭДО простой электронной подписью по e-mail

В большинстве договоров написано, что их можно подписывать по e-mail. Но это не то же самое, что подписание простой электронной подписью.

Допустим, у вас указано, что по e-mail можно подписать договор. Это разрешено законодательством — Гражданским кодексом. Но это означает, что так можно подписать только договор и допсоглашения к нему. А всё остальное:

  • претензии;
  • акты оказанных услуг или выполненных работ;
  • акты сверок

и ряд других документов нужно будет подписывать традиционным образом: либо на бумаге с отправкой Почтой России или курьером, либо по ЭДО с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Давайте я поясню термин «Простая электронная подпись»

Простая электронная подпись или ПЭП — это подпись, которая формируется без криптошифрования и подтверждает подписание документа конкретным лицом. В качестве ПЭП может выступать пара логин/пароль от e-mail или пара номер телефона/push-код.

Это не исчерпывающий перечень простых электронных подписей, вы можете придумать свою комбинацию, которая с достаточной степенью надёжности будет идентифицировать подписанта. Еще больше информации о ПЭП можно узнать здесь: Первый попавшийся сайт с достоверной и понятной инфой о ПЭП и Чуть больше инфы о разных электронных подписях вообще.

Так объясняет термин «Простая электронная подпись» портал gosuslugid.ru
Так объясняет термин «Простая электронная подпись» портал gosuslugid.ru

Отправка документов по e-mail может считаться отправкой с подписанием простой электронной подписью. Для этого в договоре нужно написать, что применяется простая электронная подпись в виде e-mail. Тогда документы, отправленные письмом с указанного в договоре адреса, будут считаться подписанными простой электронной подписью.

Здесь важно сказать, что бухгалтерские документы, например, акты оказанных услуг, акты выполненных работ можно подписывать простой электронной подписью. Но сканы, отправленные по e-mail, это не то же самое.

Чтобы документ считался заверенным простой электронной подписью, нужно соблюсти правила:

  • порядок подписания через ПЭП должен быть прописан в договоре;
  • в том же договоре должны быть указаны юридически значимые адреса электронных почт сторон.

Фактом подписания является транзакция с одного почтового адреса на другой, и оба адреса должны быть указаны в договоре. А отправка скана по емейлу, если емейлы не прописаны в договоре в качестве юридически значимых, а ПЭП в качестве надлежащего способа подписания не имеет юридической силы.

Формулировка для договора — можете скопировать один в один:

Договор составлен в электронной форме.

Договор, приложения, изменения к нему, а также претензии, уведомления, акты и иные документы, для которых договором предусмотрена письменная форма, могут подписываться простой электронной подписью. Такой подписью может выступать электронная почта каждой из Сторон, указанная в договоре. Каждая Сторона обязана самостоятельно обеспечивать безопасность доступа к своей электронной почте.


Включите предложенные формулировки в раздел «Общие положения».

Возможность одностороннего расторжения договора услуг

Я считаю возможность цивилизованно отказаться от сотрудничества величайшим достижением современности. И ГК РФ со мной согласен — для договоров оказания услуг и договоров подряда (выполнения работ) это прямо предусмотрено в законе.

Формулировка для договора — можете скопировать один в один, но скорректируйте срок в абзаце 3:

Любая из сторон имеет право отказаться от исполнения договора путем уведомления другой стороны об отказе от исполнения договора (далее – Уведомление).

Уведомление об отказе направляется инициатором путем отправки письма на Емейл, указанный в Договоре.

Договор считается расторгнутым в одностороннем внесудебном порядке на 16-й календарный день с момента направления Уведомления инициатором по емейлу, указанному в Договоре.

Меня спросили: "Зачем нужно дополнительно прописывать какие-то правила одностороннего расторжения в договоре, если это и так разрешено?" Объясняю.

Да, действительно, законодательством предусмотрено одностороннее расторжение договора оказания услуг, а точнее односторонний отказ от исполнения договора. При этом тот, кто отказался от договора, должен компенсировать другой стороне неудобства, связанные с отказом, а именно:

  • Заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы.

Пример

Клиент заказал услуги контекстной рекламы, и агентство уже подготовило рекламную кампанию для загрузки в личный кабинет, когда клиент вдруг передумал работать и отказался от исполнения договора. Но исполнитель уже проделал определенную работу, понес затраты — их было бы неплохо компенсировать. Если в договоре ничего не сказано, исполнителю придется доказывать фактический размер расходов — это трудно, если специалисты у вас на окладе. Или придется отказаться от компенсации, что и делают 99% агентств.

