Офис
Илья Ильичев
406

HiTech-карантин: как ИТ помогут бизнесу пережить коронавирус?

Сейчас бизнесу приходится очень быстро адаптировать свою ИТ-инфраструктуру к новой реальности: онлайн-сервисам наращивать мощности, а оффлайн-компаниям переводить штат на удаленную работу и выстраивать новые digital-каналы продаж и коммуникаций, чтобы остаться «на плаву». Как и насколько быстро можно это сделать? Ведь понятно, что действовать нужно было еще вчера.

В закладки

Инфо-эпидемия

Коронавирус – первая пандемия информационной эпохи. За ее развитием можно наблюдать практически в режиме real time, чем и пользуются врачи и эпидемиологи по всему миру. Они изучают неизвестный вирус, рисуют матмодели и выстраивают стратегию по ограничению разрушительного воздействия вируса не только на здоровье людей, но и на саму инфраструктуру здравоохранения, а также на привычный образ жизни населения Земли.

Одновременно с этим миллионы людей с разной скоростью уходят на добровольный или вынужденный карантин. Соцсети помогают людям узнать о развитии ситуации раньше официальных властей и новостных агентств. На этом фоне феноменальное развитие получают различные виды самоорганизации. Подобной пропаганды самоизоляции не было еще в 2009 году на фоне нешуточной пандемии свиного гриппа.

Во многом массовый карантин как выход из складывающей ситуации стал возможен в условиях развитых к 2020 году технологий, обеспечивающих людям надлежащее качество жизни и возможности для полноценной работы в удаленном режиме. Дистанционный офис, системы видеоконференций, почта, мессенджеры, корпоративные приложения, доставка еды и товаров повседневного потребления, онлайн-образовательные ресурсы, онлайн-развлечения - жить можно если не на все 100% дома, то значительно снизив необходимость выхода за пределы собственного жилья.

Are you ready?

Но готовы ли ИТ-системы к резкому и массовому росту нагрузки на сервисы?

Никогда раньше таких прецедентов не было, и мы прямо сейчас находимся в ситуации, когда огромное количество людей испытывает потребность в онлайн-ресурсах ежедневно.

Система здравоохранения в ряде стран уже испытала коллапс именно из-за одномоментного обращения за услугами огромного количества людей – это уже назвали «ddos-атакой» на медицину. Что будет с остальными сферами нашей жизни – образованием, мероприятиями, развлечениями, доставкой товаров и лекарств, когда пик атаки в онлайне придется на них, а домашний карантин затянется не на 3-4 недели, а, скажем, на полгода?

Пока можно сказать, что на практике цифровое пространство с этим вызовом не справляется. Лежат серверы и системы клиентского обслуживания множества организаций, от ритейла до транспортных компаний, аптек и вузов. Городские порталы не готовы организовать массовое дистанционное обучение школьников. Крупные организации не могут распустить сотрудников по домам, потому что в этом случае бизнес-процессы встанут – они полностью настроены на «оффлайн-режим».

Сейчас большому числу компаний придется очень быстро адаптировать свою ИТ-инфраструктуру к новой реальности: онлайн-сервисам наращивать мощности и стабилизировать платформы под большой нагрузкой, традиционным компаниям переводить штат на удаленную работу и выстраивать новые digital-каналы продаж и коммуникаций – для поддержания бизнеса «на плаву». Насколько быстро можно выправить ситуацию и как подготовиться к ней тем, у кого пик спроса еще на подходе? Ведь понятно, что действовать в этом направлении в условиях галопирующего карантина нужно было еще вчера.

Удаленные выходы: правила и советы

Перевести сотрудников на удаленную работу компаниям, в которых это не планировалось, одномоментно невозможно. Необходимо продумать и реализовать такую возможность заранее.

Основные инструменты коммуникаций в компаниях стандартны – это электронная почта и телефония, а также системы видеоконференций. Именно к ним необходимо обеспечить доступ в первую очередь. Если в вашей компании почта размещена в облаке, то тут практически ничего дополнительно менять не нужно, все как работало, так и работает, просто сотрудники будут работать с почтой, скажем, из браузера или с помощью любого другого привычного почтового клиента.

