Воинский учёт в организации: отвечаем на частые вопросы

В 2023 году в России изменились правила ведения воинского учета. Теперь работодатели обязаны вести карточки военнообязанных сотрудников и отчитываться об этом в военкоматы. Иначе их ждут серьезные штрафы.

Но несмотря на то, что эти правила были введены еще в прошлом году, а обязательства работодателей уже вступили в силу, вопросов о воинском учете у них становится только больше.

Сегодня мы ответим на самые частые вопросы, касающиеся постановки организации на воинский учет и его ведения в 2024 году — листайте статью, читайте пункты и работайте без штрафов.

Подпишитесь на Чёрную Бухгалтерию, чтобы следить за другими полезными публикациями для бизнеса:

Воинский учёт в организации: отвечаем на частые вопросы

Какие компании должны вести воинский учёт?

Воинский учет обязаны вести все организации, кроме индивидуальных предпринимателей (даже с сотрудниками) — п. 8 ст. 8 №53-ФЗ.

Также воинский учет лишается смысла, если в организации нет ни одного военнообязанного работника. Однако, как только у вас появится хотя бы один такой сотрудник, обязательства по ведению учета вступят в силу.

В каких случаях ИП нужно вести воинский учёт?

На данный момент у ИП нет такой обязанности, однако военкоматы не препятствуют их постановке на воинский учет.

Стоит предположить, что как только военкоматы «наведут порядок» в организациях, они возьмутся и за индивидуальных предпринимателей. Поэтому, если у вас есть военнообязанные сотрудники, рекомендуем встать на учет заранее.

Какие сотрудники попадают под воинский учёт?

Как правило, под учет попадают мужчины — граждане РФ, которые постоянно проживают в России, не освобождены от воинской обязанности и не проходят военную службу. А также женщины с военно-учетными специальностями.

В частности, ведение воинского учета требуется для:

  • Мужчин призывного возраста, не зачисленных в запас — от 18 до 30 лет;
  • Мужчин в запасе;
  • Мужчин, которые не служили без законных оснований или были освобождены от призыва;
  • Тех, кто отучился на военных кафедрах и в военных вузах;
  • Тех, кто прошел альтернативную гражданскую службу;
  • Женщин с военно-учетными специальностями (медики, связистки, телефонистки и т.д.). При этом им не обязательно работать по специальности – наличия диплома достаточно.

До какого времени нужно вести воинский учёт сотрудника?

Воинский учет сотрудника ведется до тех пор, пока человек состоит в запасе. Мужчины могут находиться в запасе до 70 лет, женщины — до 50.

Обратите внимание: воинский учет ведется в отношении даже тех сотрудников, которые работают неполный рабочий день, по совместительству или удаленно.

Где и как поставить организацию на воинский учёт?

Организация ставится на учет в военкомате по месту ее регистрации. Если у вас есть обособленные подразделения, ставить организацию на учет в каждом городе не нужно.

Для процедуры постановки на воинский учет необходимы:

  • Копии учредительных документов компании;
  • Заполненная карточка организации по форме 18;
  • Приказ об организации воинского учета;
  • План работ по воинскому учету.

Кто должен вести воинский учёт в организации?

Несмотря на то, что ответственность за организацию и ведение воинского учета несет руководитель компании, заниматься всей учетной работой могут и назначаемые сотрудники:

  • Подготовьте приказ об организации воинского учета. Пропишите в нем ответственных сотрудников.
  • Согласуйте приказ и другие документы в военном комиссариате. Вам должны выдать справку о постановке организации на воинский учет.

Какую информацию нужно передавать военкоматам?

На данный момент работодатели обязаны передавать военкоматам:

  • Информацию о выявленных работниках, которые не состоят на воинском учете, но обязаны — в течение 3 рабочих дней (вместо 14 дней, как раньше);
  • Информацию об изменении данных воинского учета — в течение рабочих 5 дней (вместо 14 дней);
  • Ответы на запросы военкомата об уточнении информации — в течение 3 дней с даты обращения.

Какую отчётность нужно подавать в военкомат в 2024 году?

Работодатели подают в военкомат два вида отчетности: регулярную и ежегодную. Первая подается при наличии определенных событий (например, изменении сведений работника), вторая — раз в год в установленный срок.

Полный список отчетов, которые военкоматы ждут от работодателей в 2024 году, можно узнать из нашей статьи.

Что делать, если в организации нашелся военнообязанный сотрудник?

Чтобы обезопасить себя от претензий и штрафов, работодатель должен выдать сотруднику без военного билета направление в военкомат. А также получить подпись о том, что оно было выдано.

После этого работодатель должен сообщить в военкомат о наличии такого сотрудника. И если он не посетит его в установленный срок — будет нести ответственность как физлицо.

Действует ли наказание за ошибки в воинском учёте?

С 1 октября 2023 года вступили в силу поправки в КоАП, которые кратно увеличили наказание за непредоставление сведений по воинскому учету.

В частности, были введены крупные штрафы, многие из которых достигают полумиллиона рублей. Например, в случае непредставления списков военнообязанных сотрудников, организацию оштрафуют на сумму до 400 тысяч рублей.

Полный список нарушений при ведении воинского учета и штрафов для организаций найти в нашей публикации.

Если вы хотите строить бизнес без штрафов, не теряя время на сложности воинского учета — обратитесь к Чёрной Бухгалерии!

Наши специалисты разбираются во всех тонкостях и поэтому готовы помочь вам как с постановкой организации на воинский учет, так и с его ведением.

Узнайте больше о компании, ознакомьтесь с услугами и оставьте заявку уже сейчас —на сайте чёрнаябухгалтерия.рф.

Воинский учёт в организации: отвечаем на частые вопросы
Начать дискуссию