  • Исполнитель, который хочет отказаться от исполнения договора, обязан компенсировать заказчику убытки.

Пример

Вам попался токсичный заказчик, который уже второй месяц не может согласовать рекламные креативы и источает тонны яда в коммуникации. Ваша команда приняла решение не работать с таким.

Если в договоре нет никаких указаний на этот счет, заказчик может вам сказать: «Я не запустил к новому году рекламную кампанию и не сделал продаж на 1 000 000 ₽ — это мои убытки. Компенсируйте!». И в качестве доказательств покажет вам результат прошлогодней новогодней кампании, где он заказывал такую же точно услугу и сделал дополнительно прибыли на 1 000 000 ₽.

Такой убыток называется недополученной прибылью. Он тоже подлежит возмещению, если об этом ничего специально не написано в договоре.

Что будет считаться убытком и в каком объеме его компенсировать — всегда трудный вопрос для обеих сторон, и поэтому лучше зафиксировать этот момент в договоре письменно. Закон дает право предпринимателям заранее самим договориться о разумной сумме денежной компенсации в случае такого отказа — это разрешает Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16.

Формулировка для договора — здесь каждому нужно скорректировать под свою специфику:

При одностороннем отказе Заказчика от исполнения договора Заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные расходы в размере 5000р, если Исполнитель уже приступил к работе; в размере 15000р, если рекламная кампания загружена в личный кабинет сервиса Яндекс.Директ; в размере одной месячной абонентской платы если рекламная кампания была запущена и списались первые 100 рублей рекламного бюджета.

***

При одностороннем отказе Исполнителя от исполнения договора Исполнитель возвращает Заказчику полностью всю сумму, полученную по договору.

или

При одностороннем отказе Исполнителя от исполнения договора Исполнитель возвращает Заказчику полностью всю сумму, полученную по договору за месяц работы, в котором произошел отказ от договора.

***

В любых ситуациях убытки или упущенная выгода сторонами друг другу не компенсируются.

Некоторые юристы считают, что слово "убытки" уже включает в себя упущенную выгоду, но на мой взгляд лучше дописать отдельно, чтобы уж точно ни у кого не возникло сомнений.

Если в работе с новым заказчиком вы направляете ваш шаблон договора — у вас все козыри на руках. Вы даже можете сделать компенсацию при отказе от исполнения договора частью вашего УТП. Вы сможете говорить заказчику: «Смотрите, если вдруг что-то пойдет не так, мы друг другу не понравимся и захотим прекратить работу в середине месяца — я вам верну все деньги».

Подытожу

  • Если вы заказчик — проверьте в чужой «рыбе», что вам придется компенсировать. Если ничего не сказано — это прекрасно, исполнитель замучается доказывать свои расходы.

  • Если вы исполнитель, и это ваш шаблон — рекомендую указать в договоре, что недополученную прибыль при отказе от исполнения договора вы не компенсируете. А ваша компенсация представляет собой возврат полученного аванса — в большинстве случаев этого будет достаточно.

  • Для всех — предусмотрите ЭДО простой электронной подписью.

Проверьте ваши договоры — может быть, некоторые их положения немного устарели? Или отдайте договоры на анализ нам: наш юрист приведёт вашу «рыбу» в порядок по стандартам Профдело.

Не бойтесь нам писать — там отвечают живые люди, а рекламу через этот чат мы никогда не рассылаем.

Если вы хотите глубже погрузиться в тему управленческого учета, обязательно прочтите мою статью "В чём вести управленческий учет".

Лайк и коммент - по традиции!

Если статья была для вас полезной, подписывайтесь на мой блог, оставляйте комментарии. Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем Телеграме.

3333
8 комментариев

про электронную подпись было интересно

2

Если вижу на фотке грустное лицо и шесть пальцев - значит рисовал ИИ

2

Я рисую хуже, поэтому доверили ИИ важнейшую миссию подготовки картинки к статье :)

1

У вас в первом шаблоне "электронная почта", а во втором "емейл". Не стоит ли унифицировать? Если да, то какая формулировка лучше — электронная почта?

1

Спасибо за наблюдательность. Формулировки взяла из разных документов :) В своих документах (компании Профдело) я ввожу термин Емейл и далее везде пишу именно его. Клиентам, особенно консервативных отраслей, частенько пишем "электронная почта".

Вам в вашем документе однозначно стоит унифицировать. В статье попозже тоже подправлю.

Выбирайте тот термин, что ближе и понятнее вам и вашем клиентам.

1