Если же почта развернута на базе не облачных провайдеров, а на ресурсах локального MS Exchange или аналогичной системы, то следить и балансировать возросшую нагрузку вам придется самостоятельно. Также придется дополнительно проинструктировать пользователей, как подключиться к корпоративной почте на домашнем компьютере.

Точно так же и с телефонией. Если телефония предоставляется как сервис, то все проблемы решаются по звонку сервис-провайдеру. А вот в случае локально развернутой системы возникнут проблемы: далеко не все телефонные АТС могут обеспечить удаленное подключение для всех сотрудников, а, например, в случае развернутой VoIP системы для каждого сотрудника необходимо создать SIP account и проинструктировать, как к нему подключиться и пользоваться.

Если время поджимает, а готового решения нет, то целесообразнее заменить VoIP телефонию на сотовую связь. В этом случае должна существовать корпоративная адресная книга с заполненным атрибутом: сотовый телефон. Например, MS Exchange address book отлично исполняет эту функцию. Однако далеко не все компании предоставляют мобильную связь сотрудникам.

Традиционную телефонную связь с успехом заменяют разнообразные системы видеоконференций. У нашей компании положительный опыт использования Skype for Business, но согласно road plan компании Microsoft он будет заменен на Teams. Впрочем, это не единственные решения на рынке, и каждая компания самостоятельно выбирает подходящий инструмент для себя: Zoom, Webex, GoToMeeting, Google Hangouts, TrueConf.

VPN, ноутбук и облака: джентльменский набор

Рабочие места для удаленных сотрудников – это обычно ноутбуки. Для стабильной работы достаточно обеспечить связность ноутбуков с ресурсами сети компании – для этого используются VPN решения, например, у нас в компании это Cisco VPN.

Безусловно, VPN необходимо подготовить к массовому нашествию пользователей и следить с помощью, например, Zabbix за нагрузкой и проблемами. Если мониторинг показывает, что нагрузка на канал достигла предельных значений, должна быть предусмотрена возможность экстренного увеличения пропускной способности канала. Также имеет смысл заблаговременно удостовериться в наличии достаточного количества лицензий на подключение.

Отдельной проблемой станет обеспечение большого числа удаленных сотрудников ноутбуками – здесь, скорее всего, бизнес уже столкнется с дефицитом «железа» у дистрибьюторов и торговых сетей.

Еще одна проблема, неизбежно возникающая при организации массовой удаленной работы сотрудников, – нагрузка на службу технической поддержки. В первые дни перехода персонала в удаленный режим шквал вопросов и проблем, требующих оперативного вмешательства ИТ-специалистов, практически неизбежен.

Резервное копирование и безопасность

Несмотря на работу из дома, никто не отменял необходимость заботиться о сохранности данных и безопасности. Есть испытанные временем инструменты, такие как Kaspersky Endpoint Security и шифрование диска BitLocker. В случае кражи или потери ноутбука до ваших данных будет не добраться. Также целесообразно запретить сохранять файлы локально на ноутбуках и рекомендовать сохранять проекты на традиционных shared network disks или перевести рабочие группы в облачные хранилища (OneDrive, Dropbox, box.com и многие другие). В итоге вам придется бэкапить уже не каждый ноутбук в отдельности, а только централизованные хранилища. У нас в компании используют Veeam for Office 365 и Veeam Availability Suite. Есть и другие решения - Acronis, CommVault, Veritas Backup Exec, EMC NetWorker и так далее.

Управление задачами

В удаленном режиме, когда ты не видишь своего коллегу или подчиненного, на первое место выходят digital-инструменты управления задачами и проектами. Поскольку у нас в компании используется подписка на Office 365, то лучшим выбором для нас стали Microsoft Planner и Microsoft Tasks. Кому-то больше подойдут такие инструменты, как Asana, Битрикс 24, Мой Офис, MS Project online, MS To Do, Trello, Wrike, Todoist и др.

Особый случай

Есть ряд компаний, у которых особые требования к безопасности, или они по legacy причинам не предоставляют ноутбуки. В таком случае все гораздо сложнее и дороже, и в некоторых случаях даже невозможно обеспечить удаленную работу. Например, каким-то отделам запрещено работать удаленно по политике безопасности.

В этом случае, как правило, компании стараются перейти от Legacy Desktop PC к облачным или смешанным гибридным ИТ-инфраструктурам, которые базируются на решениях VDI и RDP от VMware, Citrix и Microsoft. Если у вашего сервис-провайдера развернута VDI или RDP ферма, то достаточно пары звонков и пары выставленных счетов, чтобы быстро масштабировать такое решение.

Безусловно, есть ряд специальностей, которые не могут работать удаленно – это, например, дежурные смены инженеров, обязанные присутствовать on site. Никакие современные инструменты не способны заменить в такой ситуации квалифицированных инженеров на местах. Возможно, когда-то мы и сможем менять серверы и комплектующие с помощью роботов, но этот день еще не настал.

Инфраструктурная база удаленного будущего

Онлайн-сервисам сейчас крайне важно обеспечить работоспособность в условиях постоянно растущего спроса.

Если инфраструктура компании находится в облаке, то нужно поинтересоваться у облачного провайдера, готов ли он к нагрузке и как быстро сможет помочь масштабировать платформу в случае необходимости. Так, провайдер должен быть готов оперативно приобрести дополнительные лицензии, если их не хватает, заменить компоненты «железа», если имеющиеся мощности не справляются с резко возросшей нагрузкой. Обычно ресурсы наращиваются «по запросу», но в текущей ситуации провайдер может оказаться не готовым к заявкам от множества клиентов одновременно.

Если серверное оборудование физически находится в ЦОДе, то следует заранее озаботиться покупкой дополнительных серверов (уже проблема) или забронировать мощности у самого дата-центра.

Один из главных вопросов в свете наступивших реалий: а есть ли сегодня свободный ресурс у дата-центров и виртуальных облачных операторов для того, чтобы обеспечить стремительный рост запросов со стороны бизнеса и населения?

В принципе, все крупнейшие дата-центры должны справиться с ситуацией без видимых осложнений. У ЦОДов предусмотрено многократное резервирование всех необходимых ресурсов именно на такие случаи. Но все это работает только до тех пор, пока не возникнет потребность в покупке, опять же, дополнительного «железа».

А проблемы с поставками оборудования будут.

Порядка 80% всех электронных компонентов производится в Китае, больше других стран пострадавшем от эпидемии. Многим ИТ-производителям пришлось временно остановить производство и поставки, да и волатильность курса рубля не добавляет оптимизма и стабильности рынку. Конечно, у кого-то ресурсы закуплены под запланированное расширение, кто-то всегда имел запасы «на всякий пожарный», однако в целом при негативном сценарии развития ситуации «железный» вопрос может стать серьезным вызовом для отрасли в масштабах страны.

В целом луч надежды есть: по состоянию на сегодня значительная часть (95%) китайских производителей вернулись к нормальной работе и возобновили поставки своих товаров, о чем сообщил недавно офис «AliExpress Россия». Это говорит о том, что и производители «ИТ-железа» могут вскоре вернуться к более стабильной работе.

Не впервой, прорвемся

С ситуациями взрывного роста нагрузки на цифровую инфраструктуру бизнес, в принципе, уже сталкивался. Например, онлайн-кинотеатры регулярно испытывают резкий наплыв пользователей - в каникулы или в дни трансляции суперпопулярных спортивных матчей. Иногда инфраструктура не справляется и сервисы «падают», но, как правило, это ненадолго, и в обычной жизни это всего лишь досадное происшествие. Сегодня от работоспособности многих сервисов зависит реальное качество жизни сотен тысяч людей, и на ИТ-отрасль ложится большая ответственность за работу важнейших цифровых ресурсов и систем.

Пандемия, несмотря на огромный урон для мировой экономики, может стать драйвером реальной (хотя и вынужденной) цифровой трансформации общества и бизнеса. А технологии – инструментом для быстрого реагирования на угрозы.

Илья Ильичев, ИТ-менеджер компании Linxdatacenter

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Ильичев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "office", "id": 113497, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 19 Mar 2020 15:58:33 +0300", "is_special": false }
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир